Как семь раз организовать масштабную конференцию — и сделать из этого бизнес

Как тебе проект, дедлайн которого невозможно сдвинуть ни на минуту? А ещё его нужно сделать идеально — любая ошибка смажет всё впечатление. Это не страшилка для проджектов, а конференция. Как организовать и провести мероприятие на 2000 гостей и не уехать кукушкой — рассказывает основатель конференции «Матемаркетинг» Алексей Никушин

Как семь раз организовать масштабную конференцию — и сделать из этого бизнес

Смотри и слушай историю Алексея в новом выпуске подкаста «Потом доделаю»:

Матемаркетинг — конференция по маркетинговой и продуктовой аналитике. В этом году она пройдёт в седьмой раз — 7–8 ноября.

На конференции соберутся практикующие эксперты из крупных российских компаний: Яндекс, ВКонтакте, МТС, Ozon, Авито. А ещё ведущие специалисты из сфер электронной коммерции, ритейла, телекоммуникаций, банкинга, онлайн-образования и многих других. Место — пространство «Кластер Ломоносов», билеты на сайте мероприятия.

***

Десятки спикеров, две тысячи гостей, параллельные сессии и крутой кейтеринг. А за фасадом — слаженная работа команды по предотвращению и тушению возникающих пожаров. Можно ли семь раз организовать такое масштабное мероприятие? Можно. И вот как 👇

Как организовать конференцию и ничего не упустить — 6 советов

Конференция — совокупность большого количества процессов. Часть ведётся параллельно, часть решается автономно. А на финишной прямой всё должно быть готово одновременно и почти идеально.

Начать с формирования оффлайн-комьюнити

Это процесс совсем не на один день. Но именно так, издалека, началась конференция «Матемаркетинг» — с создания телеграм-канала «Интернет-аналитика». Другой возможный вариант для формирования сообщества — тематические чаты для специалистов и экспертов в сфере.

Оффлайн-комьюнити поможет понять «боли» людей в сфере, расширить запрос на более широкую аудиторию и закрыть их потребности с помощью конференции. Из сообщества сложится пул будущей аудитории и заинтересованных слушателей для мероприятия.

Определить ответственных за каждый процесс

Вот только часть параллельных процессов, которые нужно завершить одновременно и в идеальном виде ко дню конференции:

  • составление программы и приглашение спикеров
  • типография: бейджики, раздаточные материалы
  • работа с партнёрами
  • маркетинг
  • логистика
  • подготовка площадки: аппаратура, кейтеринг, связь, безопасность
  • персонал и волонтёры
  • вечеринка после конференции

За каждый процесс отвечает отдельная команда и ответственные люди, иначе всё потонет в расфокусе и многозадачности.

Сформировать основную программу на 90% за два месяца

«Матемаркетинг» всегда проходит в первой декаде ноября. В этом году на конференции шесть лекционных потоков и один дискуссионный — это порядка 130 слотов контента. К 1 сентября нужно сформировать список спикеров и выступлений на 80–90% — программа мероприятия уже почти известна.

К этому же времени нужно собрать костяк партнёров конференции — их примерно 10–12. И уже в начале сентября включается пиар-машина: начинается активная промокампания

Такой подход помогает понять, на что аудитория реагирует, а на что нет. Исходя из этого подбирают оставшуюся часть программы, а спикеров и темы анонсируют отдельно.

Собирать разные треки из лучших экспертов

IT-мероприятие может включать не только технический контент, но и edutainment — контент на стыке образовательного и развлекательного. Помимо предпринимателей и стартаперов на конференцию приходят представители сфер аналитики и хардового маркетинга, звёзды YouTube, инфлюенсеры, антропологи и даже нейробиологи.

Спикеров отбирают с помощью вопроса: «Чем ваш опыт полезен аудитории?». Опыт должен быть легитимным, объективным, повторяемым и актуальным. Такой подход к отбору рушит конверсию в заявку, зато улучшает качество программы. На конференции собираются по-настоящему крутые спикеры, которые приносят слушателям практическую пользу.

Оцифровывать и управлять с помощью таск-менеджера

Чтобы организовать такое количество людей и процессов в унисон, нужен инструмент для планирования. Для каждого из направлений нужно связанные задачи на диаграмме Ганта, разбить их на подзадачи и назначить ответственных исполнителей.

Получается, что масштабный проект «Конференция» состоит из нескольких небольших проектов, а внутри них — разные исполнители конкретных задач, дедлайны и договорённости.

