Новые горизонты: как подготовить ИТ-системы к выходу на зарубежный рынок

Руководитель корпоративных практик ALP Group Александр Казеннов рассказывает, что нужно учесть при обмене учетными данными между разными странами.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.yeschat.ai%2Fru&postId=1651513" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Yeschat</a>
Источник: Yeschat

В продолжение серии статей о подготовке учетных систем к различного рода реорганизации бизнеса, сегодня рассмотрим вопрос развития деятельности на новом географическом рынке. В широком смысле, выход на зарубежный рынок напоминает процесс присоединения к основному бизнесу новой компании или нового направления деятельности, поэтому здесь мы снова говорим о необходимости миграции данных и настройке обмена. Но у настройки трансграничной передачи данных есть свои особенности.

Обмен учетной информацией

Если компания открывает представительство в стране N и при этом хочет сохранить централизованное управление бизнесом, значит, вся актуальная информация по деятельности филиала должна передаваться в основную учетную систему компании. Помимо классических вопросов, связанных с корректной настройкой интеграционных потоков, ИТ-отделу придется учитывать специфику законодательства обеих стран присутствия. В частности, если законы страны запрещают использование российских цифровых решений (например, корпоративных информационных систем «1С»), то настраивать интеграцию нужно будет между продуктами разных вендоров.

И наоборот, если материнская компания, находящаяся за рубежом и работающая в SAP в своем регионе присутствия, развивает производство в России и хочет видеть у себя в учетной системе данные по России, тогда, как правило, выстраивается универсальное интеграционное API — на стороне «1С» в России и на стороне SAP в зарубежной компании.

Другой вариант технологического решения задачи обмена — реализация специального сервиса для сбора данных на стороне материнской компании, если его использование разрешено законодательством. Если нет, то для подобного взаимодействия можно поставить корпоративную шину данных или — в интересах безопасности — реализовать обмен через пакеты выгрузки.

На мой взгляд, в рамках тенденции к ужесточению контроля, в ближайшем будущем наша страна будет требовать использовать «комнаты данных» — управляемые и контролируемые на уровне государства, чтобы государство видело, какого рода информация выгружается с ее территории.

Расположение серверов

Еще одна проблема, связанная с законами и безопасностью, — это расположение «железа». Сегодня в законодательстве большинства стран прописано требование: если вы работаете с нашими лицами, причем неважно — физическими или юридическими, то есть обрабатываете их конфиденциальные данные, значит, сервера обработки этих данных должны находиться у нас в стране. Другими словами, если компания внедряет в новой стране присутствия, скажем, CRM-систему и оперирует в ней контактными данными клиентов, то, по-хорошему, сервер с этими данными должен находиться в этой же стране, а не в России.

Это не отменяет того факта, что в случае необходимости управления этими данными в материнской компании на территории России, сервер придется держать и в ней. Стоит сказать, что это одна из насущных проблем межстранового обмена данными, которые не всегда берутся в расчет при выходе на зарубежный рынок. Если компания не хочет, чтобы местные органы власти однажды пришли к ней с неудобными вопросами, о расположении оборудования придется подумать заранее.

Конвертация данных

Выход на международный рынок также влечет за собой вопросы мультивалютного учета и конвертации единиц измерения. Например, чтобы сравнить успешность бизнесов и понять, какой из филиалов приносит холдингу большую прибыль, все расчеты необходимо привести к общему знаменателю, то есть конвертировать все совершенные валютные сделки в рубли (или наоборот). Параллельно с этим придется выбрать, к какому именно курсу валют стоит привязать учетную систему. Этот вопрос компании решают по-разному: одни компании берут средний курс Центрального банка России за прошлые периоды, другие просто в момент расчета в местной валюте производят конвертацию по актуальному курсу обмена.

Помимо валют, конвертации подлежат и другие параметры данных, включая форматы дат, времени и адресов, а также меры длины, веса, объема и расстояния. Простой пример: если не перевести стандартный американский формат даты «месяц — день — год» на привычный российский вариант «день — месяц — год», то это может привести к путанице и полному расхождению учета, скажем, по отгрузке товаров.

Наконец, трансграничное ведение бизнеса требует составления договора на двух, а зачастую и трех языках: на языке каждой из сторон (допустим, российском и узбекском), а также на общепринятом языке международной коммуникации (английском). Соответственно, в учетных системах нередко закладывают сразу три шаблона договора.

Выход компании на зарубежный рынок требует комплексной подготовки, и цифровые решения играют в этом процессе ключевую роль. Чтобы успешно интегрировать свою деятельность в международные условия, компании необходимо тщательно подготовить свои ИТ-системы, обеспечить соответствие законодательству, реализовать многоязычность и мультивалютность, а также учесть особенности локальных бизнес-процессов. Все эти меры помогут обеспечить бесперебойную работу компании на международной арене и минимизировать риски, связанные с выходом на новые рынки.

55
Начать дискуссию