На что обратить внимание, когда открываешь Edtech-стартап, онлайн-школу или просто хочешь создать курс

В этом году я стала ментором программы Mentor in Tech международного сообщества Women in Tech в сфере Edtech-стартапов и после первого созвана со своей менти осознала, как много очевидных для меня вещей после 7 лет в отрасли можно подсветить людям, которые абсолютно ничего не знают о сфере, но очень хотят в нее войти.

Итак, подробного туториала как открыть свой бизнес не будет, но расскажу про несколько моментов, на которые точно стоит обратить внимание, когда собираетесь его начать. По сути это заметки с нашей первой трехчасовой сессии.

Какие навыки нужны для создания хорошего курса или кто будет его создавать?

Для создания курса нужен Автор - человек с экспертностью в теме, который сможет выдать нам материалы для курса (возможно, это вы). Но эксперт не равно отличный преподаватель. Преподавание и навык создания хороших обучающих материалов из воздуха не приходит, и если человек классный профессионал в своей области это еще не значит, что он сможет хорошо этому научить. Учитывайте это когда нанимаете себе ментора для, например, перехода в новую профессию - даже если вы заплатите самому крутому разработчику гугла, это еще не значит что он умеет хорошо учить и понимает как должно быть выстроено обучение. Для этого Автору нужен Методист - человек, который поможет перенести знания из головы автора в структурированные понятные уроки. Методист работает в связке с Автором и помогает ему составить обучающий план курса, написать уроки, разделить теорию и практику. Если вам нужен не просто один курс, который вы уже знаете кому и где продавать (например, в своем блоге), а хотите запускать онлайн-школу - то потребуется еще Продюсер. Это человек поможет с определением целевой аудитории курса, какие задачи он должен выполнять, какую ценность нести и где будет продаваться, будет координировать работу автора(эксперта) с методистом, а возможно даже поможет с их поиском и наймом (если нужно) - по сути будет отвечать за создание и продвижение вашей школы.

Итак, для создания курса вам нужен автор(эксперт), методист и продюсер. Если вы уже знаете свою целевую аудиторию, для кого вы создаете, что должен представлять из себя курс и какие боли закрывать, а так же если у нас сильно ограничен бюджет - пока обойдемся без продюсера. Если вы еще не богатый успешный блогер с капиталом, а обычный человек, то по опыту честно скажу - первые группы вы и на авито найти сможете (у меня это до сих пор большой источник клиентов) + знакомые + тематические каналы и чаты в телеге.

Если у вас до этого не было опыта составления обучающих материалов, то методистом желательно не пренебрегать. Во время пандемии был бум онлайн-курсов по обучению профессиям, на которых люди хотели просто "поднять бабла" на фоне резкого повышения спроса и поэтому просто находили эксперта (типо "сеньор дата инженер Сбера с 10-летним стажем" - главное, чтоб громко и экспертно звучало) и просто набирали под него группы, айда сам разберется как и о чем преподавать и людей учить. Экономим на всем, включая методиста, но вкладываем все в маркетинг, чтоб набрать людей. Такие курсы как кот в мешке, есть небольшая вероятность, что этот эксперт окажется еще и хорошим ответственным преподавателем, но она не велика. Он может быть даже хорошим человеком и отличным профессионалом, но не преподавателем. В итоге курсы ведутся не пойми как, никто ничего не понимает, люди сливаются с обучения и некоторые курсы даже не доходят до конца. В наше время такое уже не прокатит, так как в сфере образования высокая конкуренция, люди идут за доверительными блогами, рекомендациями, отзывами, грамотно выстроенными воронками по знакомству со школой и обучением. Сейчас Edtech это совершенно не про поднять бабла, особенно с нулем опыта, тоже учитывайте.

Методистов и продюсеров онлайн-школ сейчас тоже кстати выпускает много онлайн-школ, так что при ограниченности бюджета можно поискать недавних выпускников и предложить стать их первыми клиентами в портфолио. Эксперты, конечно, за хороший отзыв и оплату обедов работать не будут.

Кто еще нам нужен? Преподаватели, менторы и ревьюеры.

