Кладовщики не хотят работать в «1С», или к чему нас привела автоматизация склада с 200 тысячами SKU номенклатуры

У нас была система учёта, но инвентаризации проводили вручную, и каждая занимала много времени. Скажу честно, полная ревизия склада в компании — мероприятие довольно редкое, в основном делали только частичные, по серийным номерам (SN). Но в определённый момент все устали ходить по складу, искать, куда при приёмке положили продукцию, считать руками и переписывать «серийники» ручкой на бумажку.

Зачем их переписывать? В связи с известными событиями нам пришлось вести учёт серийных номеров на товарах зарубежного производства. Это наложилось на фазу активного роста нашей компании — филиалы открываются один за другим, растёт количество оптовых клиентов, увеличивается объём операций. Чтобы избежать ошибок и замедления бизнес-процессов, было принято решение улучшить имеющуюся систему складского учёта, доработать логистику и по максимуму автоматизировать все операции.

Кладовщики не хотят работать в «1С», или к чему нас привела автоматизация склада с 200 тысячами SKU номенклатуры

На работу всегда влиял человеческий фактор

Периодически возникали ситуации, когда из-за недосмотра часть товаров приходилось досылать. Например, кладовщик визуально проверил товар и отчитался, что всё хорошо, а по факту при перемещении в партии не оказалось 1/3 количества каких-то моделей.

И вот этот процесс, основанный только на доверии друг к другу, на уверенности в том, что один всё правильно сложил, а другой всё правильно принял, приводил к пересорту на складах — в учётной системе количество не соответствовало факту.

Вариант с привлечением дополнительного персонала, несмотря на очевидную простоту, мы даже не рассматривали. Потому что система должна работать эффективно, иначе её будет тяжело масштабировать в будущем.

200 000 SKU и миллионы товаров на складах

Чтобы были понятны масштабы, расскажу немного о нашей компании.

«РУСГЕОКОМ» — официальный дистрибьютор ведущих марок геодезического, строительного и контрольно-измерительного оборудования. Также компания является крупнейшим провайдером точных измерительных решений и услуг полного цикла.

У нас есть собственная лаборатория, сервисный центр, сеть филиалов и несколько складов, с которых мы поставляем оборудование от Leica, Topcon, Trimble, Nikon, Sokkia и других известных брендов для нужд строительства и геодезии.

В каталоге на нашем сайте представлено:

  • Геодезическое оборудование — GNSS-приёмники, электронные тахеометры, лазерные сканеры и уровни, нивелиры, дальномеры;
  • Контрольно-измерительные приборы — тепловизоры, приборы теплового и неразрушающего контроля, электроизмерительные и радиоизмерительные приборы, измерители параметров окружающей среды;
  • Техника — силовая, садовая и строительная, станки и мотопомпы.

Наша номенклатура насчитывает 200 000 SKU, а фактическое наличие товаров на складах составляет несколько миллионов единиц.

А что, собственно, было не так?

Та система организации склада, что была у нас лет 5—10 назад, работала. Но она уже не поспевала за темпами роста компании и за нашими объёмами. Нам не хватало дополнительной аналитики и контроля.

Чтобы провести инвентаризацию, нужно было совершить несколько взаимосвязанных действий:

  • выгрузить из 1С и распечатать ведомость по товарам на складах,
  • выдать всем сотрудникам ведомости и отправить их на склад считать продукцию,
  • затем вручную внести в систему учёта все цифры.,
  • последний пункт — надеяться, что никто нигде не ошибся.

При нашей номенклатуре задействовать приходилось все доступные ресурсы. А если учитывать, что у нас не было внедрено адресное хранение, то сразу сказать, где на складе лежат все единицы конкретного оборудования, никто не мог. И их поиск превращался в неплохой такой квест.

Поиск оборудования превращался в неплохой такой квест
Поиск оборудования превращался в неплохой такой квест

И дело было даже не в трудоёмкости поисков. Допустим, кладовщик нашёл товар. Далее требовалось распаковать каждый прибор, потому что чаще всего «серийники» находятся внутри — на самом приборе. Нужно все упаковки открыть, аккуратненько переписать серийные номера и при этом не ошибиться ни в одной цифре. Затем приходилось подходить к ПК с 1С, открывать документ пересчёта и вносить все нужные товары, набирая SN вручную.

