Когда предпринимателям нужны "свои люди": советы эксперта UTEX, как найти бизнес-комьюнити в любой стране

Когда предпринимателям нужны "свои люди": советы эксперта UTEX, как найти бизнес-комьюнити в любой стране

Рассказываем в этой статье о том, зачем предпринимателям бизнес-комьюнити, когда без него трудно обойтись и как его найти в любой, самой экзотической стране.

У бизнес-комьюнити может быть несколько целей: нетворкинг для поиска партнеров, инвесторов и клиентов, социализация, менторинг, общение в избранном кругу людей с таким же социальным статусом или выше. Иногда комьюнити нужно для того, чтобы добиться конкретной цели в бизнесе: например, выйти на глобальный рынок. Для решения подобных задач есть специализированные сообщества, такие как SLP Moscow или R-основатели. Для тех, кто ищет инвесторов, — огромное количество стартап-клубов и акселераторов.

При этом множество предпринимателей целенаправленно не ищет бизнес-сообщества, обзаводясь связями постепенно, естественным образом. Но в некоторых обстоятельствах формализованное бизнес-комьюнити становится необходимо почти всем. Например, в новой стране. Зимовка на Бали или переезд в другую страну навсегда — и в том, и в другом случае приходится создавать новые связи в малознакомой среде, как рабочие, так и личные. Даже постоянный онлайн-контакт с командой и друзьями не заменит живого общения. Если бизнес полностью ”завязан” на Россию, то рабочие вопросы можно решать, не выходя из отеля. Многим “цифровым кочевникам” такой образ жизни подходит. Но со временем у большинства людей всё равно появляется потребность в общении на личные темы, в обсуждениях новостей и событий. А бизнес должен постоянно развиваться, так что без “топлива” новых знакомств и идей тоже не обойтись.

Один из самых очевидных способов выйти на нужный круг общения в новой стране — попробовать работать в коворкинге. Лучше выбрать по возможности фешенебельное место, где больше шансов пообщаться с профессионалами. В одном из коворкингов я познакомился с группой грузинских SEO-специалистов на фрилансе, которые путешествуют по всему миру. Такие знакомства могут оказаться полезными для бизнеса, не говоря уже о том, что будет с кем обсудить местную погоду и достопримечательности, открыть для себя новые места и события. С другой стороны, альтернативой коворкингам могут стать рестораны, бары и модные кафе.

Когда предпринимателям нужны "свои люди": советы эксперта UTEX, как найти бизнес-комьюнити в любой стране

Большинство зарубежных русскоязычных бизнес-комьюнити базируются в сети. Чаще всего это чаты в “Телеграм” и группы в “Фэйсбуке” (запрещена в России), реже во “ВКонтакте”. Подобные онлайн-сообщества есть почти во всех странах, куда россияне переезжают или где живут подолгу.

Например, для координации российских бизнесменов на Бали есть чат “Бизнес на Бали”, где публикуются полезные анонсы мероприятий, форумов, встреч для предпринимателей оффлайн. Кроме того, можно лично общаться с участниками чата и найти партнеров или нужных сотрудников: маркетологов, дизайнеров, ИТ-специалистов. Для предпринимателей, оказавшихся в Таиланде, работает очень похожий канал. Здесь размещают объявления об аренде помещений, поиске сотрудников и работы, анонсы встреч. Однако у подобных чатов есть общий большой недостаток: они невероятно заспамлены и пестрят рекламой и сомнительными предложениями. Но пользу из них извлечь можно, особенно тем, кто умеет фильтровать информацию.

Существует другой пласт бизнес-комьюнити, найти который можно через знакомых и друзей, реже — по случайной информации о его мероприятиях в сети. Например, на Бали я общался в бизнес-комьюнити “Майндерс”. В него входят бизнесмены, разработчики, те, кто зарабатывает на криптовалютах.

Но большинство групп для предпринимателей за рубежом хорошо ищутся просто по тематическим запросам. Например, довольно много таких сообществ в Германии. Более 9 тысяч участников у группы “ИТ Берлин”. В группе “Бизнес в Германии” — почти 29 тысяч участников. Цели этих групп прикладные: предоставить участникам полезную информацию об особенностях жизни за рубежом, о том, как оформить документы, открыть и вести бизнес. В таких группах можно размещать рекламу, давать объявления личного характера, искать работу.

Много бизнес-сообществ в онлайне посвящены бизнесу в Дубае. Чаще всего это телеграм-каналы и чаты, где можно пообщаться с предпринимателями, поиграть в “Мафию”, найти анонс интересной встречи или мероприятия оффлайн. Например: SpeakLab Дубай - Встречи и события.

