Как использовать цикл Колба при создании онлайн-курсов?

Как использовать цикл Колба при создании онлайн-курсов?

Процесс обучения в профессиональной среде сложный, и на результат влияют множество факторов. Стили обучения и стратегии обучения оказывают существенное влияние на эффективность и качество обучения в независимости от того, знаем ли мы об этих концепциях или нет. Поэтому лучше иметь представление о них, чтобы вы могли сознательно использовать эту информацию для построения эффективного онлайн-обучения.

План статьи:

  • Что такое стили обучения
  • Существующие модели обучения
  • Описание модели Д.Колба
  • Использование модели Колба для создания онлайн-обучения
  • Практические упражнения на разных циклах обучения

Задача этой статьи не рассказать о модели Колба (уверены, что очень много уже написано), а показать какие упраженения можно использовать на разных стадиях обучения в онлайн. Поэтому, тем кто знаком с теорией, рекомендуем сразу переходить ко второй части статьи.

Итак, начнем с определений.

Хорошее определения стилей и стратегий обучения, как нам кажется, дает Cambridge University Press.

Стили обучения — это привычные модели восприятия, обработки или реакции на информацию. Стратегии обучения — это конкретные действия и/или методы, которые человек использует для обучения.

Можно также сказать, что стиль обучения — это предпочтительный режим, с помощью которого людям нравиться обучатся, решать проблемы, думать или просто реагировать в ситуации обучения.

Какие существуют модели обучения?

Можно перечислить теории Бенджамина Блума, Роберта Ганье, Фила Рейс и две, пожалуй, наиболее известные модели – это модель Дэвида Колба и модель Питера Хани и Алана Мамфорда.

Модель Колба

Теория экспериментального обучения Колба работает на двух уровнях: четырехступенчатый цикл обучения и четыре отдельных стиля обучения. Большая часть теории Колба касается внутренних когнитивных процессов учащегося.

Дэвид Колб описал процесс обучения взрослых, который состоит из четырех этапов:

  • Конкретный опыт (КО)
  • Мыслительные наблюдения (МН)
  • Абстрактная концептуализация (АК)
  • Активное экспериментирование (АЭ)

Соединение двух предпочитаемых этапов описывает четыре стиля обучения людей, о которые следует проанализировать в отдельной статье. Здесь же мы ограничимся их перечислением:

  • Конвергенция (АК/АЭ)
  • Дивегренция (отстранение) (КО/МН)
  • Аккомодация (приспособление) (КО/АЭ)
  • Ассимиляция (АК/МН)

Что можно использовать из модели Колба при построении онлайн-курсов?

Мы опредили несколько важных составляющих:

  • Обязательна должна присутствовать практическая часть.
  • В идеальном варианте онлайн-обучение должно начинаться с опыта или воспроизведения ситуации из реальной жизни. В обычных (офлайн) тренингах обучение начинается часто с групповых упражнений, где участники должны реализовать некий свой опыт для решения определенных бизнес-задач. Часто ситуации рассматриваются сложные, чтобы участники тренинга включились в процесс обучения. То есть тренинг начинается с личного опыта и дальше переходит к теории, упражнениям, анализу. Для онлайн-обучения включение опыта, как фазы обучения, можно сделать через симуляцию жизненной ситуации или вопросов, которые обращены к нужному опыту.
  • Чередование фаз обучения: опыт – наблюдения – концептуализация – экспериментирование. Как бы не просто звучало это утверждение, но на практике встречаются курсы, которые не используют практические упражнения или построены таким образом, что сначала люди изучают теорию и потом уже выполняют практические упражнения.

Какие упражениня можно использовать на разных стадиях обучения в онлайн-обучении?

Фаза обучения — Конкретный опыт.

В модели Колба нельзя учиться, просто наблюдая или читая о ней. Чтобы эффективно учиться, человек, команда или организация должна переживать опыт или обучаться через опыт.

Конкретный опыт. Инженер https://pixabay.com/
Конкретный опыт. Инженер https://pixabay.com/

Упражнения в онлайн-обучении

  • Предложение вспомнить свою реальную, практическую деятельность
  • Групповые задачи на примерах из практики
  • Индивидуальное решение бизнес-задач
  • Групповые обсуждения сложных вопросов с вовлечением участников
  • Ролевые фразы и ролевые игры

Фаза обучения. Мыслительные наблюдения.

На этой стадии анализируется, что было сделано правильно и что можно было бы сделать лучше. Здесь задается много вопросов, которые обсуждаются членами команды в режиме интенсивного общения.

Наблюдения Pixabay. agnessse3
Наблюдения Pixabay. agnessse3

Упражнения в онлайн-обучении

  • Призыв к участникам поделиться наблюдением
  • Предложение поделиться мнением о примененных технологиях и их эффективности
  • Анализ ситуации, анализ своего поведения
  • Обратная связь другим участникам

Фаза обучения. Абстрактная концептуализация.

На этом этапе теория должна объяснить закономерности происходящего и как можно улучшить процессы за счет определенных технологий, моделей и идей.

Василий Кандинский Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Василий Кандинский Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Упражнения в онлайн-обучении

  • Рассказ теории
  • Приведение фактов
  • Объяснение моделей и алгоритмов поведения

Фаза обучения. Активное экспериментирование.

На заключительном этапе обучения происходит обдумывание и применение полученных знаний на практике, пересмотр решения бизнес-задач в контексте новой информации.

Cамолет-братья-райт PIxabay
Cамолет-братья-райт PIxabay
  • Применение технологий в моделировании реальных ситуаций
  • Ролевые и деловые игры
  • Решение проблем, case-study
  • Создание сценариев, презентаций, алгоритмов

При проведении упражнений в онлайн-обучении надо также учитывать готовность группы к обучению и уровень сопротивления участников. Цикл Колба является руководством к действию, но не догмой. Поэтому важно сказать, что фазы обучения можно менять местами, подстраиваясь под состояние группы.

Рекомендуем почитать статью Николая Рысёва «Как вести бизнес-тренинги онлайн».

11
Начать дискуссию