Этот процесс занимал не меньше 1-1,5 часов времени. Долго? Да! Надёжно? Нет!

Если уж и менять систему, то на современную и надёжную

Вот несколько основных задач, которые мы хотели решить:

  • выстроить учёт всех поступлений так, чтобы сотрудники видели приходы и расходы каждый в своей зоне и никакой путаницы не возникало;
  • реализовать возможность сборки/разборки товаров не в ручном режиме;
  • внедрить адресное хранение и серийный учёт, чтобы кладовщик всегда точно знал, в каких ячейках находится товар, шёл конкретно к этим ячейкам и именно оттуда забирал продукцию.
  • упростить адаптацию новых сотрудников;
  • подготовить склады к проведению инвентаризации;
  • обеспечить более точный и быстрый пересчёт товаров.

Когда мы определились со списком задач, стали анализировать опыт других крупных компаний и поняли, что без внедрения системы штрихкодирования не обойтись. А отсюда следовал логичный вывод: нужно переходить на работу с терминалами сбора данных.

Программное обеспечение мы выбирали на основе составленного нашей командой аналитического отчёта. Посмотрели видео на сайте российского разработчика о внедрении софта на складе автомобилей и запчастей, где много «мелкоштучки», много полочек и ячеек. Тогда мы поняли, что «Клеверенс» в целом подходит под наш функционал, потому что у нас, помимо крупной, тоже есть разная малогабаритная продукция.

Там же, на сайте «Клеверенса», мы ознакомились с инструкциями по внедрению и подключению программных продуктов, посмотрели на каких складах и в каких фирмах это работает. В итоге мы сошлись на том, что соотношение цены и качества именно этого ПО нас полностью устраивает, а схема интеграции подходит на 100%.

Переходим к следующему шагу

На предыдущем месте работы я тоже внедрял ТСД, но не как специалист по подключению оборудования, а как руководитель проектов. И софт был от другого разработчика. В том случае я больше исходил из итогов: что информация получена, всё настроено, всё работает. Здесь я работал в ручном формате — отсматривал абсолютно новый продукт. Поэтому и с подрядчиком, который занимался интеграцией и внедрением мобильного софта и оборудования, я работал очень плотно.

Специалистов-интеграторов я нашёл в партнёрском разделе на сайте разработчика. Почитал отзывы о них, очень ответственные ребята оказались: провели предпроектное исследование и подготовили для нас описание нескольких вариантов внедрения мобильных технологий учёта.

Специалистов-интеграторов я нашёл в партнёрском разделе на сайте разработчика
Специалистов-интеграторов я нашёл в партнёрском разделе на сайте разработчика

Мы уже более 10 лет занимаемся автоматизацией бизнес-процессов торгово-производственных компаний на базе “1С: Предприятие” и можем по праву называться экспертами по конфигурациям “1С: Управление торговлей”, “1С: Комплексная автоматизация”, “1С: ERP”, “1С: ЗУП”. Кроме того мы регулярно внедряем нашим клиентам штрихкодирование и обязательную маркировку, интегрируем терминалы сбора данных и инструменты Auto-ID.

Андрей Галактионов, генеральный директор компании «ВИАНТ»

А задач-то прибавилось

После первой встречи с интеграторами мы смогли выделить ещё несколько дополнительных задач, которые предстояло решить в рамках проекта по автоматизации нашего склада:

  • внедрить штрихкодирование и систему адресного хранения,
  • автоматизировать серийный учёт товаров,
  • интегрировать терминалы сбора данных с нашей системой учёта — «1С:Управление торговлей 11»,
  • реализовать выполнение всех складских операций с помощью мобильных устройств (ТСД).

Для решения поставленных клиентом задач мы выбрали терминалы сбора данных Urovo DT 40 и “Склад 15” от “Клеверенс”. Готовая интеграция и открытый код позволили нам адаптировать мобильное ПО и настроить обмен данными с 1С под специфические бизнес-процессы компании “РУСГЕОКОМ”.

