IQOS в Китае. Или как компартия отучит тебя курить.

IQOS в Китае. Или как компартия отучит тебя курить.

Неделю назад, во время рабочей поездки в Шанхай, столкнулся с напряженной ситуацией =) закончились стики для iqos, которые я брал с собой в командировку.

Сразу скажу, что не пропагандирую ни курение, ни заменители, ни что-то другое существующее сегодня на рынках. Но это натолкнуло меня на мысль - а почему бы не рассказать в целом о "дружбе" этого бренда с китайским рынком? Поэтому, раз уж я делюсь своим мнением относительно китайского медиа пространства, брендах и рекламе, суровом и беспощадном китайском маркетинге...уделю все же пару слов реалиям китайского рынка табака, супер крутым и дорогим китайским брендам сена (ой...извините...сорвался)...сигарет, а также расскажу почему я так и не нашел даже аналогов стиков для iqos в ту поездку.

Табачная индустрия в КНР

Пару тезисов о том, что такое китайский рынок табака:

  • Китай - крупнейший производитель табака в мире, с объемом выработки более 2 млн метрических тонн в год (~40% от общемирового)
  • В 2020 г. каждый третий курильщик в мире - китаец.
  • Китайские курильщики выкуривают более двух триллионов сигарет в год, больше, чем в Европе, Юго-Восточной Азии и Америке вместе взятых.
  • Традиционно, один из крупнейших налогоплательщиков в КНР является Китайская Национальная Табачная Корпорация (China National Tobacco Corporation, или сокр. - China Tobacco или CNTC), принося 7–11% государственных налоговых поступлений ежегодно.

Если говорить простым языком - китайский табачный рынок это жесточайшая монополия одного игрока, а именно той самой корпорации China Tobacco (中国烟草总公司).

IQOS в Китае. Или как компартия отучит тебя курить.

https://financemarker.ru/stocks/HK/6055/reports/income/

В 2023 г. выручка компании составила свыше 1,5 млрд долл США.

Схема работы тоже интересная. По сути, эта корпорация является надстройкой над всеми производителями табака в Китае - как над мелкими частными плантациями, так и над промышленными производствами.

Фишка еще в том, что в 1983 году Государственный совет КНР учредил Государственную администрацию табачной монополии (STMA) в качестве административного и регулирующего органа отрасли. CNTC осуществляет централизованное планирование, управляет сырьем, устанавливает региональные квоты на производство табачных листьев и продуктов и является головной компанией для провинциальных фирм. STMA управляет и регулирует национальную монополию. Две ноги идут вместе.

IQOS в Китае. Или как компартия отучит тебя курить.

Конкуренция конкуренции рознь

Так что же отличает рынок табака от других рынков в Китае?

Отсутствие внешней конкуренции.

Когда у тебя есть самый крупный в мире рынок производства и потребления твоего продукта - вряд ли ты будешь рад впустить в свой дворик каких-то экспатов со своими брендированными и новомодными палатками. А особенно тогда, когда ты и диктуешь правила игры и по факту управляешь ей одновременно. Это как быть тренером национальной команды и судьей в матче одновременно.

Отсюда - все что новое, некитайское - все чуждо.

Даже такие бренды сигарет как Marlboro, Camel, Lucky Strike, Kool, 234, 555 - все это местное производство лицензиатов. В то время, как эти сигаретные бренды продаются как премиальные бренды за пределами Китая, внутри Китая эти сигареты производятся из местного табака, который уступает качеству используемого премиальными китайскими сигаретными брендами (например брендом 中华 chungwa). Купил это сено за 65 юаней (около 700 руб. ...хотел попробовать)

IQOS в Китае. Или как компартия отучит тебя курить.
IQOS в Китае. Или как компартия отучит тебя курить.

Но все это - традиционные сигареты.

Так что там с iqos?

Ну и теперь о главном.

