Как российский MTV задавал тренды моушн-дизайна в мире: опыт Антона Сакара
Антон Сакара – один из первопроходцев моушн-дизайна в России. Стоял у истоков MTV Russia, работал на MTV Central Europe и Первом канале. Сейчас — сооснователь и креативный директор RAKETAMEDIA, которая создает уникальный контент для крупнейших российских и международных шоу, выставок, концертов и фестивалей.
До MTV: хардкорная реклама сотовых операторов 1999-2001
В Новосибирске, где я жил в то время, мы с Костей Борткевичем снимали рекламные ролики для первых сотовых операторов. Помню, как компания GSM (Сибирские Сотовые Системы, позже это стало MTC) предложила сделать рекламу для тарифа «Старт», предназначенного для молодежи. Я написал рэп для рекламы у себя на кухне. Потом мы нашли местных рэперов в кинотеатре «Пионер» — группу Bagabeat, — к ним в компанию добавили девочку. Я чувствовал себя музыкальным продюсером хип-хоп проекта. DJ Cat написал музыку, и мы пошли в студию.
Ноль абонентской, абонентской платы ноль.
Бери модный телефон и носи его с собой.
Говори свободно ночью, не обламывайся днем.
Девять центов за минуту, и не думай ни о чем…
…Покупай, подключай
К мобиле привыкай
Твой тариф Молодежный
От других не отставай…
…GSM Старт
Стартуй с нами
Мы сняли клип в ночном клубе «Бегемот» днем — до того, как туда пришли гости. Вдохновлялись мы, конечно же, Децлом и его «Пепси, пейджер, МTV».
Ролик звучал во всех квартирах десятки раз в день на протяжении года во время рекламных пауз на местном телевидении. В городе разместили сотни билбордов с рекламой, сделанной на основе фотосессии с участниками группы. Уже через пару месяцев этот ролик знали все.
Помню, как в разных компаниях я упоминал, что придумал этот ролик, и это давало значительную фору в знакомстве на вечеринках.
Тогда же к нам стали обращаться другие сотовые операторы из Омска, Кемерово, чтобы мы сделали логотипы и сняли ролики для молодежных тарифов. В те времена не было крупных операторов, в каждом городе делали свою рекламу — отличное поле для экспериментов.
Мой опыт работы в полиграфии помог сделать дизайн карт оплаты, инструкций. Я делал ролики, логотипы, брендинг, полиграфию и наружку одновременно. Сейчас такое сложно себе представить, подобными проектами занимаются большие команды. А тогда один человек мог вести целый бренд, создавая весь необходимый контент. Я знал еще несколько ребят, кто работал так же. Одновременно с этим я работал в продакшене LBL Сибирь — там мы делали рекламу для других компаний и сотовых операторов, например, «Билайн» и «Авиакомпания Сибирь» (сейчас S7).
МTV Россия: как появился культовый моушн
В 2001 году я был проездом в Москве. Принес свой шоурил на видеокассете VHS на MTV Россия и НТВ-Дизайн. Через две недели оба работодателя перезвонили: на НТВ предложили приехать пообщаться, а на MTV — начать работать. Я выбрал второе.
Через пару недель пришел на ресепшн MTV Россия в Москве, и меня тут же спустили с небес на землю: «Начальник отдела графики в отпуске, мы ничего про вас не знаем».
Думаю, ну вот, приехал наивный мальчик в Москву.
Но так как терять мне было нечего, я набрался смелости и сказал, что никуда не уйду. Мобильных телефонов не было — написать кому-то в Telegram и уточнить, что делать, я не мог. В итоге секретарь позвонила в отдел графики, с кем-то поговорила и произнесла заветную фразу: «Сейчас к вам спустятся».
Пришла администратор и радостно меня поприветствовала: «Ты Антон Сакара? Пойдем, я покажу твое рабочее место».
Арт-директор MTV Глеб Орлов в то время давал большую свободу дизайнерам, мы делали заставки, ориентируясь на коллег за рубежом, но приносили во все русский стиль.
Русская десятка MTV
Для заставки программы «Русская десятка» мы придумали использовать «Тетрис» как главное русское изобретение. Но еще добавили цифровой хаос как основополагающий творческий метод.
Ру зона MTV
Для заставки RU ZONE я выбрал то, что считал главным: панельные микрорайоны, строительные краны, тайга, олени и, конечно, муралы восьмидесятых с изображением Гагарина и счастливой советской семьи. Эта заставка разошлась в десятки альбомов и книг, как символ стиля русского MTV. Сейчас я смотрю на этот ролик и понимаю, как много можно было еще доделать. Но учитывая сроки выполнения — пять-семь дней — становится понятно, что шероховатости дают свой вайб: делать много, делать разное и двигаться дальше.