Андрей Галактионов, генеральный директор компании «ВИАНТ»

Как мы изменили складские операции

Мы ведём учёт оборудования и продукции на складах именно по серийным номерам, которые в обязательном порядке наносим либо на корпус приборов, либо на самоклеящиеся термоэтикетки. Это позволяет нам видеть всю цепочку движения конкретной единицы от приёмки и размещения на складе до её реализации. А в последующем — и до сервисного обслуживания. Расскажу обо всех операциях и изменениях в них по порядку.

Приёмка и маркировка товаров

Для нас важен момент идентификации товаров при поступлении. И при приёмке кладовщики в обязательном порядке считывают заводской «серийник». Однако не все наши поставщики-производители маркируют приборы штрихкодами. Поэтому операцию поступления товаров интеграторы «ВИАНТА» адаптировали под нас.

Поскольку штрихкод серийного номера уникален для каждого производителя, мы “обучили” систему правильно парсить эти персональные идентификаторы и получать все необходимые данные о приборе из любого типа ШК.

Андрей Галактионов, генеральный директор компании «ВИАНТ»

Сейчас у кладовщиков есть плановый документ приёмки — «Приобретение товаров и услуг». Его выгружают на ТСД, и если на каком-то из приборов нет ШК от производителя, терминал «скажет», что нужно вручную ввести SN. После чего можно спокойно генерировать и печатать штрихкод на принтере этикеток в режиме онлайн.

Благодаря такой доработке процесса мы можем открыть нужный нам документ в разделе «Приход на склад» и проверить соответствие плановых и фактических показателей. ТСД даёт возможность не просто считывать и правильно расшифровывать заводские штрихкоды с серийными номерами, но и маркировать в моменте любое оборудование.

Размещение по ячейкам хранения

Ещё один большой плюс сотрудничества с «ВИАНТом» в том, что интеграторы специализируются на внедрении адресного склада. Они предложили нам настроить механизм, который сейчас позволяет за одну операцию сверить план-факт при приёмке, промаркировать оборудование и разместить его по местам хранения.

На складе “РУСГЕОКОМ” мы успешно применили собственную разработку и внедрили процесс потоковой приёмки. После того как документ обработан на ТСД, в 1С автоматически создаются “Приходный ордер” и “Отбор-размещение товаров”. Это в несколько раз экономит время на ввод данных в 1С и исключает ошибки человеческого фактора.

Андрей Галактионов, генеральный директор компании «ВИАНТ»

Внутрискладские операции

Без перемещения между складами (адресными и безадресными) и между ячейками нам, как и многим другим компаниям, никак не обойтись. Поэтому эту операцию мы тоже хотели автоматизировать, так как вводить вручную серийные номера даже на 10 единиц оборудования — не быстрый процесс.

Именно внедрение системы штрихкодирования позволяет сейчас контролировать всё движение товаров. А по дополнительным статусам документов, которые прописали в системе учёта специалисты «ВИАНТа», мы можем отслеживать состояние обработки каждого задания.

Например, при сборке/разборке товаров кладовщику нужно только подтвердить факт сборки комплекта — приёмки готовой продукции из производства — в мобильном клиенте «Клеверенса» на ТСД. А все складские документы на списание комплектующих создаются в системе учёта автоматически.

С помощью "Склада 15" мы полностью автоматизировали обязательное создание документов “Расходный ордер“ и “Отбор/Размещение (отбор)“ — для отражения списания со склада комплектующих, и создание документов “Приходный ордер” и “Отбор/Размещение (размещение)” — для отражения оприходования готового комплекта. Кладовщикам больше не нужно делать это вручную в 1С.

Андрей Галактионов, генеральный директор компании «ВИАНТ»

У нас к реализации допускаются только исправные устройства. Поэтому все приборы проходят обязательную процедуру тестирования. И благодаря операции сборки/разборки, мы можем проверить работоспособность полученных устройств. То есть если проверка проходит успешно, со склада автоматически списывается обычный товар, а приходуется уже с признаком «поверен».

Подбор и отгрузка товаров

Каждый день наши операторы обрабатывают большое количество документов. И мы хотели как-то сократить время, которое сотрудники будут на это тратить. Интеграторы предложили нам реализовать механизм создания складских документов в автоматическом режиме — по кнопке «Сборка на ТСД».