👉 У WEEEK есть готовый шаблон для планирования конференции — используй его, если собираешься запускать такой масштабный проект

Учитывать особенности и потребности аудитории

Составлять программу стоит так, чтобы одновременно шло два-три интересных трека. Так слушатели смогут «голосовать ногами» — то есть выбирать трек и переходить из аудитории в аудиторию.

Стулья важно расположить таким образом, чтобы слушатели спокойно проходили между стульями и рядами, не мешая друг другу. Например, на «Матемаркитенге» стулья ставят на 50–60 сантиметров друг от друга, под углом к сцене, а не как в театре — друг другу в затылок. Особенно это важно айтишникам, которые часто по природе своей интроверты и оберегают своё личное пространство.

Ещё важно позаботиться, чтобы у людей было тихое место, откуда они могут отправить имейл или позвонить. А вне залов с выступлениями нужно организовать зоны со снеками и напитками, чтобы поддерживать уровень глюкозы

В составлении программы тоже нужно учесть некоторые нюансы. На утро лучше ставить выступления попроще, а главные по содержанию и сложности — с 12 до 15. Так до начала сложных докладов люди успеют познакомиться, ещё раз посмотреть программу и выбрать выступление.

После главных докладов нужно устроить длинный перерыв, а потом вернуться к лёгкому контенту — тогда у слушателей уже сядет когнитивная батарейка.

Чек-лист для подготовки конференции

Собрали чек-лист, который ты можешь использовать при подготовке к конференции или мероприятию.

Для конференции подобрано подходящее помещение. Обрати внимание на высоту потолков, наличие гардероба, парковки, зоны для кофе-брейков, мощного Wi-Fi, места для пресс-воллов, количество туалетов и так далее.

Помещение для конференции отвечает всем нормам безопасности. В здании есть магнитные рамки, кинологи, машины со скорой помощью и пожарными рядом со зданием, охрана и так далее.

В залах для лекций есть всё необходимое для комфорта спикеров и слушателей. Система вентиляции, бесплатная вода и минимальные угощения, экраны, видеопроекторы, комфортная посадка (не как в кинотеатре, а с расстоянием 55–60 см, чтобы между стульями можно было пройти, никого не задевая).

Подготовлены бейджики и буклеты с программой конференции. Первое упростит коммуникацию между гостями, а второе поможет им сориентироваться, где и когда состоятся лекции. Раздаточных материалов лучше напечатать с запасом.

Собрана команда, которая будет помогать гостям на конференции. Как пример — на стойке регистрации достаточно сотрудников, которые выдают гостям бейджики и отвечают на вопросы. В идеале на одного гостя заложить по 40 секунд.

Стафф-персонал набран в нужном количестве. Это поможет избежать нехватки воды, угощений и порядка в помещении.

Тайминги на наиболее интересные лекции разбросаны без пересечений. Понятно, что каждый выбирает лекции под конкретный запрос, но есть темы, которые интересны большинству.

Сложные лекции поставлены на первую половину конференции, развлекательные на вторую. Учитываем разрядку когнитивной батарейки у людей.

Учтены пожелания спикеров. В основном это касается звёздных спикеров, у которых есть свой райдер — конкретные напитки, еда, охрана и так далее.

Спикеры проинформированы о нюансах конференции. Это может касаться особенностей аппаратуры, презентации или цвета стен в помещениях, где будут проходить лекции. Скажем, если стены тёмные, то спикеру лучше выбрать одежду в светлых тонах.

✅ Модераторы лекций предупреждены о возможных неполадках с аппаратурой. Они должны подготовить дополнительные вопросы спикеру или залу, чтобы техническая пауза не воспринималась как вечность.

Я отрастил панцирь, защищающий от «раздражителей». Многое решается качественным делегированием.

Например, достаточно стрессово, когда у тебя всего три спикера и один из них не доходит до конференции. А если у тебя шесть потоков, в каждом из которых десятки лекций, то у слушателей всегда будет выбор, если вдруг кто-то из заявленных экспертов отсутствует. А так, нет ничего плохого в том, чтобы заранее созвониться с каждым из них, запросить презентацию, лишний раз напомнить о приближении конференции.

Всё это должно быть под контролем отдельной команды, которой я полностью делегирую этот процесс, — поэтому стресс из-за того, что кто-то не доезжает, минимизируется. Так и со всеми другими процессами планирования конференции.

Алексей Никушин

***

💸 Ещё Алексей рассказывает, где взять деньги на проведение конференции и насколько это прибыльно с точки зрения бизнеса.

Спойлер — выгодно, но после конференции.

А как именно работает экономика конференций, слушай в нашем подкасте.

Текст подготовила автор WEEEK Олеся Шерстобитова

1212
11
Начать дискуссию