{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как MDMA-модель помогает мне искать и обучать менеджеров продукта

  • Освойте профессию менеджера продукта и зарабатывайте от 100500 рублей в месяц!
  • Стань продакт-менеджером, пройдя обучение на нашем тренажере!
  • Пройдите наш курс и получите гарантированное трудоустройство!

За год я провел больше двадцати собеседований с менеджерами продукта. Мои коллеги прошли разнообразные курсы и симуляторы, сформировав квалифицированный фидбек. Общение и работа с ними привели меня к пониманию простого факта: в IT не существует такой профессии как менеджер продукта.

Роль менеджера продукта есть, а профессии нет. Есть вот такие профессии: менеджер проекта, дизайнер, аналитик, маркетолог.

Большинство компаний, куда вы идете собеседоваться на позицию менеджера продукта, ищут менеджера проектов. Но используют название помоднее и обязательно добавляют в описание вакансии что-нибудь про метрики.

Большинство кандидатов — это менеджеры проектов, дизайнеры, аналитики или маркетологи, которые что-то понимают в смежных областях и могут (или думают, что могут) выступить в роли, которая связывает разных специалистов.

Гипотезы, A/B тесты, custdev и прочие умные слова — мишура, этому можно научить даже школьника, если есть работающие процессы и инструменты. Статьи, курсы и конференции уделяют им много внимания, и создается впечатление, что именно улучшение продукта через постоянную генерацию гипотез и проведение экспериментов — и есть тот самый хардскилл менеджера продукта.

Однако я заметил что два человека с доступом к одним и тем же инструментам, одинаковым пониманием базовой теории продуктового менеджмента, в одной и той же среде и процессах, могут приносить совершенно разный результат. И до определенного момента мне не было понятно, как учить продакт-менеджеров быть эффективнее.

Согласно модели Ицхака Адизеса, существует несколько стилей менеджмента, в зависимости от наличия у менеджера компетенций, собранных в аббревиатуру PAEI:

  • P — producer — «производитель»
  • A — administrator — «администратор»
  • E — entrepreneur — «предприниматель»
  • I — integrator — «интегратор»

Хороший менеджер должен быть способен идеально выполнять одну или две функции, но также владеть остальными хотя бы на базовом уровне.

Типичные сочетания это PaEi — «идеальный» предприниматель и производитель, который способен взять себя в руки и наладить процессы и поговорить с людьми, если потребуется. Или pAeI — (у Адизеса такой стиль называется «Губернатор») — сильный администратор и интегратор который при этом всё же умеет работать и брать ответственность.

Встречаются и специалисты, у которых вообще не развиты какие-то навыки, например P-E- — трудоголик-одиночка, который не способен работать с людьми и строить процессы.

Я придумал свою схему для менеджера продукта — MDMA:

  • M — Management
  • D — Design
  • M — Marketing
  • A — Analytics

У менеджера продукта могут быть более выражены одно или несколько из этих качеств, но для эффективной работы в той или иной мере должны присутствовать все.

Обычно менеджерами продукта становятся люди с бэкграундом в управлении проектами и интересом к соседним областям, с хардскилами в одном из них.

По моему опыту, реже всего менеджерами продукта становятся дизайнеры (дизайнеру с менеджерскими навыками гораздо выгоднее оставаться в дизайн-менеджменте). Мой личный путь это Разработка -> Управление разработкой -> Управление продуктом.

Начинать карьеру в IT с менеджмента — не лучшее решение, потому что это будет самая низкооплачиваемая и самая тяжелая роль среди ваших коллег, в которой очень тяжело находится без опыта работы в индустрии. Получать опыт лучше там, где вас будут оценивать по хардскиллам — например, в аналитике или разработке, — и где вы сможете набраться опыта, не взваливая на плечи большую ответственность.

Обладать опытом и навыками из разных областей нужно для того, чтобы выстраивать диалог на одном языке с коллегами. Очень трудно общаться с аналитиками, не понимая, что такое нормальное распределение и статзначимость, и чем медиана отличается от среднего, а с дизайнерами — не умея общаться на языке вайрфреймов. При этом на то, чтобы погрузиться в эти области, зачастую уходят годы.

Опыт менеджмента — это опыт коммуникации, его нельзя получить, прочитав книгу или пройдя курс — только работая с людьми. А лучше всего понимаешь людей, когда побывал в их шкуре — то есть поработал на их месте.

Да, апологеты классической теории менеджмента могут возразить мне, что настоящему менеджеру без разницы — строить самолет или управлять рытьем окопов, но на практике самолеты строят люди, годами проработавшие в авиационной индустрии, начавшие с инженерных позиций.

Как MDMA-модель помогает мне в работе с менеджерами продукта?

Нельзя найти идеальных продуктологов, но можно найти тех, кто в данный момент может сделать данный конкретный продукт лучше.

Для начала надо понять, каких качеств больше всего не хватает в команде.

Не хватает ответственности и способности принимать решения? Производительности? Я буду искать PaEi менеджера с Mdma профилем.

Все бегут, релизят, производят изменения, но это не приносит результатов? Я сконцентрируюсь на поисках paEI с mdMA профилем. pAeI тоже подойдет, с условием что I будет сильно более выражен чем А, потому что администратор с производителями будет в постоянном конфликте, и без более выраженных навыков интегратора это не приведет к желаемым результатам.

В команде с сильным техническим лидером меньше нужны менеджерские навыки и больше — маркетинговые и аналитические. В продукте, где страдает UX и UI, нужен человек с бэкграундом в дизайне.

Точно так же, осознанно развивая уже работающих в продукте менеджеров, можно подтягивать сам продукт.

Вместо очередных курсов по управлению продуктом я рекомендую своим коллегам учиться в зависимости от текущих потребностей и их личной MDMA диаграммы — аналитике, дизайну, маркетингу, проектному или даже техническому менеджменту.

Более того — coding is an essential skill, и базовые курсы программирования обязательны для любого IT-специалиста, неважно CEO он или офис-менеджер в IT-компании.

Почему я не включил в набор MDMA программирование или инженерные навыки?

Сами по себе сильные технические навыки без навыков менеджмента — профиль скорее системного архитектора, а не менеджера продукта. В своей практике я пусть редко, но встречал очень сильных инженеров которые могут управлять продуктом, но не хотят — поэтому я не стал включать инженерные навыки в общий список, хоть и считаю, что для любой роли в IT нужны базовые знания программирования.

Об авторе.

Меня зовут Иван, и я уже 8 лет занимаюсь финтехом в ролях от менеджера проектов до CEO. Подробнее обо мне можно узнать на моем сайте.

0
3 комментария
Алексей

Отличная статья

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Расков

.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда