Слабоумие и отвага: как запустить онлайн-курс, заработать нервный срыв… и провести еще более 10 потоков

Слабоумие и отвага: как запустить онлайн-курс, заработать нервный срыв… и провести еще более 10 потоков

Привет! Меня зовут Екатерина Тупицына (это моя настоящая фамилия), я сооснователь корректорского бюро «Ёлки-палки». Мы проверяем тексты клиентов на орфографические, пунктуационные, грамматические и иные ошибки и помогаем бизнесу выпускать материалы, которые приятно читать.

Среди моих заказчиков — Яндекс ПромоСтраницы, «Газпромбанк Инвестиции», «Спортмастер», издательство «Манн, Иванов и Фербер», креативная редакция «Рыба», коммуникационное агентство SALO, а еще около сотни статей на vc.ru, которые вышли за последние полтора года, тоже вычитала я. С редакцией «Рыба», кстати, мы даже сделали бесплатный текстовый курс по корректуре для копирайтеров — обязательно почитайте, его очень хвалят.

Сюда пришла поделиться, как я за две недели по зову сердца запустила свой первый курс для корректоров «Первая корректура» — и заработала психологическую травму и дергающийся глаз 🤯 Если лень читать, листайте вниз, в конце выводы и советы для тех, кто задумывается о том, чтобы учить чему-то людей.

Что такое корректорское бюро и как возникла идея курса

Дисклеймер: если вы знаете, кто такой корректор, пропустите следующие два абзаца и переходите к тексту после скриншота :)

Корректорское бюро — это как рекламное агентство, только корректорское бюро :) А если серьезно и простыми словами, то корректор — это тот человек, который доводит текст после автора и редактора до блеска, устраняя из него разного рода ошибки. Я часто сравниваю корректора с полировщиком автомобиля: на заводе собрали машину, поставили все нужные детали, проверили их, а потом перед продажей ее нужно начистить до блеска, чтобы она приобрела товарный вид. Этим, грубо говоря, и занимается корректор — приводит текст в товарный вид, чтобы человеку было комфортно читать материал, а не натыкаться на запятые, через, каждые, два, слова или опечатки.

Еще в университете я подрабатывала корректурой, а когда работала в проекте «Тотальный диктант» (операционным директором, а не корректором), то коллеги часто приносили мне тексты на оперативную вычитку из-за моего филологического прошлого. Благодаря одной брошенной в разговоре фразе со временем все это переросло в идею открыть собственное дело, сутью которого будет вычитка текстов. Так случилось, что в 2021 году работа в Тотальном диктанте для меня закончилась и примерно в это же время я запустила собственный бизнес.

<i>Так три года назад началась история бюро. Пост собрал 204 лайка, 97 комментариев, и им поделились 21 раз. С той публикации ко мне пришли Яндекс ПромоСтраницы и контент-агентство «Текстариум» — работаем с ними до сих пор</i>
Так три года назад началась история бюро. Пост собрал 204 лайка, 97 комментариев, и им поделились 21 раз. С той публикации ко мне пришли Яндекс ПромоСтраницы и контент-агентство «Текстариум» — работаем с ними до сих пор

Корректорское бюро «Ёлки-палки», которое я основала, изначально не предполагало вообще никаких обучающих курсов. Я планировала находить клиентов среди компаний и частных лиц, которым нужна была именно вычитка текстов: рекламных статей, дипломных работ, магистерских диссертаций, методических материалов, презентаций, отчетов, публикаций для соцсетей и так далее.

Первые клиенты появились довольно быстро (спасибо сарафанному радио и старым контактам), а со временем их количество только росло. Вместе с тем росла моя нагрузка, и я поняла, что необходимо больше делегировать, вот только кому? Корректоры, с которыми я сотрудничала, не всегда читали тексты чисто, и я сама замечала, что какие-то правила им как будто неизвестны. На своем опыте я знала, что корректоры обделены возможностями обучения, в отличие от тех же копирайтеров или редакторов, для которых создано большое количество онлайн-курсов.

Я училась корректуре сама. Конечно, мне помогла филологическая база, но в университете не учат, как правильно писать и ставить знаки препинания. Филологи учат языковые семьи, зубрят разницу между грамматическим и лексическим значениями, разбираются в типах подчинительных отношений в словосочетании, а еще изучают кучу всего, что никак не поможет в корректуре. Я благодарна своему образованию, но оно скорее помогает мне видеть связи в языке и анализировать информацию, а не вычитывать тексты.