Если ваши курсы подразумевают живые лекции, а не записи, и вы не хотите вести их самостоятельно - нужны преподаватели. В наше время ни один курс не обходится без обязательной поддержки и обратной связи - как правило телеграмм-канал с учениками, где они могут задать любые вопросы по обучению, как максимум созваны с разборами вопросов и домашек - этим занимаются менторы, а проверкой домашек и написанием отзывов - ревьюеры. В больших компаниях менторы и ревьюеры разделены, так как менторы обычно более квалифицированные специалисты и оплачивать им проверку простых домашек - дорого, для этого можно нанять менее опытных ревьюеров и сделать процесс более дешевым. С преподавателями история такая же. Но если вы только начинаете, то все эти три роли может выполнять один человек. В теории для начала даже вы.

С моей менти была такая история, что она сама хороший разработчик и может выступать автором курса, но все другие роли для создания курса ей придется находить и оплачивать, собственно - уже нужен начальный капитал. А если у вас есть только идея, а вы сами в области не эксперт - то еще и найти автора, это сразу очень большой плюс к бюджету.

Но тут еще могу один момент подсказать. По опыту общения и работы с предпринимателями и стартаперами (в прошлом году я прошла Акселератор для IT-стартаперов со своим проектом, там была целая встреча с обсуждением этой темы) могу сказать что для многих начинающих стартапов, у которых еще нет бюджета для оплаты работы хороших специалистов, существует практика предложения человеку процента от будущей прибыли (момент очень рисковый, не все на него согласятся, но я ровно на таком же условии пришла в стартап, который вырос в компанию, а я в руководителя одного его направления, так что успешные истории есть) - то есть мы договариваемся, что сейчас работаем вместе над проектом без оплаты, но как пойдут клиенты и прибыль - делим её как договорились. Тут советую изучить вопрос, так как процент, который вы предлагаете зависит от вклада человека в ваш проект, и естественно, если это не бизнес-партнер, а автор для курса, то это никогда не 50/50, а что-то в пределах 5-20%.

Некоторые еще сразу хотят нанять разработчиков для создания своей образовательной платформы, тут советую придержать коней и обратить внимание на уже существующие платформы по размещению на них онлайн курсов. Топ рынка в этой сфере, кстати, знаете кто? Для меня было целым открытием - телеграм. Большая часть авторских курсов запускается каналами в телеграме - я сама после этой новости попробовала запустить так марафон кодинга, вышло отлично, затрат 0. Хочется более профессионально - Геткурс, Продамус XL и тд.

Личная рекомендация: чем больше вы планируете для начала (платформа, сервис, концепция, работники и тд), тем дольше вы не начинаете. Задача в голове на столько масштабная, что мозг не понимает как к ней подступиться и как начать. Начните хоть как-то. С минимально работающим продуктом. Разместите объявление на авито, соберите первую группу - она может начать, когда готова хотя бы 30-50% обучения и оно будет дописывать в процессе, когда уже идет какая-то прибыль.

Если я не хочу делать сам, а хочу только управлять и организовывать? Франшизы в Edtech.

Подход предпринимателя, имеет место быть. Тут два варианта. Первый - нанять всех вышеперечисленных специалистов и организовывать их работу (плюс маркетинг, плюс помещение и оборудование, если бизнес не онлайн и тд). Вариант классный, но если у вас уже есть опыт работы в сфере образования на разных позициях и вы понимаете, как это все устроено и должно работать. Если вы впервые услышали про все эти роли из этого поста, будет сложно. Тут стоит подумать о втором варианте - купить франшизу.

Франшизы есть на разных условиях, в том числе полностью под ключ. Вам предоставят готовые обучающие материалы, помогут найти сотрудников, обучат ваших преподавателей, помогут найти помещение (у многих из них на это есть строгие критерии) и закупить оборудование, некоторые даже предлагают готовые маркетинговые планы. И да, существуют франшизы онлайн-школ. Тут главный вопрос - финансовый. Франшизы не бывают дешевые и на условиях "запустим сейчас, заплатим потом". И условия отличаются от компании к компании. Я по ним не специалист, для меня это самая малоинтересная область, поэтому могу посоветовать только изучить и сравнить предложения на рынке. Однако из своего опыта работы с ними ранее могу подсветить несколько моментов, на которые бы я обратила внимание:

Основная ценность франшизы, особенно если она реализует работу в онлайне, это их обучающие материалы, соотвественно они все крайне сильно пекутся об их сохранности. И тут дело не только в франшизах. Я работаю в сфере корпоративного IT-образования и по опыту скажу, многие вендоры, особенно европейские, заморачиваются над сохранностью своих материалов так же, если не сильнее. Но у некоторых компаний это иногда доходит не то что до абсурда, а до какого-то уровня неадекватности и мании, что все только и хотят украсть у них материалы.

