Как российский MTV задавал тренды моушн-дизайна в мире: опыт Антона Сакара

Антон Сакара
Креативный директор RAKETAMEDIA, преподаватель на курсе «Моушн-дизайн»
Фото: Архив Антона Сакара
Фото: Архив Антона Сакара

Антон Сакара – один из первопроходцев моушн-дизайна в России. Стоял у истоков MTV Russia, работал на MTV Central Europe и Первом канале. Сейчас — сооснователь и креативный директор RAKETAMEDIA, которая создает уникальный контент для крупнейших российских и международных шоу, выставок, концертов и фестивалей.

До MTV: хардкорная реклама сотовых операторов 1999-2001

В Новосибирске, где я жил в то время, мы с Костей Борткевичем снимали рекламные ролики для первых сотовых операторов. Помню, как компания GSM (Сибирские Сотовые Системы, позже это стало MTC) предложила сделать рекламу для тарифа «Старт», предназначенного для молодежи. Я написал рэп для рекламы у себя на кухне. Потом мы нашли местных рэперов в кинотеатре «Пионер» — группу Bagabeat, — к ним в компанию добавили девочку. Я чувствовал себя музыкальным продюсером хип-хоп проекта. DJ Cat написал музыку, и мы пошли в студию.

Ноль абонентской, абонентской платы ноль.

Бери модный телефон и носи его с собой.

Говори свободно ночью, не обламывайся днем.

Девять центов за минуту, и не думай ни о чем…

…Покупай, подключай

К мобиле привыкай

Твой тариф Молодежный

От других не отставай…

…GSM Старт

Стартуй с нами

Мы сняли клип в ночном клубе «Бегемот» днем — до того, как туда пришли гости. Вдохновлялись мы, конечно же, Децлом и его «Пепси, пейджер, МTV».

Видео: Архив Антона Сакара

Ролик звучал во всех квартирах десятки раз в день на протяжении года во время рекламных пауз на местном телевидении. В городе разместили сотни билбордов с рекламой, сделанной на основе фотосессии с участниками группы. Уже через пару месяцев этот ролик знали все.

Фото: Архив Антона Сакара
Фото: Архив Антона Сакара

Помню, как в разных компаниях я упоминал, что придумал этот ролик, и это давало значительную фору в знакомстве на вечеринках.

Тогда же к нам стали обращаться другие сотовые операторы из Омска, Кемерово, чтобы мы сделали логотипы и сняли ролики для молодежных тарифов. В те времена не было крупных операторов, в каждом городе делали свою рекламу — отличное поле для экспериментов.

Фото: Архив Антона Сакара
Фото: Архив Антона Сакара

Мой опыт работы в полиграфии помог сделать дизайн карт оплаты, инструкций. Я делал ролики, логотипы, брендинг, полиграфию и наружку одновременно. Сейчас такое сложно себе представить, подобными проектами занимаются большие команды. А тогда один человек мог вести целый бренд, создавая весь необходимый контент. Я знал еще несколько ребят, кто работал так же. Одновременно с этим я работал в продакшене LBL Сибирь — там мы делали рекламу для других компаний и сотовых операторов, например, «Билайн» и «Авиакомпания Сибирь» (сейчас S7).

Фото: Архив Антона Сакара
Фото: Архив Антона Сакара

МTV Россия: как появился культовый моушн

В 2001 году я был проездом в Москве. Принес свой шоурил на видеокассете VHS на MTV Россия и НТВ-Дизайн. Через две недели оба работодателя перезвонили: на НТВ предложили приехать пообщаться, а на MTV — начать работать. Я выбрал второе.

Через пару недель пришел на ресепшн MTV Россия в Москве, и меня тут же спустили с небес на землю: «Начальник отдела графики в отпуске, мы ничего про вас не знаем».

Думаю, ну вот, приехал наивный мальчик в Москву.

Но так как терять мне было нечего, я набрался смелости и сказал, что никуда не уйду. Мобильных телефонов не было — написать кому-то в Telegram и уточнить, что делать, я не мог. В итоге секретарь позвонила в отдел графики, с кем-то поговорила и произнесла заветную фразу: «Сейчас к вам спустятся».

Пришла администратор и радостно меня поприветствовала: «Ты Антон Сакара? Пойдем, я покажу твое рабочее место».

Арт-директор MTV Глеб Орлов в то время давал большую свободу дизайнерам, мы делали заставки, ориентируясь на коллег за рубежом, но приносили во все русский стиль.

Русская десятка MTV

Видео: Архив Антона Сакара

Для заставки программы «Русская десятка» мы придумали использовать «Тетрис» как главное русское изобретение. Но еще добавили цифровой хаос как основополагающий творческий метод.

Ру зона MTV

Видео: Архив Антона Сакара

Для заставки RU ZONE я выбрал то, что считал главным: панельные микрорайоны, строительные краны, тайга, олени и, конечно, муралы восьмидесятых с изображением Гагарина и счастливой советской семьи. Эта заставка разошлась в десятки альбомов и книг, как символ стиля русского MTV. Сейчас я смотрю на этот ролик и понимаю, как много можно было еще доделать. Но учитывая сроки выполнения — пять-семь дней — становится понятно, что шероховатости дают свой вайб: делать много, делать разное и двигаться дальше.

