Как успеть сделать то, что другие отложат на следующий год

Если планируете начать новую жизнь с понедельника, у меня для вас новости: понедельников осталось всего 12. Еще немного и можно будет снова обещать себе начать ходить в зал и найти работу получше. Прежде, чем это произойдет, позвольте задать вопрос: почему бы не использовать оставшиеся недели, чтобы действительно изменить что-то в своей жизни?

Как успеть сделать то, что другие отложат на следующий год

Меня зовут Макс Кроу - и в этой статье я делюсь своим опытом как за оставшиеся 12 недель можно достичь больше, чем многие за год. Этот подход сформировался за 10 лет пути от младшего программиста на Урале до технического продакт менеджера в Калифорнии. По этим принципам я четырежды переезжал на пмж в разные страны, строил карьеру заграницей и сбросил 26 кг.

Мой подход вдохновлен такими книгами, как «12 недель в году» Брайана Морана, «Атомные привычки» Джеймса Клира, «Антихрупкость» Нассима Талеба и множеством других менее известных трудов, склеенных личным опытом в управлении командами и проектами.

Шаг 0: разбираемся почему годовые планы не работают

Сценарий, когда в январские праздники торжественно обещаешь себе изменить свою жизнь, а к концу года понимаешь, что галочку в списке поставить практически негде, настолько банальный, что по нему можно снять боевик со Стэтхемом.

В самой идее о том, что можно что-то запланировать на год, кроется сразу несколько фатальных уязвимостей:

  • Мы надеемся на то, что ничего не изменится вокруг нас: ни в семье, ни на работе, ни в мире. У кого за последние пару лет ничего не изменилось — можете кинуть в меня камнем.
  • Мы считаем, что не изменится ничего в наших ценностях, приоритетах и желаниях. Я в школе думал, что всю жизнь буду играть в компьютерные игры, а теперь играю в приставку, дай бог, пару раз в год.
  • Мы пытаемся запихать максимальное количество целей в эти 365 дней, ведь времени вроде как много, и сделать нужно многое. В итоге либо пытаемся всё делать одновременно, либо не знаем, за что хвататься.
  • Мы думаем, что впереди очень много времени. Как известно из закона Паркинсона: работа заполняет всё время, отпущенное на неё. В январе нам кажется, что декабрь ещё далеко и вот-вот мы выложимся на полную, а тут БЭМС — осталось 12 недель, а дела идут всё так же ни шатко ни валко.
  • Ну и, наконец, мы представляем, что можем точно определить наши действия на 12 месяцев. Не знаю, как у вас, а я на неделю не могу со 100%-ной гарантией расписать свои дела так, чтобы не возникло каких-то сюрпризов.
Как успеть сделать то, что другие отложат на следующий год

Если подытожить, то мы оказываемся в ситуации, когда в голове куча дел, за что хвататься — непонятно, времени, чтобы всё решить, ещё много, а реальность никак не сходится с теми тепличными условиями, на которые мы надеялись. Иными словами, у нас есть все ингредиенты для отложенной жизни. Даже интересно, откуда прокрастинация?

Значит ли это, что планировать на долгий срок не надо? На самом деле, надо — это полезно, чтобы понимать большими мазками, в каком направлении двигаться. Без этого велик шанс через N лет оказаться совсем не там, где бы хотелось. Но это уже вопрос личной стратегии, и в рамках этой статьи мы его опустим. Если интересна эта тема — у меня есть отдельная статья про глобальные цели.

Шаг 1: ограничиваем горизонт планирования

С планами на год разобрались, тогда, может быть, стоит планировать на неделю или месяц? К сожалению, слишком маленький горизонт планирования тоже плох — не успеваешь сделать что-то достаточно значимое, чтобы получить результаты и сделать выводы. Особенно когда начинаешь что-то новое. Опять же, нельзя исключать внезапные события, которые могут спутать планы — хорошо бы иметь пространство для маневров. Ну и, наконец, перманентное нахождение в состоянии приближающегося дедлайна не добавляет продуктивности.

За последние годы я пробовал много разных вариантов, и больше всего мне зашел метод Брайана Морана про планировании на 12 недель (3 месяца). Этого времени достаточно, чтобы подумать, попробовать разные варианты, понять свои ошибки и иметь достаточный буфер на случай непредвиденных обстоятельств. Больше трёх месяцев — и начинаются все те же проблемы, что и с годовым планированием: слишком много задач, фокус размывается, награда отдаляется, и, в общем, привет, прокрастинация.

Искушенные читатели, конечно, уже заметили, что дело попахивает спринтами. По сути, это они и есть, но с поправкой на персональные цели, а не на рабочий процесс. Для тех, кто не сталкивался, поясню: спринт — это такая штука из айти, когда мы вместо того чтобы работать от рассвета и до сдачи проекта, делим работу на одинаковые по длине отрезки времени. На каждый такой отрезок планируем ограниченный набор задач и в конце смотрим, не херня ли получается.

Главное вовремя признать, что получается херня
Главное вовремя признать, что получается херня

Хотя каждый программист уверен, что спринты и прочий аджайл придумали менеджеры, чтобы задолбать их звонками и не давать работать, на самом деле они появились потому, что не очень приятно пять лет делать ИИ-спиннеры для зумеров и понять, что в наше время это уже минус вайб. 🙃

Бонус планирования спринтами еще и в том, что мы получаем быструю обратную связь. Вместо того чтобы годами что-то делать в стол, мы тратим немного времени и сразу смотрим, что получается. Становится лучше? Отлично, продолжаем в том же духе. Хуже? Ну, значит, пора что-то менять. Такой подход дает гибкость — можно подстраиваться под изменения в мире и в самих себе.

Achtung! Возможно, вы читаете эту статью, когда до конца года осталось уже не 12 недель, а 11 или вообще 5 дней, и думаете, что опоздали — фиг там. Спринт не привязан к каким-либо датам, и его можно начать в любой день: не с 1 января, не с начала финансового квартала и даже не с понедельника. Просто начните. Пора признать: если вы ждете идеального момента, чтобы начать что-то делать, то он был вчера. Но сегодня тоже сойдет.

Шаг 2: сужаем фокус

Как вы помните, одна из проблем годового планирования — это отсутствие возможности сконцентрироваться на ограниченном количестве задач. А без фокуса сложно достичь заметных результатов. Сколько бы вы ни посмотрели рилсов про то, как творить в легкости и балансе, я вам ответственно могу заявить: никакого work-life баланса не будет, если вы хотите в чем-то прогрессировать. Каждый спринт вам нужно думать, какую сферу жизни вы двигаете, и создать дисбаланс в её сторону. Это не значит, что вы должны руинить все остальные, но стоит оставить лишь минимальный уровень поддержки для важных, но не приоритетных сейчас направлений, чтобы просто оставаться на месте. Одновременно быть футболистом, пограничником и фотографом может только Лукашенко.

Когда прикидываешь в уме как достичь work-life баланса.
Когда прикидываешь в уме как достичь work-life баланса.

Чем меньше целей мы касаемся за спринт, тем сильнее фокус, значит, больших результатов добьетесь в конкретной. Не забывайте, что кроме этого будут ещё ежедневная рутина и непрогнозируемые события. Как отфильтровать лишнее — это отдельная большая тема, у меня в блоге есть подборка лично опробованных методов, как это сделать.

Коснувшись целей, стоит сразу обсудить, какое место они занимают в спринте на мой взгляд. В большинстве материалов по планированию цели находятся во главе угла, и все активности пляшут вокруг них. От их достижения зависит, тварь ты дрожащая или право имеешь. Но проблема в том, что мы не контролируем напрямую свой вес, продажи, повышение, подписчиков и всё в этом роде. Мы лишь можем предполагать, что, совершая те или иные действия, сможем повлиять на них.

Поэтому у меня отношение к целям немного сбоку. Они по-прежнему имеют важное значение, но лишь как ориентир, как путеводная звезда для моряка в старину. В спринте я предлагаю концентрироваться на том, что мы контролируем — на действиях.

Как успеть сделать то, что другие отложат на следующий год

Давайте на простом примере объясню, в чём разница. Представьте, что вы едете из Санкт-Петербурга в Москву на выходные. Ваша цель в данном случае — это попасть в Москву к вечеру и потусить там два дня. Это то, к чему вы стремитесь, но то, что вам предстоит преодолеть, — это ваш путь, а именно трасса М-11. Вы не контролируете, куда ведет трасса (в примере направление дороги очевидно, но в жизни редко когда проложена дорога до цели) или дорожные работы. Вы можете только управлять своим автомобилем и отслеживать, какую часть пути преодолели. Более того, у вас может сломаться машина или вы в процессе решите заехать в Тверь и провести время там вместо Москвы. Если концентрироваться на цели, то она де-юре не достигнута, и вы говно. Но по факту, вы не сидели на месте, преодолели длинный маршрут, расширили свои краеведческие познания и вообще неплохо провели время.