Идея курса родилась из желания поделиться знаниями, помочь корректорам и, возможно, создать своеобразный первый этап воронки поиска потенциальных корректоров для сотрудничества. В вузе слишком много теории и мало практики, а на филфаке, как я уже сказала, вообще корректуре не учат, хотя именно филологи, по моим наблюдениям, чаще всего выбирают корректуру как способ подработки.

Сотрудничая с разными корректорами, я быстро поняла: их надо доучивать — видимо, своими силами. Мои знакомые-корректоры выживали без курсов, да и не было особо на рынке подобных программ, а те компании, которые их проводили, писали на сайтах туманное «Напишите нам, чтобы узнать стоимость» или предлагали двухгодичное полноценное обучение, на которое у многих просто нет времени.

Ну и, конечно, мне хотелось заработать на таком курсе. Спойлер: получилось, но пришлось помучиться.

Как всё начиналось: собрала все свои знания, посидела на кухне пару часов и через две недели запустила курс

Я задумалась: что должно быть в курсе, чтобы он реально был полезным для корректора? Ответ пришел в голову быстро: практика. Учиться искать ошибки в вакууме, читать умные правила из справочников и смотреть на примеры из Пушкина и Чехова — это, конечно, хорошо, но только в теории. В реальной жизни никто не принесет на вычитку тексты «как из справочников», корректору всегда придется работать с «живой письменной речью», которая может пестрить и новыми заимствованиями, и сленговыми словечками из той или иной сферы, и конструкциями, о которых справочники умалчивают.

За пару часов на кухне я придумала общую концепцию «Первой корректуры» и набросала скелет для лендинга:

  • расписала все экраны;
  • собрала сетку тарифов;
  • нашла визуальные референсы.
<i>Даю комментарий Первому каналу на той самой кухне, где в апреле 2022 года родилась идея курса «Первая корректура». Выходит, историческое фото :)</i>
Даю комментарий Первому каналу на той самой кухне, где в апреле 2022 года родилась идея курса «Первая корректура». Выходит, историческое фото :)

Мне потребовалось еще две недели, чтобы:

  • подготовить практические задания — те самые тексты из реальной жизни, с которыми постоянно приходится работать корректору;
  • продумать структуру вебинаров и сделать к ним презентации;
  • выпустить пару анонсов в соцсетях бюро.

Знакомый дизайнер вошел в положение и сверстал все на «Тильде» чуть ли не за «спасибо». На первый поток пришло около 30 человек — это были подписчики, которые следили за бюро в социальных сетях и за порядочную скидку присоединились к курсу. Для меня они стали своеобразной фокус-группой, чтобы откатать все процессы и понять, в правильном ли направлении я иду. Отзывы были положительными, и я решила, что нужно продолжать и запускать следующий поток.

<i>Людмила — слушательница первого потока «Первой корректуры», и таких теплых отзывов было немало</i>
Людмила — слушательница первого потока «Первой корректуры», и таких теплых отзывов было немало

У меня не было уверенности, что своими силами получится собрать новых учеников, тем более что собственные соцсети принесли всего 30 человек — и казалось, что это был предел. Было решено делать рекламу — так я и написала Галине Юзефович, известному литературному критику, на телеграм-канал которой в тот момент было подписано около 25–30 тысяч человек. С Галиной мы пересекались в Тотальном диктанте, и я попросила ее сделать анонс «Первой корректуры». Это не была реклама в полном смысле этого слова — скорее дружеская рекомендация, прочитав которую я немного смутилась.

<i>Вот таким вышел пост — никакого брифа, Галина написала сама так, как считает нужным</i>
Вот таким вышел пост — никакого брифа, Галина написала сама так, как считает нужным

И тут случилось то, чего я никак не ожидала: вначале курс купил один человек, потом еще один, потом еще, и еще, и еще… С этой публикации ко мне пришло 57 человек, а еще были люди, которые все-таки дошли из соцсетей или от других блогеров, где я давала рекламу. Восторг от мысли о том, что я много заработаю, достаточно быстро сменился ужасом: деньги — это, конечно, классно, но как я справлюсь с таким количеством учеников, если я — абсолютно одна?..

Четыре недели ада: как я справлялась, не спала ночами и чуть не заработала себе выгорание вкупе с нервным срывом, о котором я подозреваю, но которого не помню

Только представьте: я и швец, и жнец, и на дуде игрец — и нужно выжить на протяжении четырех недель, пока идет курс. Слушателей, кстати, было в итоге всего 81, и всем нужно уделить внимание, нужно проверить каждую домашку и ответить на каждый вопрос.