Изначально, стики для айкоса были одобрены Национальным центром надзора и инспекции качества табачных изделий Китая. Но...потом ребята посидели, подумали, взвесили все за и против...и постановили: так как стики содержат характерные компоненты табака и продукты относящиеся к табачной монопольной продукции, то в соответствии со статьей 23 «Правил реализации табачных изделий Закона о монополии», предприятия или частные лица, получившие лицензию на розничную торговлю табачной продукцией, должны приобретать товары на местном оптовом предприятии табачного производителя. Производству стиков дорогу не дали. А "новые для китайского рынка табачные изделия", поступающие через каналы контрабанды не только нарушают порядок на китайском сигаретном рынке и влияют на разработку новых отечественных (китайских) табачных изделий, но также оказывают серьезное негативное влияние на внутреннее налогообложение табачных изделий. Короче говоря...не получилось - не срослось.

Но есть один интересный нюанс. Когда iqos появился на рынке России, китайские туристы скупали их толпами. Искали даже русских чтобы те под свой паспорт оформили покупку и зарегистрировали покупателя в системе програмной лояльности iqos club (тогда продажи еще шли 1 аппарат в одни руки под один паспорт). Далее это уходило в таобао перекупам (именно в С2С формате, потребитель перепродает потребителю). Так вот о бренде. В 2016 году еще можно было найти в Китае и стики и сами iqos по разумным ценам. Айкос тогда, к слову, назывался в Китае "ФЭННЯО" 蜂鸟 (fēngniǎo - досл. колибри) из-за своей характерной птицы на упаковке. Мудрить не стали и народ назвал как видит.

Что было дальше?

В ноябре 2019 года под тезисом заботы о здоровье молодежи и из-за огромного спроса на электронки (ну а по факту просто включилось лобби CNTC и STMA) власти в Китае вообще запретили любые продажи таковых в онлайне. Даже перекупам. Все ведущие е-ком площадки начали гасить любые ссылки с изображениями/упоминаниями любых электронных сигарет.

Далее, с 1 октября 2022 года китайскому потребителю еще раз напомнили, что если куришь сено сигареты, то и вкус должен быть как у нормального сена табака. И ввели запрет на продажи электронных сигарет с ароматизаторами. Надо было им слоган тогда придумать...Я бы предложил: "Почувствуй вкус настоящего китайского сена - выплюнь изо рта заморскую обманку со вкусом клубнички =)".

Короче покорные китайские потребители снова поверили в национальный продукт. Тем более...брендов то свыше 900 и все на разный кошелек. Только сено! Только хардкор!

Годы идут - контрабанда та же=)

Спустя пару дней, вернулся я в РФ и начал развивать эту мысль до обертки в контент. Кстати так в Шанхае ничего и не нашел. Переговорил с китайцами, зарядил их найти мне все-таки стики (где-то же они должны быть на черном рынке=) ). Русский мозг начал играть в игру - "а если найду").

И я нашел. Везут и закупают не как раньше из РФ с названием "электронные сигареты колибри" или "iqos" (как искал я), а из Японии...И называются они - "Iqos iluma". Перекупов пруд пруди. Просто все ушли в private groups...Захотел купить айкос - пиши в группу на вичате, подвезут за 10 мин.

Конечно есть свои моменты, другой аппарат айкоса (но все же айкос) и свои вкусы (под азиатский рынок...но и у нас тут тоже в РФ другие стики). И тем не менее...

IQOS в Китае. Или как компартия отучит тебя курить.
IQOS в Китае. Или как компартия отучит тебя курить.
IQOS в Китае. Или как компартия отучит тебя курить.
IQOS в Китае. Или как компартия отучит тебя курить.

Китайская курительная молодежь уходит в онлайн подполье...=))))

В заключение хочу сказать пару выводов:

1. Курение- зло. Курение убивает.

2. Знаешь бренд - не знаешь проблем ( проще найти=)))))) )

3. Китайское сено не советую никому.

Всем удачи=)

Понравился материал - останься со мной, будет много интересного о рекламе и маркетинге в КНР. Больше интересностей выкладываю в моем авторском канале марКИТолог в телеграм.

保持联系!

Контент для взрослых
Начать дискуссию