За что я ненавижу маркетинг

Статья отражает мое личное мнение как автора, не претендует на полноту и признание. Вообще блог для меня больше про структурирование своих собственных мыслей, чтобы расчистить поле для решения более важных задач и убрать из фокуса внимания остальное, например, мешающую эмоцию. Негодую я сегодня на маркетинг и маркетологов, и… сел пост писать, вроде бы изложил все свое негодование на бумагу, стало полегче.

Сейчас тренирую навык публичных выступлений и много пересекаюсь с инфобизнесом и инфобизнесменами, как же ребята подчас хорошо продают. Умом понимаю, что мне это не нужно, но руку прям одергивать приходится от кредитки. Профессионалы и виртуозы успешно научились задевать какие то глубинные струнки моего сознания и не просто задевать их вызывая эмоциональный отклик, но и доводить до действия, те оплаты.

Нетворкинг, навык публичных выступлений
Нетворкинг, навык публичных выступлений

Есть те, кто не экологично использует техники и приемы продаж и продвижения, например, всем знакомые дожимы. Когда после разговора даже, не после покупки, остается ощущение, что меня использовали не по назначению. А есть те, кто применяет те же механики, но делает это более мягко “с паузами и акцентами”, и вот тут сознанию подчас тяжело бывает устоять и не купить курс у наставника наставников или мега крутую консультацию за 1 млн рублей. Оно же мне вроде как надо?!

Когда мы говорим о маркетинге, мы имеем в виду целую когорту стратегий, направленных на то, чтобы заставить нас что-то купить или побудить к целевому действию. Смотрю на яркие баннеры, креативные слоганы и эмоциональные видео и думаю: Как можно так обманывать людей? Иногда маркетинг становится похож на манипуляцию. Но бывает и так, что маркетинг похож на магию: только как только ты понимаешь трюк, он перестает быть впечатляющим. К большому моему сожалению первое встречается сильно чаще, но возможно у меня просто не репрезентативная выборка.

Современный маркетинг часто использует психологические приемы, чтобы воздействовать на наши слабости. Ну а как вы думаете маркетологам удается донести оффер и предложение продукта в обход сознания, в обход наших базовых фильтров? Только воздействуя на более глубокие структуры, используя бреши в нашем сознании, слабые стороны нашего биологического компьютера (это отсылка к ментальным искажениям и классической логике). Воображение сразу рисует картинки по взлому человека, биохакинг, только делается это все под красивыми предлогами, предложение пользы, бесплатный гайд и прочее. Например, вы когда-нибудь замечали, как реклама нового смартфона заставляет вас чувствовать себя устаревшим? Все уже купили новый iPhone, а ты все еще с этим древним устройством! – кажется, что это не просто реклама, а настоящая атака на вашу самооценку!

Я как эксперт занимающийся более 20 лет разработкой и внедрением информационных систем, зачастую чувствую себя как рыба на суше, когда сталкиваются с такими методами продажи и продвижения товаров и услуг. Где-то в голове вертится мысль, что реклама использует наши страхи и комплексы, чтобы заставить нас совершать покупки. И это вызывает у меня глубокое недовольство, а часто и злость.

Иногда мне кажется, что весь мир маркетинга, создан для того, чтобы разрушить четкие правила и структуры, так свойственные ИТ-сфере. Здесь все зависит от настроения, эмоций и иногда манипуляций (цифрами, статистикой и пр.). Один и тот же график можно изобразить совершенно по разному, точнее он будет вызывать совсем разные эмоции, выбрав правильно оси, единицы измерения или цветовую палитру, можно направить потребителя совершенно в разные стороны.

Представьте ситуацию, я как разработчик, архитектор или даже руководитель проекта объясняю заказчику, как работает новая информационная система, например, 1С:Управление предприятием ERP. Все логично, просто и понятно. Нужно отразить факт хозяйственной деятельности, вводишь новый документ, проводишь его, меняется баланс. Но потом заказчик говорит: А что насчет нашего нового оффера для создания документа? Кто в вашей команде занимался его созданием? Зачем пользователь будет вообще заходить в систему и делать новый документ? Он должен быть эмоциональным и цепляющим! И тут у меня, как у эксперта в ИТ начинает трещать голова: Как можно делать что-то цепляющее, если это не имеет смысла? Вопрос который меня до сих пор сбивает с ног и я не знаю, что с ним делать: А может пользователь вообще без системы сделать тоже самое? Если подумать, то конечно может, возможно ему это будет и быстрее и проще, а компания сэкономит кучу денег на внедрении.

Еще одна причина, по которой я ненавижу маркетинг, заключается в том, что часто вижу в нем обман. Почему я должен тратить деньги на рекламу и продвижение, когда у меня есть великолепный продукт? — это мысль, которая часто посещает меня как начинающего предпринимателя. Я не понимаю, почему нужно использовать сложные маркетинговые приемы, когда можно просто сделать классный продукт, показать, какие преимущества у него есть.