Ещё одна проблема целей в том, что по всем заветам они сильно привязаны к показателям. Зачастую мозг начинает фиксироваться на этих числах, и мы начинаем оптимизировать свои действия для их максимизации. Есть такой закон Гудхарта: если показатель становится целью, то он перестает быть показателем. Подписчики, вес, заработок — это всё показатели. Возвращаясь к нашему примеру, если концентрироваться на том, сколько километров мы уже проехали, мы забываем получить удовольствие от этой поездки. А чтобы продолжать двигаться вперед, вам нужен дофамин от выполненных действий, поэтому вместо целей в план мы будем добавлять квесты — наборы действий, которые вы напрямую контролируете.

Как успеть сделать то, что другие отложат на следующий год

Стоп, что? Квесты? Я подсмотрел эту идею у британского блогера Али Абдала, и мне понравилась аллюзия на ролевые игры (не те, про которые вы подумали). На мой взгляд, это добавляет лёгкий налет геймификации и приключения. Осталось только поработать над неймингом. Квесты в играх называются не “убить 37 гоблинов к 24-й минуте”, а “Наказать нечестивых” или, скажем, “Торжественный дебют”. На первый взгляд это звучит странно, но, придумав эпичное название для своего личного квеста, которое вызывает отклик, вы бонусом придаёте ему эмоциональную окраску. На выходе получаем не “повысить продажи на 3%”, а “Больше мёда, больше огня!”. Круть.

Шаг 3: создаем системы

Мы привыкли к тому, что цель — это какая-то конечная история. Но что если я скажу, что чаще всего у того, что мы делаем, нет конца, есть только путь? Например, цель — похудеть на 5 кг. А дальше что, гуляй рванина, два биг тейсти, пожалуйста? Сюрприз, но никто не хочет видеть определенную цифру на весах; все хотят быть здоровыми и привлекательными. Люди хотят определенную идентичность, а это не задача, это образ жизни.

Дальше больше. На мой взгляд, нет смысла даже пытаться расписывать каждое действие на 3 месяца. Если вы делаете что-то новое, вы максимум можете себе представить ближайший шаг, но не весь путь целиком. Следующие шаги еще предстоит для себя открыть, а шанс того, что вы положите болт на планирование, растет вместе с увеличением трудозатратности этого планирования. На работе мы делаем детальные планы, потому что это нужно для координации множества людей. Для своих личных целей вы сами себе руководитель и исполнитель.

Осталось их исполнять.
Осталось их исполнять.

Поэтому при планировании я составляю не конкретный список задач для проектов, а список систематических действий, которые должны привести меня к результату в конечном итоге. Мне нравится термин “тактики”, который предлагает Брайан Моран в книге “12 недель в году”. Часто можно услышать также название “системы” — выбирайте, что больше по вкусу.

Чтобы определить список тактик, нужно задать себе пару вопросов. Какая деятельность является фундаментально важной, чтобы можно было достичь цели? Какие действия могут привести к результату за срок спринта (еще один бенефит спринтов в том, что мы искусственно не даем себе переоценивать возможности)? Для примера давайте возьмем наше любимое похудение. Формула похудения проста как три копейки и справедлива для всех, включая тех, у кого широкая кость и родовое проклятие: тратить больше энергии, чем потребляешь. Отсюда мы можем предположить следующие тактики:

  • Есть меньше X ккал в день. X делает тактику настолько конкретной, что даже очень нерадивому исполнителю (спойлер: это ты, %username%) будет сложно продолбаться. Ничто так не способствует прокрастинации, как малейшая неопределенность в задаче.
  • Заниматься в зале N раз в неделю. Выбирая частоту повторений тактики, важно держать баланс, потому что, с одной стороны, одна тренировка в неделю не сделает тебя мистером Олимпия, а с другой — спать, кушать и ходить на работу тоже надо.
  • N раз в неделю изучать материалы по питанию. Развивать свои компетенции важно для любой долгосрочной цели. В нашем примере только так можно выкинуть из головы мифы про “неправильные калории” и “нельзя есть после 18:00”.
Как успеть сделать то, что другие отложат на следующий год

Важный момент, который хочется подчеркнуть. Опора на тактики не значит, что мы выбрасываем на мороз конкретику. Если вы используете трекеры для задач, продолжайте это делать. Если не используете — начните. Не держите задачи в голове. Суть не в том, чтобы убрать конкретику из жизни, а в том, чтобы убрать её из расписания и перестать пытаться контролировать каждую мелочь.

