«Важно цепляться за любую возможность получить практический опыт». QA-инженер Авито о том, как оставаться востребованным на рынке.

В рамках серии интервью о том, как устроена работа по обеспечению качества в известных компаниях, DoQA (система управления тестированием от команды IT Test) поговорила с QA-инженером Авито Недвижимость Николаем Сальниковым. Читайте, чтобы узнать как вырасти из тестировщика в QA-инженера, и какие навыки и качества ценятся в бигтехе.

«Важно цепляться за любую возможность получить практический опыт». QA-инженер Авито о том, как оставаться востребованным на рынке.

«Для возможности получить первую работу в IT высшее техническое образование пригодилось. В остальном — не уверен». О начале пути

Я QA-инженер в Авито Недвижимость. Обеспечиваю качество разрабатываемого продукта в недвиге. Мы работаем по принципу микросервисной архитектуры, и у меня большая зона ответственности — в нашей продуктовой команде девять человек, на которых приходится один QA.

Я получил профессию связиста в Московском Техническом Университете Связи и Информатики. Это околоайтишная тема, но все же далекая от диджитал. Потом прошел курсы администрирования Windows и Linux при МГТУ им. Н.Э. Баумана, параллельно работая разъездным инженером внедрения и поддержки — я устанавливал программное обеспечение в разных компаниях.

Как только я закончил институт и разместил резюме на HeadHunter, мне позвонили из ЛАНИТА (российская IT-компания, которая занимается системной интеграцией, дистрибуцией, консалтингом, разработкой инженерных систем, программного обеспечения и т.д. — прим. ред.) и предложили пройти у них собеседование. Там я узнал, что техническое высшее образование — обязательное условие для работы в этой компании.

Так что для возможности получить первую работу в IT «вышка» мне пригодилась. В остальном — не уверен.

Я проработал в ЛАНИТЕ пять лет на позиции инженера-технолога. В мои обязанности входило абсолютно все: аналитика, тестирование, внедрение, сопровождение, DevOps. Благодаря этому я мог развиваться дальше в большом количестве направлений — ЛАНИТ стал своеобразной «школой жизни».

У меня был коллега-ментор, который впоследствии ушел в тестирование, и стал хорошим примером роста в QA. Я знал об аналитике, но не представлял, как там развиваться, пробовал программировать, но мне не очень понравилось. Направление QA привлекало больше всего — было интересно искать баги и учиться правильно объяснять их разработчикам.

Поэтому, когда я уходил, то выбрал из семи офферов позицию тестировщика и перешел в Яндекс, а спустя полгода попал в Авито, где работаю уже более двух лет.

О разнице задач тестировщика и QA-инженера

Из ЛАНИТА я ушел тестировщиком-джуном — у меня были хорошие теоретические знания, но мало практических навыков. В Яндексе я увидел, как устроены процессы и продуктовые команды. В мои обязанности входило получение задач от разработчиков и проверка программного обеспечения — типичный набор ручника.

В Авито я узнал, что можно развиваться дальше, разносторонне обеспечивая качество продукта и формируя стратегию. Мне опять повезло с ментором, который помогал мне расти до QA-инженера на протяжении полугода.

Сейчас мои обязанности значительно отличаются от задач в начале карьеры. Я участвую в обсуждении идей новой функциональности вместе с продакт-менеджером, мы просчитываем риски, я изучаю макеты дизайна и ищу несоответствия, составляю приемочные тесты для разработчиков и автоматизирую их (сейчас я больше пишу код, чем тестирую вручную), слежу за метриками после того, как функциональность выкатывается в прод.

В ближайшем спринте у меня уйдет много времени на проверку домашних заданий интернов — мы сейчас набираем стажеров, и я провожу собеседования. Передача знаний другим людям — это тоже своеобразная карьерная ступень.

