Почему бизнес план в стартапах не работает

Почему бизнес план в стартапах не работает

Создавая бизнес, живём надеждой на громкий успех по готовому проекту. Со временем, убеждаемся, что в ожидании и реальности совпадений немного. Как планировать будущую славу, в ресторане с друзьями или по четким графикам и нормативам? Разберёмся со специалистом по кибербезопасности Владиславом Черновым.

Идеальная картина выглядит так: нас озаряет идея, мы её продумываем, составляем план развития, находим деньги на реализацию, делаем всё как придумали и идём покупать Ferrari. На практике так бывает не всегда, примерно в 97 % случаев, то есть почти никогда. Разберём одну из причин провала – неверный бизнес-план.

Радужные ожидания

Когда захлестнула блестящая идея на старте бизнеса, сложности и проблемы кажутся далёкими и мелкими, а перспективы ошеломляют, захватывая дух. Эмоциональный восторг и рациональное мышление в одной голове уживаются с трудом. На свет появляются красивые идеи без продуманных «мелочей» и деталей.

Вдвойне сложнее передать свой запал инвесторам, убедить вложиться в проект. В их голове так же неплохо-бы создать образ неизбежного успеха. Описание проблем может испортить картину мечты. Поэтому и «рисуются» идеальные графики и планы, вместо того чтобы вместе подумать, как избежать «узких мест».

Множество факторов влияния

При открытии новой компании на владельца обрушивается лавина текущих вопросов, никак не связанных с основной идеей. Помимо создания и продвижения продукта необходимо вести бухгалтерию, менять кулер с водой, икать сотрудников, давать рекламу, платить счета за свет, чистить компьютер.

Вся эта рутина – совсем не то, чем вы мечтали заниматься, планируя захват рынка. Ежедневная текучка забирает большую часть времени, отвлекая от решения стратегических задач и увеличивает сроки реализации проекта. Хорошо, когда есть сотрудники с опытом работы, для решения текущих задач и деньги на их зарплату.

Несыгранная команда

При создании новой команды есть большая вероятность не угадать с первого раза при выборе людей. Кто вас не устроит, кому-то не понравитесь вы. Грамотные сотрудники на бирже труда не сидят. Приходится выбирать из свободных и обучаться. Причём, не только вы их учите, но и они вас. Если нет, то зачем вам такие нужны?

На олимпиаде по хоккею бывает ситуация, когда прямо перед игрой приезжали звезды НХЛ и продували командам середнячков, не успевали сыграться. Пасы летят мимо, нет чувства локтя, взаимные упрёки ведут к раздорам. Команды в стартапах работают годами. Чтобы сработаться нужно время – это, вам не шайбы гонять.

Непринятие продукта потребителями.

Чем больше инноваций в продукте и сложнее разработки, тем больше доработок он потребует. Привлечение специалистов для консультаций, доделки и улучшения занимают время. А где время, там и превышение расходов по финансам. Предусмотрено ли превышение расходов в вашем бизнес-плане. А, что, если нет?

Внедрение и продвижение на рынке не всегда совпадают с первоначальным замыслом. Реакция потребителей покажет угадали вы или нет. Хорошо если предусмотрена возможность модифицировать продукт под запросы пользователей или дождаться признания сохранив команду и боевой задор. Но это расходы и времени и денег.

Изменение условий.

И вот наконец свершилось. Долгожданный продукт готов, запущен и даже работает (на удивление создателей). Но, жизнь без сюрпризов скучна и не интересна. Оказывается, не только вам пришла в голову эта замечательная идея. Чем она интересней, тем больше страждущих ломают над ней голову по всему миру.

При вхождении на рынок нельзя не брать в расчёт реакцию конкурентов. Простые разработки подразумевают большое число подобных участников. Сложные продукты заставят конкурировать с серьёзными компаниями, крепко держащими свою долю пирога. Каковы их шаги – снизить цены или дать свежие решения, тоже вопрос.

Стоит ли тогда забивать себе голову всякими расчётами если они неприменимы для большинства? Однозначно да, но с определёнными поправками:

  • Точные сроки и возврата инвестиций при создании инновационных продуктов предсказать нельзя. Ни один из наших проектов не вышел на окупаемость в заданные сроки. Отклонение в пределах 15-30% тоже приемлемо.
  • Относительно точные прогнозы развития можно строить спустя год – полтора после создания организации, когда уже более-менее понятны процессы внутри компании, внешняя конъюнктура, налажен сбыт и учёт.
  • Разработки ведутся по заданным стандартам, похожи друг на друга, идет масштабирование по заданным шаблонам. В этом случае можно экстраполировать предыдущий опыт и оценивать сроки реализации.
  • В бизнес впрягается уже сформированная команда с опытом работы в подобных проектах. Если команда новая или проекты не похожи на предыдущие, то о предсказуемости стартапа уверенно говорить нельзя

Бизнес, это не движение поезда по накатанным рельсам с мощным локомотивом и остановками по точному расписанию. Что бы создать что-то новое, с накатанных рельсов придётся сойти и выбирать маршрут по примерному направлению. Возможны задержки, повороты, остановки. Хорошо если в рамках разумного.

Правильный бизнес-план можно сравнить с картой похода за сокровищами. Без четкой схемы, указателей и обозначений богатства не добыть. Но в каждом плане возможны отклонения. Чёткого маршрута недостаточно, нужны опытные путешественники, дополнительный запас провианта и напряжённая работа и немного удачи.

33
2 комментария

Сколько людей писали статью? Кто-то из авторов пишет бизнес-план через тире, кто-то нет. Кто-то ставил точки в заголовках, а кто нет. Один человек не может так писать.

Ответить

Если делать бизнес-планы в Project Expert, то их можно оперативно корректировать - практически в режиме реального времени.

Ответить