Но, увы, в мире маркетинга и нашей текущей реальности это не всегда работает. Точнее сказать, в современном мире этот подход является атавизмом и просто не сработает. Люди не всегда принимают решения на основе логики, и именно здесь маркетологи начинают использовать свои приемы. Они знают, что иногда лучше продать не продукт, а мечту, надежду, ничем не подкрепленную картинку в голове, в которой будет решена моя боль как потребителя, и именно это вызывает у меня негативную эмоцию.

К сожалению большинство механик и техник, которые используют маркетологи в рамках процесса продаж, особенно при их качественном исполнении, остаются незаметны для зрителя, точнее потребителя. Это как фокус, искусная иллюзия сделанная профессионалом. Однако, при частом повторе или при сравнении профессионального фокусника и менее профессионального, при исполнении одного и того же трюка становится понятно, что это только иллюзия. Никакой магии нет. Красивый обман, да еще и с корыстной выгодой в конце.

Серия Симпсонов, где Гомер звонит по рекламному объявлению с ограниченным предложением - Торопитесь, остался последний микрофон
Серия Симпсонов, где Гомер звонит по рекламному объявлению с ограниченным предложением - Торопитесь, остался последний микрофон

Я часто чувствуют себя обманутыми, когда узнаю о некоторых "секретах" маркетинга, техниках продаж и продвижения. Например, использование "ограниченного предложения" или "выгодной распродажи" — это просто уловки, которые заставляют людей действовать быстро, не задумываясь о последствиях.

Почему бы просто не дать людям время подумать? — зачем делать предложение, которое сгорит как только я положу трубку телефона. И упущенная выгода берет управление на себя, а решение носит подчас не объективный характер. Я понимаю, что за этим стоит манипуляция, и меня это бесит. Я хочу принимать осознанные решения, а не действовать под давлением.

В мире маркетинга главное — вызвать эмоции, сделать так, чтобы я, как потребитель, почувствовал необходимость в продукте, даже если он мне не нужен. Купите наш продукт, и вы станете лучше, счастливее, успешнее! — такие фразы вызывают эмоциональный блок. Сейчас, я надеюсь, ко мне пришло понимание, что за этим стоят лишь искусно подобранные слова, которые играют на моих человеческих слабостях и эмоциях.

Но ведь в этом и заключается суть маркетинга! Это не просто реклама, это настоящая наука о том, как заставить нас делать то, что мы не собирались делать. И тут начинается настоящая война между миром логики и миром эмоций.

В самом начале моей предпринимательской деятельности мне было дико смотреть на то, как маркетинг игнорирует важность функциональности в пользу внешней привлекательности, лозунгам и смыслу. Боли, боли, где же боль потребителя кричит на меня маркетолог!? Почему мы не можем просто создать хороший продукт и оставить его таким, какой он есть? — зачем искать, где же боль клиента, чтобы на нее давить и делать это еще самым эффективным способом?

Конечно бессмысленно просить волка не быть волком или перестать думать о том, чтобы меня съесть. Корпорации будут и дальше тратить ресурсы на попытки взлома, в том числе через маркетинг людей, с целью обогащения. Изучайте маркетинговые приемы, чтобы их идентифицировать в повседневной жизни и не поддаваться манипуляциям, так вы сможете и продукты свои продвигать и сохранить свои денежные средства в порядке.

В заключении добавлю, что в современном мире нужно уметь адаптироваться. Игнорировать маркетинг — это значит оставаться на обочине. Но это не значит, что я должен его любить. Всем кто решил встать на путь предпринимательства, развития своего продукта важно изучать основы маркетинга, чтобы лучше понимать, как можно эффективно передавать информацию о своих продуктах, рассказывая о его функциях потребителю. Важно тестировать упаковку продукта. И помнить, что хороший продукт это половина успеха, остальная половина это его упаковка и внешнее восприятие. С пониманием и принятием сказанного выше важно сохранять экологичность и не сваливаться в манипуляции потребителями.

В конечном счете, моя “нелюбовь” к маркетингу — это не что иное, как отражение моего стремления к честности, логике и прямоте. Очень хочется, чтобы люди принимали осознанные решения на основе фактов, а не под давлением эмоций. Или давлении на мои боли или использование ментальных ловушек. В мире, где маркетинг использует психологические приемы, чтобы воздействовать на мои слабости, остается лишь смириться с тем, что мне необходимо научиться быть гибким. Возможно, я никогда и не полюблю маркетинг, но, по крайней мере, смогут научиться использовать его в своих интересах и в своих проектах.

Все посты буду дублировать в моем телеграм-канале и в моем блоге. Там же можно и связаться при необходимости или оставить комментарий для реальных бизнес-задач.

Ищу единомышленников для запуска инкубатора для ИТ-проектов. Пишите, я думаю если в нашем инкубаторе будет 10-15 проектов, то будет возможность привлекать и инвестиции и совместными усилиями продвигать проекты.

Развиваю направление Web и Mobile development, так что если у вас есть проект нужен сайт или мобильное приложение для вашего бизнеса, то наша команда с удовольствием поможет с его реализацией, пишите? Есть реферальная программа и предложения для партнеров.

PS Продолжение следует...

11
Начать дискуссию