Два акселератора - два мира: опыт прохождения московского Start-up Lab и калифорнийского Alchemist

Всего год назад мы с партнером проходили акселерационную программу с проектом по доставке продуктов с рецептами в Start-up Lab. А сегодня уже находимся в Кремниевой долине с другим IT проектом Via Delivery, хотя прошло меньше года. Надо отдать должное прошлому проекту, им мы занимались 6 лет, акселерация помогла сделать полноценный пивот (pivot - разворот) и благодаря проверке гипотез создать гораздо более успешную компанию.

Но речь не об этом, а о том, есть ли разница между акселерацией по-русски и американским подходом. Я бы выделали несколько значимых (хотя в Alchemist мы еще в самом начале пути, уже и так ясно, на что делают упор разные рынки).

1. Подход: русский акселератор (как, мне кажется, и вся образовательная система в России) держит вас за руку всю дорогу (3 месяца). Вы шлете отчете, обязаны присутствовать на лекциях, делать раз в неделю обзор результатов тестирования гипотез. Если вы пришли не подготовленные - пиши пропало! Вы снова чувствуете себя школьником, соревнуетесь с командами, боитесь не успеть/не сделать. В Alchemist никому вообще не интересно, приходите ли вы на лекции. Только вам самим важно, что вы вынесете из вашего акселя.

2. Сама программа: в московском акселераторе у вас насыщенная программа, лекции, которые вы должны применить на практике. У нас была очень сильная команда продактов, от которых мы узнали, что такое касдев и тестирование гипотез (и это после 5 лет в стартапе :-)), что гипотезы нужно тестировать быстро и иттерировать свой продукт. Это было невероятно полезно! Здесь, а Калифорнии у нас тоже проходят лекции каждую неделю (кстати, это первый batch онлайн), но уклон американского подхода в другом..

3. А именно все в программе американского акселератора заточена на фандрайзинг (fundrising), то есть поиск и привлечение инвестиций. Американцы - лучшие в мире продажники и это факт. И на все они смотрят через то, как выгодно себя преподнести и в том числе свой стартап. И задача CEO (основателя и ген дира в одном лице) - продать свой стартап инвесторам. С первой недели начинаются встречи с ангелами (частным инвесторами) и фондами - даже сейчас в режими онлайн. В российских же реалиях в лучшем случае проект найдет деньги в конце акселерации.

4. В российском акселе менторами являются люди, которые скорее имеют знания, но не так много опыта. Это скорее академической подход. В американском варианте менторы будут из индустрии и могут занимать достаточно высокие должности в Amazon, Google, eBay, Oracle и т.д. Это очень помогает стартапу взлететь, так как когда есть доступ к обратной связи от опытнейших людей, это ускоряет весь процесс.

5. Самым важным событием в Alchemist является Demo day -это финал программы, когда собираются приглашенные инвесторы и смотрят на проекты, которые были отобраны один из лучших акселераторов мира (Alchemist входит в 5ку топ B2B акселей в мире). По сути все 6 месяцев программы это лишь подготовка к этому дню. И команда Alchemist следит именно за тем, как вы идете к этому дню. Обычно команды поднимают свою капитализацию на демо дне значительно, а также поднимают хорошие деньги - от 10 до 70 млн долл. В российских реалиях это скорее красивая сказка. У нас был достаточно вялый с точки зрения инвесторов демо день, но это скорее проблемы нашего венчурного рынка, а не самой программы.

Вывод: российские акселерационные программы могут быть хорошим источником знаний и прокачки себя. Если ваш проект заточен под корпоратов, вы вполне можете выйти на оплачиваемые пилоты и даже быть куплены позже, что тоже не плохо. Если вы ищете инвестиции, смотрите за рубеж, пробуйте попасть в акселератор на тот рынок, на который направлены.

22
2 комментария

Статья интересная, спасибо! Но, наверное, все же не совсем корректно говорить что задача СЕО продать стартап / поднять инвестиций и тд. В акселераторы идут ведь и просто за советами.

Мы тоже есть в текущем батче алхимика, но инвестиций не ищем, а цель - как раз нетворк, поиск потенциальных партнеров, помощь с позиционированием нашего продукта в США.

Ответить

Кирилл, привет! да, согласна, без продаж инвестиции не поднять, это не менее важно. Но все же сравнивая с российским опытом, акцент на раунд на Демо дне очень сильный. 

Ответить