Основал IT-компанию ради тендера Росатома. Мы выиграли, но пахали за троих бесплатно. Нам понравилось, и вот почему

Основал IT-компанию ради тендера Росатома. Мы выиграли, но пахали за троих бесплатно. Нам понравилось, и вот почему

Привет, я Артём Велижев, основатель IT-компании AddCode из Обнинска. Мы помогаем бизнесу автоматизировать внутренние процессы и сделать их прозрачными. Например, разработали систему управления проектами для ГК ФСК и бизнес-сервис дистанционного обслуживания Газпромбанка.

В 2020 году я основал компанию специально для участия в тендере «Академии Росатома» и мы с командой выиграли конкурс. Но когда начали работу, всё оказалось не так просто. Рассказываю, как в процессе потеряли двух программистов, писали отчеты на 130 страниц за ночь, а потом получили второй контракт. А еще даю советы новичкам, которые хотят работать с тендерами. Они помогут не облажаться и сэкономить кучу нервов

«Академия Росатома» искала подрядчиков, чтобы обновить дизайн и повысить защиту сайта

«Техническая академия» — это образовательный проект Росатома. Корпорация проводит профессиональную подготовку и аттестацию работников атомной энергетики в России и странах СНГ, а также обучает специалистов.

У Академии уже был сайт, но на нем не получалось реализовать нужные функции. Например, удобную систему управления контентом, с помощью которой сотрудники корпорации смогут размещать новости и анонсы. Также были проблемы с безопасностью: старую страницу часто взламывали и показывали видео для взрослых.

Чтобы решить эти проблемы, нужно было обновить сайт:

  • Разработать панель администратора и систему управления контентом. Сотрудники компании часто не могли получить доступ к админке сайта, а когда меняли на нем текст или разделы, ломалась верстка. Нужно было создать более удобную панель с защитой от взломов.
  • Сделать интеграцию с АСУМ для каталога учебных программ. Академия постоянно организовывает курсы для рабочих атомной промышленности. Чтобы информация об обучении менялась на сайте автоматически, нужно было интегрировать в него автоматическую систему управления мероприятиями.
  • Изменить дизайн. Оформление сайта Академии устарело, поэтому нужно было создать новую визуальную концепцию и шаблоны страниц, сделать адаптивную верстку.
Меню старого сайта: некоторые разделы в нем дублировались, в других не хватало нужной информации
Меню старого сайта: некоторые разделы в нем дублировались, в других не хватало нужной информации

Росатом не стал привлекать к работе своих специалистов, и в 2020 году запустил тендер для поиска подрядчиков.

Узнал о тендере и рассказал друзьям: они пошли на авантюру и мы создали ООО

Как только «Техническая академия Росатома» объявила конкурс, бывшие коллеги предложили поучаствовать в тендере и мне. Корпорация не заключала контракты с ИП или самозанятыми, поэтому для этого нужно было срочно открыть ООО и найти помощников.

Решил рискнуть и предложить объединиться в команду знакомым разработчикам. Когда-то мы уже обсуждали, что хотим работать вместе, но всё время откладывали идею на потом. Когда узнали о тендере, поняли, что сейчас самый подходящий момент создать компанию: у нас будет хороший кейс, на котором можно обкатать процессы и с гордостью положить в портфолио.

Разработчики сразу вписались в авантюру — так появилась команда AddCode, которая состояла из одного бэкендера, трех фронтендеров и менеджера.

Шансов на победу в тендере было мало, но мы погрузились в задачу и убедили Росатом подписать контракт

Обычно в государственных тендерах побеждают компании, которым не менее 2–3 лет: корпорации тщательно проверяют участников, иначе есть риск отдать проект «однодневке» и получить некачественную работу.

AddCode же на момент заявки было чуть больше месяца, а в портфолио — ни одного проекта. Выиграть тендер при таком раскладе практически невозможно, но нам нечего было терять, поэтому решили попробовать.