«Для автоматического создания документов отбора и выгрузки задания на подбор товаров на терминале сбора данных в 1С создаётся финансовый документ "Реализация товаров и услуг (РТУ)". Созданному документу присваивается статус "К сборке"»

Андрей Галактионов, генеральный директор компании «ВИАНТ»

По классической схеме, чтобы кладовщик понимал, из каких ячеек может взять нужный товар, система адресного хранения в «1С:Управление торговлей» требует создания и «Расходного ордера», и «Отбора\размещения товаров». А мы теперь можем нажать всего одну кнопку на ТСД — либо внутри документа РТУ, либо на форме списка Реализаций (для возможности группового выделения) — и получить задание к отбору с уже указанными ячейками хранения.

Процесс подбора продукции теперь такой:

  • кладовщик открывает нужный документ на терминале,
  • на экране появляется информация «план-факт»,
  • далее нужно отсканировать штрихкод ячейки, а ТСД с «Клеверенсом» всё проверит и учтёт сам.

При этом серийный номер пропишется автоматически после сканирования штрихкода, а Расходный ордер в статусе «К отгрузке» и Отбор/размещение в статусе «Выполнено без ошибок» перепроведутся в системе учёта на то количество товаров, которое было собрано с помощью терминала.

Мы также реализовали для клиента возможность указывать, что продукцию собрали не полностью. Для этого отдельно прописали статус документа "Подобран частично" для документа реализации, который тоже выставляется автоматически.

Такие документы можно повторно вернуть в работу путём нажатия кнопки "Сборка на ТСД". Расходный ордер и Отбор в таком случае сформируются на оставшееся количество товара с расчётом новых плановых ячеек.

Андрей Галактионов, генеральный директор компании «ВИАНТ»

Такая система статусов для документов позволяет нам контролировать ход сборки товаров для клиента. При этом всю работу, в том числе учёт SN, персонал теперь выполняет мобильно, а фактические данные по подбору попадают в 1С в автоматическом режиме — без участия человека в процессе.

Пример того, как на ТСД выглядит список товаров
Пример того, как на ТСД выглядит список товаров

Инвентаризация

Об этом процессе хочу рассказать отдельно. Так как мы смогли в несколько раз сократить время на проведение инвентаризации. Добиться таких результатов удалось за счёт того, что задания на пересчёт продукции распределяются между кладовщиками, и несколько сотрудников с разными ТСД одновременно могут приступить к выполнению операции.

Как выглядит эта операция в «Клеверенсе»? Допустим, у меня на ТСД есть документ, в котором указано, что мне нужно пересчитать 30 приборов. Отлично! Я сначала сканирую ячейку, затем считываю ШК на коробке, распаковываю оборудование и сканирую непосредственно ШК серии. Если штрихкод нечитаемый, то SN можно ввести на клавиатуре вручную. Да, это работа руками, но в ней есть своё преимущество: не нужно бегать с ручкой и бумагой.

Далее нажимаю «Завершить», и документ пересчёта «уходит» в 1С. А в системе учёта уже специалист по складу — у нас есть такой ответственный сотрудник, который проверяет внесение результатов — видит, что пересчёт товаров окончен. Сейчас эти 30 единиц номенклатуры можно пересчитать буквально за 5-10 минут, а не за 1,5 часа, как до автоматизации.

Результат

На текущий момент — по прошествии 2 месяцев работы со «Складом 15» — мои сотрудники забыли, что такое 1С, потому что больше они не работают за ПК, а исключительно через терминалы сбора данных. Этого результата и хотелось добиться: чтобы кладовщики имели весь нужный им функционал в рамках мобильной автоматизации. У нас всё получилось, и можно смело сказать, что проект вышел удачным.

Полную инвентаризацию пока ещё не проводили. Пересчитываем продукцию на складах по брендам, по конкретным ячейкам. Например, хотим пересчитать товар от одного производителя — считаем. Хотим пересчитать продукцию другого — считаем конкретно по нему. На текущий момент мы уже близки к глобальной ревизии склада, потому что такими относительно мелкими пересчётами — иногда до 1000 позиций — мы выравниваем складские остатки.