Для примера представим, что часть вашей работы — продавать клиентам услуги. Гиперконтролирующая версия вас добавляет себе в план звонок Пете сегодня, а Васе завтра. Вы созваниваетесь с Петей, понимаете, что за день тут контракт не закрыть, и понадобится как минимум пара дней активной работы, чтобы согласовать условия. Теперь придется добавлять в расписание еще один звонок с Петей, а Васю и всех следующих клиентов переносить на другие даты. Теперь представим, что вместо того, чтобы угадывать, кому и когда звонить, вы включаете в план ежедневную работу с клиентами в течение пары часов. Каждый день открываете свой список задач и смотрите: ага, первый в списке — Вася. Доводите его до подписания и переключаетесь к Пете. К долгосрочным результатам вас приведет не Вася, не Петя и даже не Сергей Иванович из Газпром нефти; к долгосрочным результатам приведет систематическая работа с клиентами.

Шаг 4: контроллируем выполнение

Ранее я писал, что предпочитаю смещать внимание с показателей на действия, но если совсем исключить метрики, то можно уверенно делать то, что нафиг не нужно. Более того, неподвластные нам показатели дают понимание того, как окружающий мир реагирует на наши действия. Две главные задачи метрик — это визуализация прогресса и подтверждение того, что мы движемся в правильном направлении.

Нам сложно постоянно держать в голове выбранное направление. Легко увлечься чем-то и свернуть с пути, могут возникнуть препятствия, а можно вообще понять, что дорога ведет не туда, куда предполагалось, и нужен новый маршрут. В общем, периодически стоит задавать себе вопросы: все идет по плану? Что пошло не так? Что стоит изменить?

Чтобы ответить себе на эти вопросы, нужна какая-то система координат, и вот тут-то и нужны метрики. Например, те самые % жира при похудении, количество подписчиков или уровень заработка. Чтобы выбрать метрики для квеста, нужно спросить себя, какие показатели могут указывать на то, что ситуация меняется в лучшую сторону? Например, для того же похудения это могут быть сразу процент жира, вес и объем талии. Все эти метрики показывают ваш прогресс, но чем больше метрик, тем больше сложности, а мы не хотим бросить через неделю.

В Netflix когда-то придумали такую штуку, как North Star — основная метрика, которая показывает ценность продукта для бизнеса. Если перевести на нашу ситуацию, то это будет основная метрика, которая показывает прогресс квеста. Я бы посоветовал из всего множества показателей выбрать один самый важный и сконцентрироваться на нем. Это будет ваш North Star.

Алгоритм подсчета метрик достаточно простой. Для начала фиксируем текущее значение, с которого стартуем. Например, 300 подписчиков в Телеграме или 90 кг веса. Затем выдвигаем гипотезу, к какому значению мы придем, если будем выполнять все тактики. Здесь нет смысла заморачиваться, будущее вы все равно не угадаете. Однако стоит все-таки реалистично смотреть на ситуацию — мы же не хотим демотивировать себя тем, что совсем не приближаемся к нереальной цели?

Ставьте перед собой реальные цели (не пропаганда).
Ставьте перед собой реальные цели (не пропаганда).

Чтобы поставить себе адекватную цель, стоит найти минимальное значение, которое будет иметь смысл для вас. Почему так? Верхней границы у цели, понятное дело, нет, никто не расстроится, если вместо ста тысяч станет зарабатывать миллион. Если же мы ставим минимально достаточное значение, то даем себе шанс быстрее к нему прийти, получить свою дозу дофамина и мотивации. Определить значение достаточно просто. Берем число, которое приходит в голову, — допустим, это продажа на 100 000. Теперь представим: а если будет 90 000, это все еще успех? Допустим, что да. А если 80 000? Все еще хорошо. А если 50 000? Уже не особо. Значит, наша нижняя граница — 80 000; их и указываем как желаемое значение.

Наконец, каждую неделю спринта отмечаем текущее значение — это поможет нам видеть прогресс и то, как те или иные действия влияют на ситуацию. В зависимости от квеста можно делать это реже, но чаще точно нет смысла.

Как успеть сделать то, что другие отложат на следующий год

Стоит отметить, что метрику для некоторых квестов не всегда легко выразить количественно. Например, если цель — сменить гардероб, в каких цифрах можно оценить влияние гардероба на ощущение своей привлекательности? Тут надо понимать, что метрика не всегда должна быть объективна — иногда достаточно вашего субъективного ощущения, что ситуация стала лучше. Хотя и тут можно подойти креативно и поставить метрику в виде лайков в Тиндере.

