1С:ERP или WMS-системы: что лучше использовать при автоматизации адресных складов
При необходимости автоматизации адресных складов у аналитиков и заказчиков возникает много вопросов в части реализации процесса. Работа на складах в разных компаниях сильно различается, и вопросы в части адресного хранения возникают самые разнообразные. Дмитрий Кучма, старший консультант департамента 1С ГК «КОРУС Консалтинг», в статье постарался поднять и объяснить те из них, которые нужно решить на подобных проектах.
Когда используются адресные склады
В процессах почти каждой организации возникает потребность в хранении тех или иных материальных ценностей. В ИТ-отделах компаний хранятся картриджи, сетевые шнуры, клавиатуры, мышки, возможно даже серверы. Для производственных предприятий – требуется хранение используемых в производстве материалов и выпускаемой продукции. Для магазинов актуально хранение товаров для продажи, которые будут выставлять в торговом зале. Таких примеров множество. Структура хранения может быть детально проработана и фактически использоваться на складах, но ведение в системе расположения товаров по адресам хранения может быть не нужно. Например, товар может фактически храниться в нумерованных секциях стеллажей, но в учетной системе будет отражаться только общий складской остаток.
Вопрос об автоматизация адресного хранения встает, когда:
- Площадь склада достаточно большая;
- Множество сотрудников (в т.ч. единовременно) выполняют множество складских операций (приемка, отгрузка, инвентаризация).
Без такой автоматизации процессы склада станут неэффективными. Товар может теряться, не будет известна загрузка склада, а время на обработку поступления и отгрузки превысит разумные пределы. Таким образом, для многих организаций автоматизация хранения товара на адресных складах является крайне важной для поддержания динамики своих процессов, а также минимизации временных и материальных потерь при складских операциях.
Какие есть решения в продуктах 1С
Автоматизация адресного хранения – большой и сложный процесс. Готовые решения для автоматизации заложены в типовые продукты, например, «1С:Управление торговлей» и «1С:ERP. Управление предприятием». Также на рынке существуют решения, разработанные и внедряемые партнерами фирмы 1С. К ним относятся 1С:WMS и другие менее известные продукты. В продуктах от вендора есть как учет адресного хранения в справочном режиме, так и полноценное управление адресным складом.
При использовании справочного хранения в системе указываются ячейки хранения, но не учитывается откуда товар отбирается.
Полноценное управление включает в себя размещение по правилам хранения, отбор по настройкам и даже пересчет отдельных ячеек.
Следует отметить, что в типовых продуктах есть ограничения, которые следует учитывать при автоматизации. Например, в типовом решении 1С:ERP предусмотрено хранение товаров только в монотоварных упаковках. Если на складе есть необходимость учитывать разные товары в одной упаковке, то будет требоваться доработка. Также ограничением могут являться довольно большие и сложные настройки хранения в штатном варианте использования, которые потребуют отдельной работы диспетчера.
Как выбрать продукт для автоматизации
В начале работы над проектами зачастую встает вопрос: какой продукт выбрать для автоматизации адресного склада? Такие вопросы вставали и передо мной, их так же часто задают в профильных чатах. Универсального ответа, конечно, быть не может. Лучше на стадии выбора продукта презентовать ключевым лицам заказчика работу с адресными складами в типовых решениях (например, 1C:ERP), упомянув ограничения.
С точки зрения архитектурного решения чаще всего используется два варианта:
- Настройка и доработка механизмов хранения на адресных складах типовой функциональности учетных систем (не класса WMS). Но это может потребовать больших доработок.
- Использование решений класса WMS и настройка интеграций для обмена данными с мастер-системой, в роли которой выступает 1C:ERP.
Следует сказать, что вариант доработки типового решения (например, 1C:ERP) может потребовать средств и трудозатрат, сопоставимых с внедрением стороннего WMS решения вместе с настройкой интеграции вместе взятых.
Какие сложности могут возникнуть при работе с адресным складом
Критичные вопросы при выборе решения могут быть такие:
- Отсутствие возможности хранения миксованного товара в одной упаковке;
- Множество пользовательских настроек, которых может не быть в текущих решениях:
- индивидуальные или общие упаковки товаров (в «1С:Управление торговлей» и ERP весь товар на адресном складе хранится в упаковках);
- области хранения, складские группы номенклатуры;
- типоразмер и складские группы для упаковок;
- правила размещения товаров в регистр сведений.
Не очень гибкие настройки правил размещения и отбора. В основном используется приоритезация по настройкам области хранения, правилам размещения и доступности ячеек. Более гибкие настройки, например, размещение товаров на складе, исходя из срока годности или предполагаемой даты вывоза, в типовой системе недоступно.
Необходимость постоянного контроля работы склада со стороны оператора. Особенно, в части приемки и размещения. Если ячейка переполнена по данным программы, то размещение в нее будет невозможно. Это, конечно, может быть и плюсом, но все же за такими кейсами нужно постоянно следить. На одном из моих проектов товар расставляют «пирамидкой» в одной ячейке, и она может наполниться в программе, но не фактически. Также проблемы могут возникать из-за настроек, когда для нового товара не заведена настройка размещения или не установлены другие настройки.
Отсутствие функциональности управления двором в «1С:Управление торговлей» и ERP. Какую машину ставить в какой док решает оператор, назначая зону приемки или отгрузки в ордерах. Статистики по времени нахождения машины на территории и времени разгрузки в системе не ведется. Решение этой задачи на проекте занимает довольно серьезное время.