Сейчас делаем сверку серийного товара — что есть фактически, чего нет. И как только все эти частичные инвентаризации будут закончены, мы сделаем генеральный пересчёт. Планируем запустить его в конце года. Потому что, как ни крути, всё равно потребуется какое-то количество человеко-часов, но уже есть понимание, что с «Клеверенсом» это можно реализовать.

Кроме того, благодаря внедрению мобильных компьютеров со «Складом 15», мы можем построить полную аналитику: кто на ТСД работал, ФИО сотрудника, какие товары он считал. KPI пока не отслеживаем, это цель на ближайшее будущее. Но у нас уже сейчас есть момент премирования сотрудников за использование терминалов сбора данных. Так как в ходе перехода на новый алгоритм работы некоторые кладовщики ещё нет-нет руками вносят данные в систему учёта, мы ввели приятный бонус 5-10 тысяч рублей к зарплате для тех, кто пользуется только ТСД.

Всю необходимую информацию мы видим из отчёта: сколько сделано с терминалом, сколько сделано руками через ПК. Если превалирует ручная схема работы, сотрудник не получает премию. А если превалирует мобильность — получает.

Мы ввели приятный бонус 5-10 тысяч рублей к зарплате для тех, кто пользуется только ТСД
Мы ввели приятный бонус 5-10 тысяч рублей к зарплате для тех, кто пользуется только ТСД

Это такая простая схема замотивировать людей больше работать с ТСД. Тут срабатывает фактор привычки: как только человек привыкает работать с терминалом сбора данных, он уже не будет и не захочет снова руками что-то вносить в 1С.

Период перехода на работу с «Клеверенсом» прошёл хорошо и спокойно. Кладовщики уже пользовались терминалами при работе в других компаниях, и для персонала это не было принципиально новой схемой.

Я лично сам ходил на склады, сам принимал и разгружал товар, тестировал работу с «Клеверенсом» в плане доработок софта — насколько мне лично это всё удобно. И когда я понял, что да, мне всё понятно, работать удобно, мы отдали этот инструмент в релиз для сотрудников.

В мобильном клиенте «Склада 15» всё логично и интуитивно понятно: куда нажимать и как что должно происходить. «ВИАНТ» — ответственные ребята: позаботились о том, чтобы у кладовщиков под рукой всегда были наглядные мануалы.

На реализацию проекта и введение его в эксплуатацию у нас ушло всего 35 рабочих дней. Дополнительно мы подготовили инструкции по всем операциям и провели выездное обучение ключевых сотрудников склада компании “РУСГЕОКОМ” по работе с ТСД. Также мы продолжаем поддержку, развитие и обслуживание системы клиента удаленно.

Андрей Галактионов, генеральный директор компании «ВИАНТ»

Подведу итог того, что мы получили от перехода на автоматизированный учёт:

  • сократили время на выполнение складских операций,
  • свели практически к нулю количество ошибок, вызванных человеческим фактором,
  • оптимизировали приёмку, маркировку и размещение товаров на адресном складе.

ОБОРУДОВАНИЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫЕ В ПРОЕКТЕ

Программное решение «Склад 15» от «Клеверенс» и 30 терминалов сбора данных Urovo DT 40

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога Клеверенс на основе интервью с Богданкевич Яном, руководителем ИТ-проектов компании РУСГЕОКОМ, и Андреем Галактионовым, генеральным директором компании ВИАНТ
НАД СТАТЬЁЙ РАБОТАЛИ: Евгения Алербон
44
33
11
6 комментариев

Ой, а я как раз пару дней зада написал, про то что WMS не нужен таким компаниям. А тут пост. Это не тот Галактионов в статье, который про внедрение WMS рассказывал в интервью пару лет назад? Вроде дичь, а вроде не дичь.

4

Да, компания ВИАНТ в лице Андрея Галактионова — один из ведущих партнёров Клеверенса.

Вот тут то самое видео, о котором Вы говорите: https://rutube.ru/video/633d5f45e9c79edb86834d6638a9de0b/

2

Идея с премированием классная

3

Согласна! Такой подход очень стимулирует и добавляет "плюсиков" в карму руководству))

2