А в попугаях-то я гораздо длиннее: как мы помирили опт и розницу с помощью градуировочных таблиц
Руководитель корпоративных практик ALP Group Александр Казеннов рассказывает, как разработчики решили проблему несоответствия массы и объема продукции в учетных системах и сняли множество претензий между оптовым и розничным направлениями бизнеса заказчика.
Проблематика
Сегодня хочу поделиться нетривиальным кейсом из нашей практики. Ниже — распространенная проблема крупного бизнеса, работающего с любой продукцией в жидком виде (будь то, например, подсолнечное масло или нефть), и простое математическое решение, о котором программистам обычно не рассказывают в профильных вузах.
Разрабатывая кастомную систему учета для одного российского холдинга, мы заметили, что дочерние компании, отвечающие за производство, сбыт и продажу жидкой продукции постоянно спорят между собой, а сам холдинг практически потонул во внутренних претензиях и конфликтах. Казалось, что производство должно было отгружать определенное количество продукции по документам, но к потребителю товар регулярно поступал в меньшем или большем объеме, чем было оплачено.
Поначалу никто не мог понять, что за магия происходит с продукцией по дороге и кто ее «ворует». А секрет оказался прост: при учете товара оптовики оперировали неизменным показателем массы (тоннами), а розница, традиционно, объемом (м3). Под влиянием температурных условий жидкость сжималась, расширялась, испарялась или оседала — и попадала в точку сбыта уже с другими показателями плотности и объема. Как говорится, ларчик просто открывался! Звучит как будто бы не страшно, но при больших объемах поставок речь идет о недостаче (или переизбытке) сотен кубометров продукции.
Решение
Согласно принципу бритвы Оккама, самое простое решение — обычно самое верное. И в нашем случае эта аксиома сработала. Решение этой масштабной проблемы придумали еще в СССР — это особый ГОСТ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В Стандарте прописаны специальные градуировочные таблицы, которые позволяют рассчитывать нормальную плотность (отношение массы к занимаемому объему) того или иного вида жидкости при заданной температуре. Конвертируя «на выходе» показатели по таблице, розница получает ту самую неизменную массу, которая была у товара «на входе».
Мы вшили градуировочные таблицы в логику автоматизированной системы, то есть реализовали блок сквозного учета массы продукции через приведенные показатели объема и плотности по всеи цепочке отгрузок, — и вуаля, у всех дочерних обществ стали получаться одинаковые метрики. Унификация позволила заказчику избавиться от постоянных споров по излишкам и недостачам, а также наладить отношения с контрагентами. Учет стал максимально прозрачным: все заинтересованные стороны сейчас видят, как проводились расчеты, и при желании могут самостоятельно всё перепроверить.
А вы сталкивались с проблемой расхождения учетных показателей? Пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях ⬇