Шаг 5: отмечаем ежедневный прогресс

Думаю, всем знакома ситуация, когда прежде чем что-то начать, можно часами, а то и днями искать мотивацию. Правильная музыка, правильное место, правильное время суток и всё такое. На мотивационном контенте построена целая индустрия. Но что если я вам скажу, что самая эффективная форма мотивации — это ощущение прогресса? Когда мы видим, что наши усилия приносят результаты, это вдохновляет нас продолжать. Не зря говорят, что аппетит приходит во время еды.

Всё дело в отложенном отклике. Например, если вы начали заниматься в зале сегодня, заметные результаты появятся в лучшем случае через несколько месяцев. А вот полистать ТикТок принесет удовольствие прямо сейчас. Эволюционно мы настроены на быстрые результаты, и при ожидании мотивация умирает так быстро, что зеленые бананы ей лучше не покупать.

Еще одна проблема может заключаться в том, что мы имеем искаженное представление о своем поведении. Нам может казаться, что мы много делаем, а по факту сильно недорабатываем. Или обратная ситуация — кажется, что ничего не сделал, хотя сделано было многое. Тут уж у кого какие тараканы в голове.

Как успеть сделать то, что другие отложат на следующий год

Исправить ситуацию поможет визуализация выполненных тактик. Сделали действие — поставили галочку в блокноте или в приложении. Трекер тактик создает визуальный стимул, который напоминает, что пришло время действовать, мотивирует сам по себе, потому что видишь, как накапливается прогресс, и приносит удовольствие каждый раз, когда фиксируешь успех. Успех в первую очередь — это выполненное действие, и визуализация помогает быть честным с собой.

На основе трекера мы получаем ещё одну универсальную метрику, подходящую для любого квеста, — процент выполнения плана. Раз в неделю считаем, сколько планировали сделать и сколько сделали по факту. Это наглядное доказательство того, что вы становитесь новой личностью.

Как успеть сделать то, что другие отложат на следующий год

Кстати, знали, что бумажный трекер подходит не только староверам? Шаблоны можно скачать здесь.

Шаг 6: завершаем спринт

Представим, что прошли ваши 12 недель. Вы усердно работали и теперь можете пожинать плоды своего труда. В финале нужно оглянуть хозяйским взглядом прошедшие недели и сделать выводы о том, что получилось, что пошло не так и что стоит учесть в будущем.

Тактики, которые не привели к результату, выкидываем, а эффективные оставляем. Если в следующем спринте концентрируемся на чем-то другом, то минимизируем их количество для поддержания достигнутого уровня.

Хорошей идеей будет взять недельный отпуск между спринтами, отдохнуть перед следующим подходом и отпраздновать свои достижения. Отпуск в классическом понимании — это идеальная ситуация, но все мы понимаем, что это не всегда возможно. Так что не обязательно лететь на моря — достаточно просто посвятить свободное время себе: сходить на спа, провести время с друзьями, поиграть в приставку в конце концов.

Наконец, планируете и стартуете новый спринт. Повторяйте, пока не арестуют за то, что нельзя быть таким потрясающим.

Как успеть сделать то, что другие отложат на следующий год

P.S.

Мне не очень нравятся материалы, где говорят: “Делай так, просто поверь” или которые строятся исключительно на мотивации в духе “ПРОСТО БУДЬ ЛУЧШЕЙ ВЕРСИЕЙ СЕБЯ”. Я верю в рациональный подход: то, что имеет подтверждения исследованиями или хотя бы логически объясняется. В этой статье я постарался кратко изложить основные пункты, но множество деталей осталось за кадром. В своем блоге я более подробно пишу на такие темы, как мой опыт в разных аспектах продуктивности, как доводить дела до конца, как начать большое дело, как избавиться от тревоги и страха упустить момент. Буду благодарен, если вы подпишитесь.

1010
22
11
11
10 комментариев

я тот самый человек, который пару лет откладывал поход в зал "до понедельника", но вот, наконец-то, уже год туда регулярно хожу)

2
Ответить

что помогло сдвинуться с мертвой точки, если не секрет?

1
Ответить

Очень приятно читать, текст интригует и тянет читать дальше. Вставки в текст с стиле "какашки", аккуратно вставлены и дополняют эмоциональное впечатление. Спасибо!

2
Ответить

Слушайте 12 понедельников - это целая концепция)))

2
Ответить

Задумалась теперь о своих планах на жизнь))

2
Ответить

Что технический продакт менеджер из Калифорнии, Макс Кроу, делает здесь? Еще и рекламирует свой Телеграм-канал. В Калифорнии дожди?)))

Ответить

21 век на дворе, работая в калифорнии можно жить где угодно. Я вот последний год в Дубае жил, там дожди редко, но метко

1
Ответить