Поэкземплярный учет тоже может стать «камнем преткновения». Типовая учетная система не позволяет учитывать каждую уникальную упаковку отдельно, а иногда это довольно критично. Учет ведется в разрезе номенклатуры, характеристики. серии и упаковки, таким образом можно оперировать только совокупностью этих сущностей в системе. На одном из проектов для реализации требований заказчика по строгому поэкземплярному учету потребовались большие доработки.
Интеграции также могут вызвать сложности. Даже если выбрать архитектурное решение с использованием отдельной WMS-системы, то учет товаров и упаковок может оказаться нетривиальной задачей. На одном из проектов одной из сложностей было то, что WMS-система не позволяла корректно идентифицировать упаковки и фактическое количество позиций в 1С:ERP. Разобрать и поставить все по местам в 1C:ERP при получении данных по интеграции из WMS потребовало немалых усилий в части проработки алгоритмов.
Также один из вопросов – это ведение упаковок. Для корректного учета, упаковки необходимо указывать в документе «Приходный ордер на товары». Иначе могут возникнуть расхождения в регистре накопления «Товары в ячейках» в разрезе упаковок и в АРМ приемки будет отображаться минусовые остатки по ячейкам приемки. Указание упаковок зачастую требуется и в расходных ордерах, а также в других объектах системы. Например, для подсчета необходимого для доставки товаров транспорта потребуется знать упаковки, а также их вес и объем в расходном ордере.
Подключение оборудования. В частности – терминалов сбора данных, без которых работа на адресных складах бессмысленна. Это большая задача, которая может вылиться в отдельный проект. Помимо работы с приложением на терминале приходится менять логику работы в 1С. Часто возникают проблемы с работой серий и назначений на терминалах. Стандартные средства работы с терминалами в типовых учетных системах далеки от идеала и могут вызывать сложности. Поэтому на практике часто покупают специализированное программное обеспечение для работы с терминалами у других поставщиков.
Исходя из вышеописанного, можем сделать выводы, что для складов с простой топологией (например, для склада готовой продукции собственного производства) будет достаточно функциональности 1С:ERP, а для больших складов и логистических центров оптимальным будет решение по внедрению WMS-системы и настройки ее интеграции с учетной системой.
Чем аналитик может помочь заказчику при автоматизации адресных складов
Краткий алгоритм действий аналитика на таких проектах может выглядеть так:
- Аналитик получает от ключевых пользователей заказчика требования и описания процессов работы адресного склада.
- Моделирует описанные процессы заказчика (с учетом требований) в демо-версии 1С:ERP.
- Презентует модель заказчику.
- Проводит детальное обсуждение и фиксирует точки разрывов в функционале, которые нужно будет решить путем разработок
Но, конечно, не все так просто. Поэтому даю несколько дополнительных советов, основанных на собственном опыте:
- Не избегайте сложных вопросов. Например:
- учет и отображение расхождений;
- учет брака
- учет возвратов товаров от клиента и возвратов поставщику
- схемы ответственного хранения.
Эти процессы могут быть довольно сложными, а иногда и вовсе не подходить для общей модели хранения. Если заказчик не поднимает эти вопросы, то не бойтесь сами инициировать обсуждение.
Просмотрите предлагаемые типовые отчеты, обсудите их модернизацию или разработку новых. Учтите, что для разработки отчета, возможно, понадобится менять архитектуру. Так небольшое требование по отображению в отчете по ведомости товаров на складах – ячеек хранения может привести к необходимости больших изменений в архитектуре, т.к. данный отчет строится не по контуру адресного хранения.
Учтите способы проведения инвентаризации, т.к. на больших адресных складах, например, проведение сплошной инвентаризации просто невозможно. Нужно обсудить с заказчиком как будет пересчитываться склад, включая вопрос загрузки начальных остатков. Если загрузка будет производится без проведения инвентаризации – есть риск указать в системе при переносе остатков для хранимого товара не ту ячейку.
Также проработайте вопрос по учету по сериям, включая хранение по срокам годности. Отбор по срокам годности может быть двух вариантов:
- как указание сроков в распоряжении, тогда кладовщик должен найти именно указанную в распоряжении серию товаров;
- обратный вариант – когда серии устанавливаются по данным отбора на складе.
Проблемой может стать необходимость заводить и указывать серии и упаковки при приемке товаров на складе, т.к. оператор фактически не видит товар и его сроки годности. Следовательно нужно решить вопрос о поступлении и такой информации оператору.
При использовании в системе назначений продумайте их использование на адресном складе. Например, в ячейке лежит несколько упаковок и одну из них обособили. В таком случае нужно или приклеить новый ярлык на товар. указав назначение или переместить такой товар в отдельную ячейку.
Маркировка товаров. Вид этикетки, условия ее распечатки и нанесения тоже нужно решить в процессе проекта. Согласуйте с заказчиком вид ярлыков хранимой продукции, как они нанесены сейчас, какие данные по идентификации хранимой продукции есть в текущей системе и как и куда их перенести во внедряемую систему. Откуда будет печататься ярлыки и в каком виде. Был случай когда нам не давали разрешение на запуск проекта пока не сформируем и не распечатаем из новой программы этикетки товара, аналогичные этикеткам в старой программе заказчика.
Не забудьте учесть, что может потребоваться проверка и упаковка отобранного товара. В штатном функционале 1С ERP есть мини-АРМ по проверке и упаковке товара, вызываемая из расходного ордера. По минимуму работать в ней возможно, с использованием упаковочных листов. Возможно потребуется доработка по статусам упаковочного листа и отображению их в расходном ордере. Потому что из расходного ордера не видно, какой упаковочный лист готов, а какой еще в процессе.
На этом основные рекомендации по внедрению адресных складов закончены, желаю успехов в автоматизации.
Очень нравятся ваши материалы!