Меня очень вдохновляют мои коллеги — в Авито много умных людей, которые не стоят на месте, и это драйвит. Я задумываюсь над тем, чтобы постепенно менять специализацию, но сейчас моя цель — стать хорошим наставником для интернов в QA.

Тестировщикам, которые хотят дорасти до QA-инженера, я советую в первую очередь разобраться с пирамидой тестирования. Далее нужно погрузиться в автоматизацию, можно начать автоматизировать простенькие кейсы в текущих проектах, подключить автоматизацию в процессы CI/CD и создать систему отчетов. Идеально, если автотесты будут автоматически гоняться в различных Quality Gates.

О том, как тестировщику попасть в бигтех-компанию

Уметь автоматизировать тесты для работы в бигтехе необязательно. В крупные компании требуются и мануальные тестировщики, но, например, в Авито мы все автоматизируем, а для этого нужно обладать знаниями языков программирования.

Разбираться в нескольких языках не нужно — достаточно погрузиться в один. Советую для подготовки решать задачи на LeetCode — на собеседованиях часто дают простые задания на программирование.

Нужно хорошо знать теорию теорию тестирования — это мастхэв для QA-инженеров. Стоит изучить процессы CI/CD, если не было опыта, и повторить базовую математику — я обращаю внимание, плавает ли в теме кандидат. Недавно на собеседовании тестировщик сказал: «На ноль делить нельзя, значит и ноль ни на что делить нельзя». Я не стал больше задавать вопросов.

Главный красный флаг — когда специалист пытается «налить воды». Как на экзамене — не знаешь правильный ответ и говоришь ни о чем. Второе — агрессия. Бывало, задаешь человеку конкретный вопрос, а он в ответ: «А с чего вы решили, что это именно так?». До споров, конечно, не доходило, но результат был негативный. Мы в Авито ценим прокачанные софт-скилы.

Авито поддерживает инициативных сотрудников. Если кто-то знает, как улучшить процессы, или хочет внедрить новую практику, которая принесет профит — флаг в руки, никаких запретов. Именно так специалисты становятся заметными внутри компании и получают возможность быстрого роста. Не бойтесь расширять зоны ответственности и обращаться за помощью к коллегам — если специалист не понимает, как развиваться, ему обязательно помогут более скиловые сотрудники и составят карьерный роадмап.

«Все хорошие специалисты уже разобраны». О том, как быть ценным кандидатом

По опыту проведения собеседований кажется, что все хорошие специалисты уже разобраны. Год-полтора назад на рынке было много хардовых тестировщиков. Возможно, это связано с текущей обстановкой — люди держатся за работу, которая есть сейчас. Поэтому мы вкладываемся в развитие стажеров в Авито.

Чтобы оставаться востребованным на рынке, специалистам нужно активно развиваться, брать на себя инициативу, оставаться в курсе тенденций и постоянно учиться новому — читать, программировать. А еще важно поддерживать скил прохождения собеседований — год назад я стабильно раз в месяц собеседовался в разные компании, чтобы понять, чего мне не хватает, и поддержать профессиональный тонус. Я, как человек, который сам проводит собеседования, думал, что будет легко, но нет (смеется). Это отдельный навык. Доброжелательность, открытость и умение рассказать о достижениях точно будут плюсом — часто люди не могут сформулировать, чем они гордятся в своей работе.

Нужно цепляться за любую возможность получить практический опыт. Рынку требуются опытные специалисты — даже полгода-год работы выделяют кандидата среди остальных.

Другие материалы из серии.

«Меня вдохновляет то, что я многого не знаю, но хотел бы узнать». SDET-инженер крупного российского банка об архитектуре автоматизации тестирования и о кайфе от сложных задач.

Видеоподкаст о TestOps-подходе к тестированию с SRE TeamLead, DevOps-infected Андреем Синицыным — в чем суть подхода, и как он помогает сделать процессы тестирования более эффективными и прозрачными.

Больше экспертных материалов о тестировании — в Telegram-канале TMS DoQA.

66
Начать дискуссию