Как зарабатывают бабушки

Пенсия не приговор. Более того, пожилые люди часто готовы работать на дому, занимаясь качественно и ответственно своим любимым делом. Для некоторых видов бизнеса бабушки — лучшие сотрудники. Рассказываем о милых и успешных проектах, которые существуют благодаря труду пенсионеров.

Можно ли достойно жить на пенсии? Особенно, если под «жизнью» мы понимаем не только деньги, покрывающие необходимые расходы и покупку продуктов, но и социальную активность, полноценное, насыщенное событиями время. Похоже, этот вопрос никогда не потеряет своей актуальности. И вот как его решают социальные предприниматели.

Сегодня одним из приоритетов государственной политики является системная поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения. Создаются «Серебряные университеты» — литературные клубы, музыкальные и спортивные секции, помогающие сохранять активность, реализуются различные стратегии повышения благосостояния и социального благополучия.

Впрочем, любая инициатива становится действенной, когда поддерживается снизу. Так, не дожидаясь указаний, многие социальные предприниматели уже давно решают проблему занятости пенсионеров красивым и эффективным образом.

Бабушка-мейд

С развитием технологий выход на пенсию больше не является синонимом завершения активной жизни, особенно для людей, обладающих разнообразным опытом и знаниями. Интернет и неравнодушные сограждане (по возрасту — обычно «внуки» наших пенсионеров) предоставляют широкие возможности для продолжения активной трудовой деятельности.

Социальные предприниматели находят способ совершенно по-новому применить навыки пожилых людей в своем бизнесе. Обыденные «старушечьи» дела — готовка, садоводство, шитье, сидение с детьми — с правильной подачей вдруг становятся очень притягательными для людей. Так, например, в США открыт ресторан Enoteca Maria, на кухне которого готовят бабушки из разных стран. В заведении подаются вкуснейшие блюда, приготовленные по рецептам местных мастериц. Посетители приходят сюда за едой, которая объединяет в себе и ресторанный шик, и домашнее тепло. И подобных проектов становится все больше. В России, например, последнее время очень популярно вязание.

Бренд модной повседневной одежды «Мурмуризм» дает возможность заниматься любимым делом, несмотря на возраст, жизненные обстоятельства или проблемы со здоровьем. Основной рабочий контингент — всё те же бабушки, но над каждым изделием работают сразу несколько человек. Дизайнеры составляют понятные технологические карты, сотрудники бренда доставляют пряжу в дома мастериц. Последние, петля за петлей, создают уникальные вещи.

Вязаные поясные сумки, планеры, украшения из бисера и обереги-птицы из дерева — лишь малая часть того, что создают вручную мастера Granny’s. В проекте участвуют пожилые люди из разных городов России. Granny’s предоставляет пенсионерам возможность зарабатывать на своём хобби, а покупателям — согреться в уютном, сделанном вручную свитере или порадовать близких оригинальным хенд-мейд подарком.

Большим спросом пользуются вещи, созданные мастерицами нижегородского проекта MILOK. Талант и умения здесь хорошо монетизируются: около 40% стоимости изделия идет на оплату труда вязальщиц, ещё 10% — на благотворительные проекты. Прибыль реинвестируется в развитие, закупку материалов, организационные затраты, налоги и прибыль.

Свитер как идея

Как зарабатывают бабушки

По итогам прошлого года MILOK стал финалистом регионального этапа всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года». Недавно — получили премию «Герои городов» в спецноминации Корпорации МСП «Лучший бизнес-проект».

«Наш проект — это больше, чем просто одежда. Это социальное предпринимательство, призванное помочь людям “серебряного возраста” заработать деньги благодаря своему труду, а именно — вязанию модных вещей. Модели создаются в коллаборации с разными дизайнерами, именно они придумывают трендовую вещь, бабушки вяжут, а мы продаем. Самое главное для нас в каждом изделии — это объединение премиального качества материалов и тепла бабушкиных рук. Того самого, по которому мы все скучаем, из детства»,

— говорит Юлия Мохова, сооснователь проекта социального предпринимательства MIL

Проект стартовал два с половиной года назад, когда Юлия и её подруга Даша Татарова решили купить себе свитера.