Новогодние айди канала MTV

Видео: Архив Антона Сакара

Глеб Орлов придумал идею: сделать снежинку-робота, которая трансформируется и превращает двумерный мир в трехмерный. Снежинка не только добавляла новые измерения, но и работала как механизм, открывающий расписание программ на ближайшие пару часов эфира.

Ньюсблок

Видео: Архив Антона Сакара

В продолжении трансформаций я сделал заставку для «News Блок», где логотип MTV превращался в космический корабль, который летал по Звезде Смерти. В конце ролика я сфотографировал и вставил двух дизайнеров отдела графики в интерьере космической станции, наблюдающих, как за окном прилетает «ньюсблок». Ребята делали другие крутые заставки, и мы часто добавляли подобные пасхалки. Помню, что даже писал сообщение друзьям мелким шрифтом текстурой на объектах в заставках. Продюсеры не обращали внимание на подобные детали, но при внимательном приближении, можно было увидеть осмысленный текст. Что-то типа “Today we have party well”.

Биоритм

Видео: Архив Антона Сакара

В заставке «Биоритм» я экспериментировал с анимированными текстурами и видеомонтажом. Задача была показать динамики живыми, чтобы звучащая музыка прорастала из белого футуристического пластика. Динамики напоминали турбины самолета, потому что вскоре мне предстояло лететь в Лондон.

Фото: Архив Антона Сакара
Фото: Архив Антона Сакара

MTV Central Europe

Чуть меньше чем через год работы на MTV Россия меня отправили в MTV Central Europe в Лондон. Это был обмен кадрами: к нам приехала девушка, работающая в отделе графики MTV, а я поселился у нее в доме в районе Camden Market. Меня встречали моушн-дизайнеры на классическом Mini размером с душевую кабину — такой был у Мистера Бина. Именно в Лондоне я впервые увидел коллекцию аудиокассет всех альбомов Beastie Boys, начал ходить в паб каждую ночь после работы, возвращался на черном корпоративном кэбе, ездил на работу на красном двухэтажном даблдекере, тусовался в клубах и закупался крутыми шмотками и компакт-дисками лейбла Tresor.

Вернувшись в Москву, я чувствовал себя победителем, — в Лондоне я сделал несколько заставок для Германии и Нидерландов, освоил продакшн компьютерной графики. Тогда тренды в 3D задавали русские дизайнеры. В Европе при любой возможности проводили съемки в павильонах, а в России таких ресурсов не было, поэтому мы все создавали в 3D. Тогда работал в 3ds Max, а Cinema4d R8 еще даже не вышла.

Russian Music Awards: золотая эра MTV Россия

В 2004 мне предложили быть арт-директором Russia Music Awards, тогда к нам пришел Андрей Болтенко как телевизионный режиссер. Мы делали музыкальные награды и кинонаграды MTV несколько лет подряд.

Мне пришла идея дизайна приза для премии — матрешка со стеклянной головой, внутри которой на пружинке — объемный логотип MTV. Его изготовили в Лондоне и прислали за неделю до мероприятия. Все были в восторге, но мне казалось, что это слишком в лоб: матрешка, космос.

Фото: Архив Антона Сакара
Фото: Архив Антона Сакара

Первое шоу премии прошло в Кремлевском дворце, и это было сенсацией для всего мира: MTV — в сердце Кремля. На сцене были гигантские надувные объекты, напоминающие средства контрацепции, а среди звезд выступали Rasmus, Korn, Avril Lavigne, Missy Elliott, Queen. Удивительное время.

Для MTV RMA я делал такую заставку: сначала камера медленно едет по пустынным развязкам третьего транспортного кольца на фоне панельных микрорайонов. А потом ускоряется, проносится по Садовому и влетает сквозь зубья стены в Кремлевский дворец съездов.

Шапка RMA 2004

Видео: Архив Антона Сакара

Тогда весь мир сходил с ума от того, что в России появился MTV и выглядел достаточно самобытно с точки зрения дизайна. Почта буквально разрывалась от предложений опубликовать работы в книгах издательства Taschen и журналах о дизайне.

Пользуясь опытом работы в полиграфии, я придумывал логотипы и брендинг. Идея 2005 года была в том, что наступает эпоха роботов. Тогда мы не знали, что спустя 20 лет об этом уже будут говорить всерьез. Все заставки были призваны показать, как привычные вещи будут выглядеть, если превратятся в роботов. Мы делали роботов из животных, птиц и рыб.

Видео: Архив Антона Сакара
Отдел графики MTV Russia. Фото: Архив Антона Сакара
Отдел графики MTV Russia. Фото: Архив Антона Сакара
99
22
3 комментария

Шикарно)

4
Ответить

Офигенно, помню каждый из этих роликов!

2
Ответить

Отличная статья! Погружение в ностальгическое детство

1
Ответить