Со мной заключали не совсем адекватные договора передачи авторского права на обучающие курсы, которые я писала для франшиз, поэтому читайте их крайне внимательно. Очень часто за то, что вы где-то можете посветить фразой из переданных материалов, вас обязуют заплатить штраф в несколько миллионов. Суммы обещанного дохода всегда надо делить на два, а сроки окупаемости умножать на 4.

Была очень неприятная история, когда из-за меня всей моей компании закрыли доступ ко всем обучающим материалам на неделю. Причина была в том, что у меня на HH на тот момент висело резюме в статусе поиска работы и это послужило предположением, что я ищу кому слить их материалы. Соответственно, в ходе разбирательства было выяснено, что никому я их не передавала, что запрета на поиск работы и подработки у меня в договоре нет, что обвинения не обоснованы и доступ вернули, но сама ситуация, что вам могут в любой момент перекрыть доступ к важному ресурсу для функционирования вашего бизнеса оставляет очень плохое впечатление. Поэтому я бы посоветовала уточнять этот вопрос до заключения договора. Естественно, спросить "а что мы не должны делать, чтоб вы нам доступ не закрыли" будет звучать как-то подозрительно, но вы вполне себе можете сослаться на описанный мой случай в стиле "знаете, мои знакомые открывали франшизу, не буду называть компанию, и у них случилась вот такая неприятная ситуация, поэтому мы бы хотели сразу обсудить на каких условиях и при каких обстоятельствах вы можете поступить так же, чтобы мы заранее об этом знали".

Действительно ли нужен оффлайн?

В мире удаленки, онлайн-профессий и час-пиков в метро очень сильно советую об этом подумать. У поколения молодых удаленщиков это, конечно, совсем не вызывает вопросов, но если вы еще допандемийной закалки, то с большой вероятностью сразу возникают мысли снять помещение и открыть класс. Это не всегда плохая идея, зависит от специфики бизнеса. Например, вы хотите в сферу детского дополнительного образования, онлайн-школы в ней есть и даже хорошо развиваются, но чтобы обеспечить ребенку урок дома нужны ресурсы (компьютер/ноутбук), время и внимание родителей, а если вы сами родитель (особенно мелкого, особенно нескольких, особенно пробовали уже организовывать им онлайн-уроки), то прекрасно понимаете, как сильно хочется просто заплатить и отвести его куда-то чтобы вся головная боль из-за возникающих проблем на пару часов легла на кого-то другого. Плюс, у детей своя специфика обучения.

Но если мы ориентируемся на взрослых, то тут нужно учесть несколько факторов:

1. Оффлайн бизнес ограничивает вашу целевую аудиторию ближайшим районом. Можно предположить, что ваши клиенты это вся Москва и МО, но реальность такова - если человеку придется после рабочего дня в 18:00 ехать в другой район на занятия - хватит его не надолго, а пойдут на это очень не многие, особенно когда есть варианты учиться у конкурентов дома. По моему опыту, многим людям даже на онлайн-занятия после работы через месяц становится лень ходить, начинают пропускать и смотреть записи. Для бизнеса онлайн вообще нет территориальных ограничений. Есть погрешности на часовые пояса.

2. Для старта курса онлайн вам нужен бесплатный канал в телеграм, для очного курса аренда помещения, закупка оборудования и зарплата уборщице. Дольше стартуем, больше финансово вкладываемся и не факт, что это оправдано.

3. Edtech стартапы требуют намного меньше вложений и быстрее приносят первую прибыль чем любой другой стартап, поэтому онлайн-курс может дать вам хороший стартовый капитал для развития другого смежного бизнеса.

Надеюсь, что статья была вам полезна. Про стартапы, разработку, ИИ, личностный рост и инсайты руководителя направления в IT-компании пишу в своем тг-канале IT как цифровое творчество. Удачи в ваших начинаниях!

33
1 комментарий

Отличная статья, написана живым языком. Было интересно ознакомиться с особенностями открытия бизнеса в сфере Edtech-стартапов. Конечно, это не инструкция, а скорее обзор наблюдений и опыта, но даже так было познавательно.
Автор, спасибо, пиши еще!

2
Ответить