В том потоке я еще давала большие домашки: думала, что нужно загрузить слушателей по максимуму, чтобы они отработали все и всему научились (как это проверять, я, конечно, не особо думала). В итоге мне нужно было проверить 17 тысяч знаков от каждого ученика, а в сумме это 1 377 000 знаков (как 99 таких же статей). Да, не все присылали домашние задания, но нагрузка все равно была колоссальная.

Дедлайн по проверке я тоже поставила оптимистичный — 2–3 дня с момента отправки работы. Вот только не учла, что люди присылают все в последний момент, и в последний день перед дедлайном сдачи домашней работы в папке «Входящие» был просто завал. Получалась такая картинка:

  • в среду я провожу вебинар, и после него выдается домашнее задание;
  • часть слушателей приступают к нему в конце рабочей недели, и выходные для меня перестают существовать: в субботу и воскресенье я проверяю домашки;
  • с понедельника по среду мне приходят еще работы, и их я тоже должна проверить;
  • в среду я провожу новый вебинар (часто к этому моменту у меня еще оставались непроверенные работы), после которого выдаю новое домашнее задание.

Каждую среду цикл начинался снова.

В итоге вся жизнь подчинилась проверке работ, а еще нужно было вести вебинары и со всеми коммуницировать в чате, менеджерить процессы, своевременно выкладывать записи на платформу и делать еще кучу всякой мелочовки, которая забирала силы и выматывала. На почту падали письма от студентов с выполненными заданиями, а мне хотелось разбить ноутбук или просто смотреть в стену. А ведь еще была работа в бюро, крупные клиенты, дедлайны... Кажется, моя психика даже вытеснила воспоминания об этом периоде — так мне было тяжело.

<i>Бывало так, что я говорила себе: «Разберу сейчас все, что есть, а остальное уже завтра». Но пока я разбирала пачку непрочитанных писем с домашками, на почте образовывалась новая пачка — и так по кругу</i>
Бывало так, что я говорила себе: «Разберу сейчас все, что есть, а остальное уже завтра». Но пока я разбирала пачку непрочитанных писем с домашками, на почте образовывалась новая пачка — и так по кругу

Как справилась, сама не знаю: собирала последнюю волю в кулак и открывала доки, придумывала скрипты ответов слушателям уже на ходу, копировала комментарии к повторяющимся ошибкам и сохраняла их в отдельный файл, чтобы потом просто копипастить оттуда, а не писать каждый раз с нуля, просыпалась раньше и ложилась позже, жертвовала своими личными хотелками и делами. Конечно, были задержки с проверкой, приходилось извиняться перед слушателями, было стыдно.

Ну можно же было нанять куратора, помощника, да? Ха, конечно, но тогда я боялась делегировать и думала, что так все разрушится: «Это же мой курс, и люди пришли за моей проверкой». Да и, если честно, в той панике было вообще не до разборок с наймом, нужно было придумывать, что делать в моменте. А еще попросту не было надежного человека, которого я могла бы привлечь к этой работе, а «набирать кураторов по объявлениям» мне не нравится концептуально. Для начала стоит обучить такого человека и убедиться, что он сам достаточно компетентен, чтобы обучать других.

Что касается дедлайнов, то я была уверена, что обратная связь должна быть быстрой. Плохо, если ты выполнил работу, а обратную связь по ней получил через неделю с небольшим. Вот только иногда так и получалось, потому что я просто не успевала проверить все работы в срок.

После второго потока пересмотрела подход к организации курса и начала думать на перспективу

Тот бешеный поток прошел, я выжила… и не прокляла «Первую корректуру», и не потеряла желание дальше ей заниматься, потому что, несмотря на все сложности, я реально кайфовала от того, что делаю.

Следующие потоки я запускала уже со знанием дела и с холодной головой, приняв во внимание все ошибки прошлого :)

  • Подняла стоимость, потому что поняла, что мои вложения стоят дороже.
  • Сократила домашки и пересобрала некоторые из них, найдя баланс между тем, чтобы увлечь слушателей и помочь им отработать важные моменты, и тем, чтобы не умереть при их проверке.
  • Все-таки серьезно поговорила с собой и решилась на куратора: нашла хорошего корректора среди знакомых, с которыми ранее уже сотрудничала.
  • Подготовила скрипты для проверки, чтобы куратор знал, где прячутся ошибки и как корректно давать по ним обратную связь.
  • Увеличила дедлайн по проверке домашней работы на один день. Кажется, что это незначительно увеличение, но на деле этот +1 день оказался очень правильным решением.