Новогодние айди канала MTV
Глеб Орлов придумал идею: сделать снежинку-робота, которая трансформируется и превращает двумерный мир в трехмерный. Снежинка не только добавляла новые измерения, но и работала как механизм, открывающий расписание программ на ближайшие пару часов эфира.
Ньюсблок
В продолжении трансформаций я сделал заставку для «News Блок», где логотип MTV превращался в космический корабль, который летал по Звезде Смерти. В конце ролика я сфотографировал и вставил двух дизайнеров отдела графики в интерьере космической станции, наблюдающих, как за окном прилетает «ньюсблок». Ребята делали другие крутые заставки, и мы часто добавляли подобные пасхалки. Помню, что даже писал сообщение друзьям мелким шрифтом текстурой на объектах в заставках. Продюсеры не обращали внимание на подобные детали, но при внимательном приближении, можно было увидеть осмысленный текст. Что-то типа “Today we have party well”.
Биоритм
В заставке «Биоритм» я экспериментировал с анимированными текстурами и видеомонтажом. Задача была показать динамики живыми, чтобы звучащая музыка прорастала из белого футуристического пластика. Динамики напоминали турбины самолета, потому что вскоре мне предстояло лететь в Лондон.
MTV Central Europe
Чуть меньше чем через год работы на MTV Россия меня отправили в MTV Central Europe в Лондон. Это был обмен кадрами: к нам приехала девушка, работающая в отделе графики MTV, а я поселился у нее в доме в районе Camden Market. Меня встречали моушн-дизайнеры на классическом Mini размером с душевую кабину — такой был у Мистера Бина. Именно в Лондоне я впервые увидел коллекцию аудиокассет всех альбомов Beastie Boys, начал ходить в паб каждую ночь после работы, возвращался на черном корпоративном кэбе, ездил на работу на красном двухэтажном даблдекере, тусовался в клубах и закупался крутыми шмотками и компакт-дисками лейбла Tresor.
Вернувшись в Москву, я чувствовал себя победителем, — в Лондоне я сделал несколько заставок для Германии и Нидерландов, освоил продакшн компьютерной графики. Тогда тренды в 3D задавали русские дизайнеры. В Европе при любой возможности проводили съемки в павильонах, а в России таких ресурсов не было, поэтому мы все создавали в 3D. Тогда работал в 3ds Max, а Cinema4d R8 еще даже не вышла.
Russian Music Awards: золотая эра MTV Россия
В 2004 мне предложили быть арт-директором Russia Music Awards, тогда к нам пришел Андрей Болтенко как телевизионный режиссер. Мы делали музыкальные награды и кинонаграды MTV несколько лет подряд.
Мне пришла идея дизайна приза для премии — матрешка со стеклянной головой, внутри которой на пружинке — объемный логотип MTV. Его изготовили в Лондоне и прислали за неделю до мероприятия. Все были в восторге, но мне казалось, что это слишком в лоб: матрешка, космос.
Первое шоу премии прошло в Кремлевском дворце, и это было сенсацией для всего мира: MTV — в сердце Кремля. На сцене были гигантские надувные объекты, напоминающие средства контрацепции, а среди звезд выступали Rasmus, Korn, Avril Lavigne, Missy Elliott, Queen. Удивительное время.
Для MTV RMA я делал такую заставку: сначала камера медленно едет по пустынным развязкам третьего транспортного кольца на фоне панельных микрорайонов. А потом ускоряется, проносится по Садовому и влетает сквозь зубья стены в Кремлевский дворец съездов.
Шапка RMA 2004
Тогда весь мир сходил с ума от того, что в России появился MTV и выглядел достаточно самобытно с точки зрения дизайна. Почта буквально разрывалась от предложений опубликовать работы в книгах издательства Taschen и журналах о дизайне.
Пользуясь опытом работы в полиграфии, я придумывал логотипы и брендинг. Идея 2005 года была в том, что наступает эпоха роботов. Тогда мы не знали, что спустя 20 лет об этом уже будут говорить всерьез. Все заставки были призваны показать, как привычные вещи будут выглядеть, если превратятся в роботов. Мы делали роботов из животных, птиц и рыб.
Шикарно)
Офигенно, помню каждый из этих роликов!
Отличная статья! Погружение в ностальгическое детство