ПУТЬ К СЕБЕ

Без уважения к себе самореализация невозможна.

Самоуважение — это способность строить повседневную деятельность здоровым и доставляющим удовольствие образом, исходя из реальности тела. Уважающий себя человек не просто «заботится» о своем теле, как если бы оно было утилитарным объектом. Это тело управляет его жизнью и его реальностью, а не навязанные ему извне цели, программы и образы. Тело обеспечивает ежесекундную обратную связь посредством непрерывных реакций на внутренний мир и внешнюю среду. Самоуважение – это не только внимание к обратной связи, это отождествление со своим телом, восприятие: «мое тело — это я».

Самоуважение – основа способности жить с уважением к другим людям и ко всей окружающей среде.

Секс и уважение к себе неразрывно связаны.

В ситуации, подрывающей самоуважение, секс неизбежно вызывает страдания. В ситуации, когда самоуважение укрепляется, секс позволяет чувствовать себя хорошо на многих уровнях. Без секса, без возможности осуществлять его на практике самооценка может понизиться, возникает ощущение бессилия или пустоты. Уверенность, что человек способен на секс, усиливает самоуважение – даже если в данный момент половой акт по каким-то причинам невозможен. Т.е. секс и самоуважение функционируют «идентично».

Но они могут функционировать и противоположно. Самоуважение может отсрочить сексуальную активность, скажем, когда человек предпочитает заниматься сексом только с определенным партнером. Или помочь отказаться от интересного, но проблемного сексуального партнера. А также освободиться от неприятной сексуальной роли, которая когда-то считалась показателем мужественности или женственности. Такие «притязания на самоуважение», побуждающие человека к действию, почти всегда возникают из-за потребности снова оказаться самим собой на телесном уровне. С другой стороны, сильное сексуальное влечение может побуждать преодолеть недостаток самоуважения, чтобы можно было искать сексуальной любви.

Нарушения сексуальности и их последствия мешают самореализации. Для человека открытие и исследование последствий нарушений сексуальности — способ начать путь исцеления, путь к себе. Неуважение к сексу и сексуальности пронизывает социальные установки, ценности и поведение. Оно сбивает с толку и каком-то смысле более разрушительно, чем неприкрытая ненависть или негативное отношение к сексуальности.

Самоуважение — это проблема, которая касается тела, а не эго. Самоуважение формируется у ребенка, к которому относятся с уважением. Среда развития способствует либо самоуважению, либо многообразным формам ненависти к себе. Основа уважения к ребенку – уважение его сексуальности.

Самоуважение означает контакт с уровнем глубокого чувства в себе и организация своей жизни с учетом этого чувства. Глубокое чувство — это восприятие базовых пульсаций тела, динамики расширения-сжатия и заряда-разрядки. Задача характера и мышечных зажимов – разорвать контакт с этим фундаментальным органическим движением, отделив человека от глубокого чувства. Замещающий контакт, компенсирующий утрату органической функции, это своего рода социальная прививка, искусственный способ поведения, обеспечивающий социальную адаптацию. Замещающий контакт ведет к тому, что биологическое и социальное бытие человека оказывается разделенным. Структуры, обеспечивающие такое разделение, т.е. панцирь, это форма хронического стресса и вегетативной гипер- или гипоактивности, которые в конечном счете приводят к заболеванию.

Чувство вины и стыда — это расстройство секса и самоуважения. Они функционируют в аспекте характера, направляя энергию человека на социальную адаптацию – всегда в какой-то мере за счет биологического выражения.

Характер – это способ существования человека в мире, внешние проявления поведения. Характер полностью совместим с эго, то есть индивидуальным восприятием себя. Например, застенчивый по характеру человек знает, что такое дискомфорт в социальных ситуациях, но проблема в том, что он знает это слишком хорошо, и ему никогда не придет в голову действовать смело. Неловкость, которая возникает при необходимости действовать смело, как минимум причиняет настолько отличающийся от привычного дискомфорт, что при наличии выбора предпочтение отдается проявлениям застенчивости, хотя это приводит к огорчающим человека результатам.

То есть характер – это ограничение спонтанных движений, именно в этом и есть его задача. Исходно такое ограничение было способом защититься от чего-то опасного или болезненного. Характер — это структура внутри ядра «я», блокирующая, формирующая и меняющая способность к любви и выражению эмоций, к свободе, творчеству и удовольствию.

Характер – это результат приспособления ребенка к окружению с начала жизни и до подросткового возраста. По эволюционной теории, адаптация обеспечивает выживаемость вида. Характер — это вопрос биологического выживания «я». Формирование характера – результат семейного давления, предъявляемых ребенку требования, которые выходят далеко за рамки культурной необходимости. Хотя эти требования формируют пластичность адаптивных способностей человека, они же приводят к хроническому стрессу, когда ребенок вынужден использовать собственные биологические ресурсы, чтобы модифицироваться ради выживания. Такие стрессы сами по себе травматичны, и они регулярно возникают в контексте эдипальной ситуации или в связи с ней.