«При поиске онлайн мы обнаружили, что магазины предлагают довольно дорогие варианты, чья цена начинается от 15 тысяч рублей. Именно тогда мы подумали, что наши бабушки могли бы связать нам свитерочки. А раз наши могли бы, то остальные тоже могут. При этом мы также были готовы купить модные вещи, подходящие для работы и повседневной носки. Так и возникла идея сотрудничества с дизайнерами, чтобы они создавали модели свитеров, которые вязали бы бабушки, получая за свою работу оплату. Мы поняли, что такой сервис может быть полезен не только нам, но и другим. Постепенно, благодаря сарафанному радио, к нам стало приходить всё больше людей. Свой проект мы назвали теплым и уютным словом “Милок”, потому что именно так нас называла в детстве бабушка. А талисманом, который является неотъемлемой частью нашей упаковки, стала моя любимая бабушка Шура»,

— вспоминает Юлия Мохова.

Поддержка без выгоды

Как зарабатывают бабушки

При работе с пожилыми людьми то и дело возникают непредвиденные обстоятельства: повысилось давление, заболело сердце, скрутил ревматизм. Другая проблема — сложная логистика. Многие бабушки живут в отдаленных районах, иногда за 200-300 километров от города. В таких случаях доставка пряжи и готовых изделий требует времени, автомобиля и менеджера, что увеличивает себестоимость.

Решить возникающие трудности социальным предпринимателям помогает Фонд «Наше будущее». Фонд проводит мероприятия, на которых дает возможность рассказывать о проекте, знакомит людей друг с другом и позволяет найти новые контакты, позволяющие расширять бизнес. В 2023 году бренд MILOK стал победителем всероссийского конкурса «Я меняю мир», который проводит Фонд.

«Мало кто готов поддерживать проект без каких-то своих выгод, каких-то своих целей. Фонд «Наше будущее» — это наш общий друг, которому не всё равно, который поддерживает даже таких мелких социальных предпринимателей, как мы, не давая усомниться в том, что мы выбрали правильную стезю»,

— отмечает Юлия Мохова.

Пенсия или зарплата?

Как зарабатывают бабушки

Сегодня в России есть множество возможностей для досуга людей «серебряного возраста». Социальный фонд предлагает программы обучения, знакомства и совместного времяпровождения. Корпорации активно привлекают людей пенсионного и предпенсионного возраста, готовых реализовывать свои навыки и имеющих активную жизненную позицию. ТОСы организуют мероприятия для пенсионеров, открывают курсы компьютерной грамотности. Однако огромной проблемой остаётся невозможность официального трудоустройства при получении официальной пенсии.

«К сожалению, законодательство запрещает пенсионерам одновременно получать прежнюю пенсию без индексации в меньшую сторону и зарплату на официальной работе. Придется выбирать. Наш проект MILOK действительно представляет работу людям пенсионного возраста, однако, далеко не все из них готовы пожертвовать своей пенсией ради зарплаты. А хотелось бы иметь возможность не просто помогать бабушкам, а улучшать их жизнь, не создавая проблемы, — делится переживаниями Юлия Мохова. — Тем не менее, мы продолжаем работать над тем, чтобы наш проект оставался прибыльным, соответствовал нашим ценностям, миссии и смыслу, а также становился более масштабным».

Использованы фотографии со страницы проекта MILOK.

22
5 комментариев

Видел в хх и других площадках по работе многие предлагают работу пожилым в телемаркетинге и работе именно на телефоне.

1
Ответить

Да, для тех, кто хочет заработать, есть разные варианты. При этом вязание и вообще изготовление вещей своими руками - это про частичку души <З

Ответить