Есть примеры классического совмещения “приятного с полезным”. На Кипре можно поужинать в ресторане и пообщаться на “Айти-пати” — встречах для профессионалов ИТ и для всех, кто интересуется технологическим бизнесом и ведет его. Мероприятия анонсируются в канале кипрского бизнес-комьюнити Cyprus iT Community. Организаторы называют их “неформальным нетворкингом”, с импровизированными питчами и митапами. Хороший вариант для тех, кто ищет необременительного общения с потенциальной пользой.

Если всё очень серьезно

Когда предпринимателям нужны "свои люди": советы эксперта UTEX, как найти бизнес-комьюнити в любой стране

Когда комьюнити нужно для того, чтобы вывести бизнес на новый уровень, стоит подумать о вступлении в формальный бизнес-клуб. Это вариант для тех, кто готов платить членские взносы (почти во всех подобных организациях они есть, причем могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей в год) и покупать билеты на условные “ужины со звездным бизнесменом”, лекции и митапы. Никакой иронии: клубы действительно способны стать катализатором для бизнеса за счет качественной экосистемы и полезных знакомств.

Одно из самых известных бизнес-комьюнити в Дубае — “Атланты”. Этот бизнес-клуб, например, проводит ежемесячные групповые четырехчасовые встречи для предпринимателей с похожим статусом. Кроме того, здесь периодически выступают известные бизнесмены и лидеры мнений из разных стран. Возможностей для расширения связей у членов клуба много: например, у “Атлантов” есть мобильное приложение с контактами всех резидентов. Так что клуб явно подойдет тем, кому нужен профессиональный подход к нетворкингу. Похожее сообщество для предпринимателей — “Эквиум”.

Многие закрытые бизнес-клубы объединяют предпринимателей вокруг идеи: будь то ролевая модель бизнесмена, культ технологий или здоровый образ жизни. Это дело вкуса, и не все идеи хочется разделять только ради того, чтобы быть “в тусовке”. Поэтому к выбору клуба нужно отнестись серьезно.

Клубы для предпринимателей могут позиционировать себя как закрытые сообщества для избранных. Например, так делает британский Incircle для русскоязычных хайнетов (HNWIs). Подобные организации предъявляют особые требования к тем, кто подает заявки на вступление: от опыта в бизнесе и до размера активов под управлением. Но смысл в членстве есть, особенно если существует потребность в общении со статусными людьми.

Бизнес-клубы не только дают возможность для общения с предпринимателями и инвесторами. Некоторые площадки похожи на посредников и рассчитаны на инвесторов, которые готовы вкладывать в бизнес в другой стране. Например, в Израиле это Sabra Capital - ваши ворота в израильскую стартап-экосистему. Эта организация предлагает услуги менторинга, инвестиционного консалтинга и сопровождения сделок, может помочь разработать инвестиционную стратегию и начать инвестировать совместно с израильскими компаниями.

Когда предпринимателям нужны "свои люди": советы эксперта UTEX, как найти бизнес-комьюнити в любой стране

Недостатки комьюнити

Не все площадки для нетворкинга одинаково эффективны для налаживания полезных связей и обогащения чужим опытом. Я понял это, посетив ряд конференций в сфере финансового трейдинга. По моим оценкам, в реальности 90% их посетителей никогда не зарабатывали на трейдинге. А те, кто действительно в деле и может рассказать много интересного, редко ходит по бизнес-тусовкам. У меня есть знакомый, команда которого входит в ТОП-5 по обороту на Московской фондовой бирже. Ему криптоконференции не интересны. Я тоже давно перестал ходить на встречи для криптотрейдеров и на встречи других трейдеров. Сейчас я редко целенаправленно посещаю места, где можно познакомиться с новыми людьми. Обычно мои знакомства происходят через друзей и знакомых, когда я точно понимаю, что новый человек мне интересен. Я перестал тратить время на то, чтобы “расширить круг общения”. Но при этом я не закрыт к любому общению, если оно кажется мне достойным внимания.

По моему опыту, самые интересные знакомства происходят случайно. Наиболее впечатляющих собеседников я находил вовсе не в комьюнити. Я познакомился с одним из самых интересных людей за последнее время в Таиланде, в Чиангмае. Это был инструктор по вождению байка со своей небольшой школой. Несмотря на это, он далек от привычных представлений о бизнесмене. Этот человек не думает о бизнесе как о главном пути для развития, а делает то, что приносит удовольствие и интригует. Например, он пересек на байке всю Латинскую Америку. Двухчасовой разговор с ним стал одним из самых захватывающих за последнее время.

Начать дискуссию