Не просто научить говорить, а дать веру в себя: логопед Алёна Фалёва и её «Скорая логопедическая помощь» помогают детям из глубинки преодолевать трудности коммуникации.

Не просто научить говорить, а дать веру в себя: логопед Алёна Фалёва и её «Скорая логопедическая помощь» помогают детям из глубинки преодолевать трудности коммуникации.

«Помогая сегодня, я открываю своим воспитанникам дверь в завтра», - говорит Алёна Фалёва, учитель-логопед детского сада «Солнышко» в селе Шангалы Архангельской области.

Алёна Фалёва - учитель-логопед детского сада «Солнышко» при Устьянской СОШ в селе Шангалы Архангельской области. В 2019 году Алёна вместе с коллегами создала социально-образовательный проект «Скорая логопедическая помощь», который помогает детям с нарушениями речевого развития в самых отдалённых уголках своей области. Кроме того, Алёна – победитель Конкурса имени Выготского, участник Совета сообщества «Университет детства», руководитель кампуса «Педагогическое Поморье», соорганизатор проекта «КОМПАС», автор издательства «Детство-Пресс» и отличник Просвещения РФ.

Не просто научить говорить, а дать веру в себя: логопед Алёна Фалёва и её «Скорая логопедическая помощь» помогают детям из глубинки преодолевать трудности коммуникации.

В детский сад Алёна Фалёва пришла после игры в КВН и студии журналистики. Активная, творческая, постоянно в движении и поиске себя, и вдруг – выбрала монотонную, внешне скучную логопедию. В большой семье нашей героини всегда поддерживали и помогали друг другу, но тут у близких закрались сомнения, правильный ли выбор сделан? Того же мнения придерживались друзья и коллеги, которые твердили: «Это не твоё! Ведь ты не сможешь сидеть на месте, логопед – это скука и рутина!».

Однако Алёна была убеждена: логопедия – не про скуку. «Я хотела менять стереотипы. Сложнее всего было доказать коллегам, что логопед может работать не только в кабинете, но и за его пределами. А ещё, что, если классические приёмы перестают работать, надо придумывать свои», - делится Алёна Фалёва.

Сейчас практики, которые внедрила в свою работу Алёна, помогают уже не только ей, но и ее коллегам, с которыми она делится опытом в рамках проекта «Скорая логопедическая помощь».

Не просто научить говорить, а дать веру в себя: логопед Алёна Фалёва и её «Скорая логопедическая помощь» помогают детям из глубинки преодолевать трудности коммуникации.

За речевыми особенностями развития ребёнка стоит гораздо больше, чем просто трудности коммуникации. Нарушения речи у дошкольников – одна из основных проблем. Ее предпосылки могут возникнуть в преднатальный, натальный, а также постнатальный периоды развития ребенка. Характер причин различен, и это влечет за собой многообразие возникающих нарушений речи. Но выход есть, и это - ранняя диагностика и своевременно начатая помощь. В целом, несмотря на сложности дефекта, актуальная и правильно подобранная коррекция может сотворить чудеса. И к выпуску из детского сада ребёнок приблизится к стандартному уровню общего и речевого развития.

Не просто научить говорить, а дать веру в себя: логопед Алёна Фалёва и её «Скорая логопедическая помощь» помогают детям из глубинки преодолевать трудности коммуникации.

Залог успеха в этом непростом процессе – грамотные узкие специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи. И если в городских учреждениях ещё можно найти таких профессионалов, то в отдалённых населённых пунктах эта задача практически невыполнима. Итог печален: дети из сельских и деревенских детских садов, а также дети на домашнем обучении, которые не получают необходимую коррекционную помощь, приходят в школу с нарушениями речи. А они, в свою очередь, влекут за собой нарушение письма, а в самых тяжелых случаях – проблемы общего развития.

«Мы с коллегами еще в 2021 году проанализировали ситуацию в дошкольных учреждениях Устьянского района Архангельской области», - рассказывает Алёна. «Результаты были неутешительны: число детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно росло. При этом дети не получали никакой консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей помощи. А это, на минуточку, одно из самых актуальных направлений в развитии ребёнка».

Что такое жизнь в сельской местности с ее оторванностью от больших городов, невысокими зарплатами и невозможностью порой получать квалифицированную помощь узких специалистов Алёна знает непонаслышке. Она сама живет далеко от областного центра. В деревне не каждый родитель может позволить себе платного логопеда или дефектолога. В итоге большое количество детей не справляется с речевыми нарушениями, что ведёт за собой длинную цепочку взаимосвязанных проблем.

«Когда я вижу радость детей, которым я не только помогла справиться с непокорным звуком, но и открыла в них нечто большее, то, что помогает в становлении личности, вере в свой успех, обретении силы и уверенности – я чувствую, как у меня вырастают крылья!», - говорит Алёна. - Появляется вера в то, что ты можешь творить чудеса, в которые верят и дети, и родители. Помогая им сегодня, я словно открываю своим воспитанникам дверь в завтра. Ведь это работа не только на результат «здесь и сейчас», а комплексный подход к развитию ребёнка, его личности».

Авторский метод коррекции речевых нарушений, который использует в своей деятельности Алёна Фалёва, построен на использовании природных материалов. Именно шишки, камни, песок и даже вода помогли ей придумать свои собственные игры и упражнения и успешно применять их в работе.

Природный материал стал не только средством для развития мелкой и крупной моторики, но и мощным тактильным стимулятором, который позволил автоматизировать и дифференцировать звуки.

Проект «Скорая логопедическая помощь» почти сразу получил поддержку от коллег из управления образования. Сейчас его реализуют на муниципальном уровне в качестве инновации.

Важно, что логопедический проект - не единственный в благотворительной деятельности кампуса «Педагогическое Поморье». Ежегодно Алёна вместе с коллегами проводит благотворительные мероприятия, средства от которых передают в фонды помощи детям.

«Для меня благотворительность – это что-то естественное, что есть в каждом человеке! Нужно только найти возможность проявить это человеческое и понять, что в добром деле ты получаешь больше радости и счастья от того, что помог. Как в той крылатой фразе – получаешь, отдавая. Я так воспитана и рада, что мои дети усвоили этот постулат, они понимают ценность доброты, сострадания и помощи», - говорит Алёна. И добавляет, что семья - это её главная опора: поддержка мужа и детей даёт силы и уверенность в том, что всё, что она делает – правильно! Даже если это сложно.

Алёна не боится мечтать и ставить смелые цели. В ее планах - приобретение логоавтомобиля, который будет развозить специалистов к детям, нуждающимся в помощи. Ну и самая главная мечта - масштабировать формат «Скорой логопедической помощи» на другие регионы страны.

«Я мечтаю, чтобы наш проект рос, чтобы к нему присоединялись новые специалисты, профессионалы, такие же активисты и альтруисты, готовые отдавать себя, а взамен получать бесценную благодарность в глазах юных учеников и их родителей», - делится Алёна. И эта мечта обязательно сбудется.

11
Начать дискуссию