Около полутора лет назад я решилась еще на один цикл изменений: полностью обновила курс, перезаписала все теоретические видео и вебинары и перевела его в асинхронный формат. Теперь мои временные затраты минимальны: я общаюсь со слушателями на платформе, проверяю работы определенного тарифа и отвечаю на вопросы в почте.

<i>Когда утрясла все со своим личным курсом, появилось больше времени на другие проекты. Например, вместе с «Рыбой» мы сделали курс по корректуре для копирайтеров. Вот такое сообщение Петя Волков, директор «Рыбы» по обучениям, недавно написал мне. Кайф же!</i>
Когда утрясла все со своим личным курсом, появилось больше времени на другие проекты. Например, вместе с «Рыбой» мы сделали курс по корректуре для копирайтеров. Вот такое сообщение Петя Волков, директор «Рыбы» по обучениям, недавно написал мне. Кайф же!

«Первая корректура» существует уже два с половиной года, и за это время я заработала на ней около трех миллионов рублей. Рекламу больше нигде не даю, а продажи потихоньку идут сами собой: о курсе я время от времени рассказываю в своем телеграм-канале, а еще его часто советуют в профильных корректорских чатах тем, кто хочет начать вычитывать тексты. Считаю, что все это — неплохие показатели для проекта, запущенного собственными силами без команды и на данном этапе требующего моего минимального вмешательства.

Какие выводы я сделала, запустив курс своими силами и пережив тот самый второй поток

Может, для кого-то мои выводы прозвучат банально, но уверена, что найдутся те, кому они принесут пользу.

1. Рискуйте, даже если вы один. Я не проводила объемные исследования аудитории (они случились гораздо позже, когда я запускала свой второй курс), не сводила финмодель, не готовила бизнес-план, не прописывала контент-план, и у меня не было большой команды. У меня не было ресурсов, чтобы нанимать разработчиков, маркетологов и методистов. Но я чувствовала, что делаю полезный продукт, и горела этим. Я знала, что он может быть потенциально интересен, потому что сама была целевой аудиторией своего курса. Возможно, если бы я решилась все делать по уму и поступательно, то запуск бы не случился. У меня, может быть, не хватило бы сил дойти до финала или я слила бы кучу денег, а потом сидела и отбивала их. Не факт, что у каждого получится, как у меня. Но если стоит выбор между тем, чтобы не делать или делать самому и поначалу не суперидеально, лучше все-таки делать, а дальше докрутить. Это не значит, что нужно выпускать сырой продукт. Я о том, что если у вас есть идея и минимальные ресурсы для ее реализации в хорошем виде, стоит попробовать.

2. Не забывайте про план Б. Стоит подстелить себе соломку или хотя бы подумать о ней. Я запускалась на 80 человек с ошарашенными глазами, вообще не понимая, как справлюсь. Чем больше вы зададите себе вопросов из серии «а что, если?..», тем легче будет принять неожиданное. Я не верила, что реклама так сработает, и не ожидала, что мне придется обучать так много людей. Все-таки корректура — это довольно узкая ниша, в отличие от того же копирайтинга. Но если бы я после первого потока задала себе несколько вопросов, то, например, ко второму как минимум смогла бы найти потенциального куратора и обучить его.

3. Подумайте о себе и не бойтесь делегировать. Лучшее — враг хорошего, ищите баланс. Я придумывала замудренные, интересные, большие домашние задания для слушателей, думала о пользе, ставила нереалистичные дедлайны, но забыла о себе: а как это все проверять? И конечно, боялась брать помощников и делегировать им часть работы. Вместо того чтобы распределить нагрузку, прошла через жуткую нервотрепку и чуть не выгорела, но выбралась — наверное, во мне оказалось достаточно жизненной силы, чтобы не послать все к черту.

Больше о жизни корректора и корректуре рассказываю в своем телеграм-канале «Корректор по вызову» — заглядывайте, если интересуетесь русским языком или работаете с текстами.

А как вы считаете, стоит ли делать курс своими силами? С чем неожиданным сталкивались вы при запуске бизнеса без опыта?

1515
Начать дискуссию