Чтобы повысить шансы на победу, мы:

  • Изучили потребности Росатома. Чтобы показать свою заинтересованность и экспертизу, приехали к ним в офис и провели детальное интервью, а затем попросили заполнить бриф — например, подробно рассказать об основных требованиях к сайту и показать референсы понравившихся страниц.
  • Предложили самые короткие сроки и низкую стоимость. Нам очень нужен был кейс, поэтому решили сделать работу по себестоимости. Также обещали закончить первую версию сайта всего за два месяца.

  • Принесли на тендер подробное ТЗ. На основе ответов Росатома прописали все детали будущего сайта: общую структуру, требования к макетам, содержание отдельных страниц. Также предложили разработать панель администратора без фреймворков, ведь готовые решения проще взломать.
Чтобы составить ТЗ, мы также анализировали сайты, которые Росатом упомянул в брифе
Чтобы составить ТЗ, мы также анализировали сайты, которые Росатом упомянул в брифе

Нас ждали сюрпризы в контракте, потеря части команды, работа по ночам

Благодаря нашему подходу мы выиграли в тендере и на радостях подписали контракт не глядя. Мы уже обсуждали договоренности заранее, поэтому не думали, что в договоре будут подводные камни. Оказалось, что зря: мы с Росатомом друг друга недопоняли, и они внесли в контракт абсолютно другие сроки — в четыре раза короче. А еще мы узнали, что если не сдадим какой-то из этапов в срок, придется выплачивать большую неустойку. Очень боялись, что придется продавать квартиры и машины.

Чтобы не сорвать дедлайны, пришлось заканчивать проект в режиме огня. Каждый из нас брал на себя в три раза больше задач, чем рассчитывал. Всё усложнялось тем, что, помимо Росатома, у всех была основная работа, поэтому пришлось отказаться от сна и работать над сайтом по ночам. А однажды мы даже умудрились написать 130-страничный отчет накануне сдачи.

Не вся команда выдержала такую жесткую нагрузку: от нас ушел фронтендер и бэкендер. Взять на себя еще больше задач мы не могли, поэтому, чтобы хоть немного разгрузиться и выдохнуть, пригласили на тот момент еще стажера Никиту, с которым познакомились до открытия AddCode. Сейчас он один из лучших разработчиков в нашей компании.

Сейчас понимаю: эти трудности помогли нам вырасти. Кейс с Росатомом дал почувствовать, что мы справимся и с такими сложными ситуациями

Результат: сдали проект вовремя и получили еще один контракт

Несмотря на жесткую нагрузку, мы успели закончить первый этап работы за два месяца, а основную часть проекта — за полгода. Далее год работали как техподдержка: проводили профилактику от вирусов и взломов, добавляли на сайт свежие новости и анонсы Академии и реализовывали дополнительные функции для его развития.

Теперь у страницы современный дизайн и удобный интерфейс: на ней проще найти нужную информацию, появились новые разделы. Например, блок с дайджестами «Технической академии».

В окончательной версии страницы использовали больше фирменных цветов Росатома 
В окончательной версии страницы использовали больше фирменных цветов Росатома 

Заказчик остался доволен, поэтому в сентябре 2021-го предложил поучаствовать еще в одном конкурсе — уже на разработку сайта гостиницы Росатома и его техподдержку. Мы подали заявку и в итоге подписали новый контракт.

Итог: как работать с тендерами и не облажаться

Делюсь советами, которые помогут закрывать контракты без горящих дедлайнов и потраченных нервов:

  • Не бойтесь участвовать в крупных тендерах. В конкурсе может победить даже небольшая компания с историей в несколько месяцев.
  • Если хотите выиграть тендер, готовьтесь к нему. Пообщайтесь с заказчиком, узнайте его боли и потребности, потратьте время на изучение проекта — это всё помогает при принятии решения в сторону вашей компании.
  • Внимательно читайте договор и не гонитесь за сроками. Тщательно изучите контракт, чтобы не соглашаться на неудобные условия. Если дедлайны кажутся слишком жесткими, согласуйте новые.

Если вам нужен кейс, не бойтесь работать по себестоимости. Молодому бизнесу бывает тяжело найти клиентов, а низкая цена повысит шансы выиграть тендер от крупной корпорации. Такой проект в портфолио поможет найти новых заказчиков и получить их доверие.

