Мои 7 рабочих схем принятия решений (начало)

Мои 7 рабочих схем принятия решений (начало)

Выбор — это всегда стресс, ведь когда он сделан, пути назад больше нет. В этой статье я расскажу о том, как я упростил сложный процесс принятия решений с помощью простых и рациональных схем.

Когда друг разболтался вдруг…

Этот инсайт случился во время пробежки с товарищем – я тогда готовился к покорению дистанции Ironman и мне нужно было выбрать шоссейный велосипед. Мой друг - назовём его Пашей – в ответ на мой вопрос о выборе шоссейника ответил монологом, вот его суть: Велосипед состоит из рамы, колес, руля и навесного оборудования. Колеса в свою очередь бывают двух типов, рамы – тоже двух типов, хорошее навесное оборудование есть у двух лидеров рынка, навесное оборудование одного из производителей делится на определённые классы.

В этот момент я понял, что в моей голове монолог превратился в схему - эдакая майнд-карта с мыслительным визуалом всего велосипеда, каждый элемент которого я могу исследовать отдельно. При этом я четко и ясно понял способ этого исследования – осталось только подставить значения и принять решение.

Меня тогда поразила простота, точность и наглядность этого способа – но если бы не ещё один случай, этот инсайт так бы и погиб в недрах «удивительных открытий Валерия».

Мои 7 рабочих схем принятия решений (начало)

Схема 1

Весь мир – салат

Инсайт повторился, когда я решил освоить мастерство приготовления зеленых салатов. Я, конечно же, сразу закопался в море информации на бесчисленных кулинарных каналах Ютуба. Очень быстро схватил перегруз и понял - время уходит, я смотрю эти бесконечные ролики, а в голове почему-то все больше бардака и ничего похожего на идеальный салат!

И тут я вспомнил историю с Пашей и его блок-схемой велосипеда - и мне захотелось применять эту методологию мышления к данному объекту познания (то есть – к салатам). Начинаем раскладывать салат на составляющие: листья, дрессинги, наполнение.

Какие бывают листья? На основе чего создаются дрессинги? Какое бывает наполнение?

Оказывается, такая схема идеально применима для массы житейских сфер: Одежда? Однозначно: верх, низ, обувь, головные уборы., аксессуары.

Спортивная экипировка? Да: зима, осень, лето/верх, низ, обувь.

Схема тренировок? Подходит: Триатлон/Бег/велосипед/плавание. Если эта схема кажется вам скучной и не креативной – не беда. Для принятия решений это только плюс, поверьте!

Методология в данном случае выглядит так:

1. Взять предмет познания.

2. Разложить на составляющие крупные блоки.

3. Крупные блоки разложить на более мелкие и продвинуться на уровень ниже с дальнейшей детализацией.

4. Скомбинировать из мелких составляющих новые объекты.

Мои 7 рабочих схем принятия решений (начало)

Схема 2

Адаптируем Курпатова

Не совсем уверен, что Курпатов рекомендовал делать именно так, но я адаптировал его методику и разработал вот какой алгоритм действий – он очень помогает в решении жизненных вопросов.

1.Берем задачу (проблему, цель) и начинаем выписывать все, что приходит в голову по этому вопросу. В моем случае задача - пройти дистанцию триатлона IRONMAN. Для работы по схеме пришлось достать из подсознания все – от самого волнительного до самого незначительного. Я старался разносить блоки по разным участкам страницы, и в финале с удивлением обнаружил, что не так уж много всего есть в голове на тему определенного запроса. А ведь в начале казалось, что там у меня целая вселенная из миллиарда идей и тонкостей.

2.После того, как проявили всю проблематику задачи, берем каждый волнующий аспект и отвечаем на вопрос «что с этим делать?». В моем случае аспект - менять колесо, что делать - надо научиться менять колесо. Пишем список конкретных дел:

- Купить запаску, лопатки, баллоны с газом.

- Пойти к веломастеру и пройти обучение

- Поменять колесо 5 раз самостоятельно в виде тренировки дома

- Поменять колесо 2 раза во время тренировки

Вот так, по каждому проблемному аспекту, который не дает покоя и не позволяет двигаться дальше, пишем список конкретных дел.

3.Расставляем приоритеты и начинаем действовать. Здесь мы должны отделить первостепенные задачи от второстепенных – понять, что нужно начать делать прямо сейчас, а что может немного подождать.

4.Проводим корректировки по ходу выполнения. Например, в случае с заменой колеса мы увидим две большие разницы: поменять резину с насосом в домашних условиях или использовать баллон с газом в полевой обстановке.

5.Контроль выполнения. Через определенный промежуток времени проводим подобную работу еще раз и обновляем наши листы «что делать?».

Мои 7 рабочих схем принятия решений (начало)

Выводы ( промежуточные)

К чему весь этот текст?

Суть его не в том, чтобы использовать конкретно эти схемы мышления - вы можете экспериментировать с разными методиками, или же создавать собственные схемы. Главное – разложить мышление по полочкам и взять мысли под контроль.

Тогда любая проблема легко превращается в задачу, паника – в план действий, а хаос в голове – в понятный список. Все просто ровно настолько, насколько мы сами того хотим.

Посмотреть, как работают схемы, можно на практике – структурное мышление и фокусировка на важных аспектах задачи помогают разрабатывать бизнес презентации, в которых информация преобразуется в лаконичную и убедительную форму.

Если вы используете оригинальные схемы мышления, о которых в этой статье ничего не сказано – поделитесь в комментариях! Хороших схем много не бывает!

1818
12 комментариев

Делаю ровно также:)
Если не могу принять решение по какому то вопросы - начинаю писать на бумаге плюсы и минусы:)
10 минут мучаюсь ехать или не ехать, а потом за минуту на бумажке все решается)

3
Ответить

Да, бумага отрезвляет и то тот хаос в голове и то что потом написано на бумаге, две большие разницы!

3
Ответить

Всю жизнь этому учусь, но не хватает терпения - эмоции зашкаливают, особенно в семейных делах. Как только успокаиваюсь и начинаю все по полкам раскладывать, самое главное - семья уходит на второй план. Бардак.

1
Ответить

Я слабо верю в колесо баланса и гармоничное развитие личности, если чего то хочешь достичь, надо быть фанатичным и сфокусированном на чем то одном, поэтому может, то что семья отходит на второй план в этом есть плюсы?))) главное, что бы усилия были не напрасны и впереди ждали достойные результаты)

1
Ответить

Какими приложениями пользуетесь? Если не секрет.

1
Ответить

Владимир, в основном креатив в схемах выкладываю на бумаге, рисую схемы или пишу фрирайтинг. По хранению информации, пройдя цепочку всевозможных evernote, остановился на примитивном и простом "заметки" в айфоне, правда структурировал по областям жизни. Понял, что информационный жир не ведет ни к продуктивности, ни к успеху. Единственное, что остается неизменным это приложение дневник DAY ONE, перепробовав все, что было доступно, остановился на нем, пользуюсь уже несколько лет, как самым удобным по фукционалу, но оно платное, раз в год надо продлевать.

2
Ответить

У Садхгуру по этому поводу альтернативное мнение)) Логика - не единственно правильный инструмент, да и вообще он не считает ее инструментом. По ее законам ,человек должен расщепить вопрос на составляющие и так далее, как с лягушкой в медицинском колледже. Но не все можно разложить на составные части. " Иначе вам придется разложить вашу маму - к примеру")). Наилучшим способом принятия решения, отсутствие потока мыслей в этот момент. Ну, а это уже технологии))))

Ответить