Был ли у вас опыт работы с тендерами? С какими трудностями сталкивались? Пишите в комментариях, что бы посоветовали новичкам.

2424
55
11
27 комментариев

Что-то столько противоречий в тексте. Не поленился вспомнить пароль и отписаться, уж очень интересно.

Вопросы без подвохов. Реально любопытно!

1) "приехали к ним в офис и провели детальное интервью, а затем попросили заполнить бриф"

Как вам, нонейм компании с нулём проектов, без компетенций, которую основали вчера, разрешили приехать (!), презентовать себя лично в Росатом? Потратить время сотрудников на интервью и прочее... Ни разу такого не встречал. Ведь все происходит на электронной площадке, все вопросы и согласования проводят либо на площадке либо по номеру телефона в контракте (либо по телефону с доверенным лицом, если знаете с кем связываетесь). Этот пункт меня удивил больше всего)

2) что означает "убедили Росатом подписать контракт" ? Выигрывает тот, у кого ОБЫЧНО цена меньше (при условии, что все подали правильно оформленные документы).

3) "Принесли на тендер подробное ТЗ." - разве такие документы не являются обязательными при подаче документов на такие тендеры? Здесь это звучит, как добровольное решение.

4) "мы с Росатомом друг друга недопоняли, и они внесли в контракт абсолютно другие сроки"

извиняюсь, это как? Контракт ведь строго регламентируется. Как такой пункт можно было пропустить ?

5) "Если дедлайны кажутся слишком жесткими, согласуйте новые."

Как вам согласуют новые сроки? Госкомпании работают по ФЗ 223 и ФЗ 44. Чтобы согласовать новые сроки, а тем более для компании, которая даже еще не выиграла и ей месяц от роду, это надо пройти через ворох бюрократии длиной в неск месяцев.

6) "AddCode же на момент заявки было чуть больше месяца, а в портфолио — ни одного проекта. Выиграть тендер при таком раскладе практически невозможно"

Это не то чтобы "практически невозможно". Это невозможно. В тендерах такого уровня прописывают требования о обязательном наличии опыта, об уровне компетенций, о примерах работ с обязательными актами выполненных работ.

К автору без претензий, но лично у меня совсем другой опыт в тендерах и тут вероятно чего-то не договаривают. Либо это какой то особенный тендер с таким индивидуальным подходом.

Можно узнать номер тендера? На какой площадке был размещен тендер?

4
1
Ответить

связи брат просто связи, автор сказочник.
статья писана с аудиоинтервью редакторами, он пофлексил типа какой он молодец, копирайтер положила на бумагу.

Ответить

В целом, сложилось впечатление, что вы были единственным участником и поэтому игра стоила свеч.

Ответить

«Тщательно изучите контракт, чтобы не соглашаться на неудобные условия. Если дедлайны кажутся слишком жесткими, согласуйте новые.» — честно говоря, слабо себе представляю, что госзаказчика по 223 или 44 ФЗ будет пересогласовывать сроки с каким-то ноунейм подрядчиком, который тупо условия не удосужился прочитать (извините). Поэтому совет тут другой должен быть: читайте контракт. Когда вам кажется, что вы все поняли, читайте еще 2 раза как минимум. И только потом лезьте в тендеры.

2
Ответить

Про "читайте еще 2 раза как минимум" согласен на все 100, кажется, уже выработал проф. привычку читать по 3-4 раза договор и все равно что-то могу пропустить.
На самом деле, Заказчики охотно идут на диалог, важно найти подход. Особенно, если 1-ый раунд закупки не состоялся, то в повторной закупке вполне могут пойти на уступки и согласовать новые сроки. Это в рамках 223 ФЗ, конечно))

Ответить

Узнал о тендере и рассказал друзьям: они пошли на авантюру и мы создали ООО- ахахах вот это подход 😁😁😁Ну правильно нужно тянуть птицу за хвост. Когда человек легкий на подъём с ним можно горы свернуть

1
Ответить

А как иначе, надо пробовать 😄

Ответить