Закрепление детского опыта в характере делает его «агентом» функциональной жизни человека, это не просто вопрос прошлого. Люди обладают памятью, и память — нечто большее, чем мысленный образ прошлого. На телесном, биоэнергетическом уровне мы и есть прошлое. Прошлое живет в нас, потому что форма, которую мы приняли, обусловлена детским опытом.

Обусловленный обстоятельствами характер замораживает организм во времени. Задача адаптации – не допускать ужасных переживаний, гарантируя выживание «я», но при этом сохраняя условия, при которых впервые была получена травма. Так создается состояние тела, в котором ужасная травма постоянно переживается заново. Человек живет так, как если бы отвержение и осуждение родителя оставались по-прежнему актуальны.

Если человек в адаптации эффективен, он может развить социально успешную личность, но это лишь маска, оболочка подлинной личности, которая удерживается ценой больших усилий с использованием огромного количество энергии. Иногда это называют ложным «я». Диктат структуры характера и ее поддержание поглощают огромное количество энергии, постепенно истощающие человека. Чем старше становится человек, тем тверже структура характера. «Впитывание» энергии в структуру характера и ее затвердевание делают все более трудным для человека поиск движений в жизни, позволяющих здоровое обновление, развитие, новые подходы. Сформированный характер становится для организма все большим и большим стрессом, который действует на уровне тканей, уменьшает чувства и эмоциональное и физическое благополучие.

Из-за этих изменений у человека может не доставать энергии, чтобы справляться со стрессами и несчастьями, которые неизбежно случаются в жизни. Неминуемы функциональные сбои в виде болезней и эмоциональных расстройств. Многие из проблем, болезней, расстройств личности, которые начинаются у большинства после тридцати пяти, – результат таких накопленных стрессов.

Характер и самоуважение непосредственно связаны.

Насколько структура характера меняет человека и ограничивает его самовыражение, настолько человек не способен действовать, исходя из уважения к себе. Запреты, стыд, вина, эгоистические и нарциссические мотивы замещают жизнь, потребности и ценности тела как основу для выбора и действий. Все это остается вне контроля человека и не является сознательным выбором, это механизмы, посредством которых действует его «судьба». К тому же, насколько в характере зафиксирован травмирующий детский опыт, настолько саморегуляция человека искажена стремлением избежать прошлой травмы. То есть реальность телесных потребностей, чувств и ценностей здесь и сейчас замутнена «тенями из прошлого».

При этом само уважение к себе может стать стимулом для освобождения от прошлого.

Человеку придется потрудиться, чтобы научиться уважению к себе, которое зиждется на истине тела, отказавшись от прежних идеалов, фантазий и убеждений, и заново пережить давние болезненные события, чтобы увидеть их в новом свете.

Ненависть, как и любовь, это выражение базового возбуждения организма, его базовой пульсации. С самого рождения оно ориентировано на важные фигуры окружающей его среды. С самого начала ребенок тянется к окружающим за любовью, чтобы установить контакт, получить заботу и стимулировать взаимодействие. Реакция родителей может усилить удовольствие от этих движений, а может вызвать боль и разочарование. Фрустрация сама по себе не обязательно травматична, но легко можно такой стать. Повторяющийся опыт удовольствия в отношениях позволяет развивать любовь и способность к любви. Повторяющийся опыт болезненного разочарования приводят к ненависти. Если тяга ребенка к окружающим отвергается травмирующим образом, он учится ненавидеть, и его агрессия приобретает деструктивный характер. То, что могло быть стремлением прикасаться, удерживать, любить, становится стимулом причинять боль.

Система ненависти к себе – самая главная черта характера ребенка которого ненавидели, и она обязательно присутствует в личности взрослого, пережившего в детстве такой опыт.

Под воздействием системы ненависти к себе, которая представляет собой аспект эго, восприятие любого события всегда связано с активным переживанием дурных чувств к себе. От системы ненависти к себе не ускользает ни одно событие, любое взаимодействие, даже самое простое, служит поводом к ощущению ненависти к себе.

Ненавидимые дети начинают ненавидеть себя, потому что, несмотря на все свои усилия, они не могут завоевать уважение и любовь родителей. Система ненависти к себе, формирующаяся у эго, — это попытка осмыслить опыт, который лежит за пределами разумного. Разум создает структуры, объясняющие чувства, источники которых утеряны, тогда как чувства по-прежнему вполне реальны и продолжают существовать. Система ненависти к себе защищает человека от осознания неестественной ненависти, исходящей от родителей, их безумия и эмоциональных и телесных последствий карательного и унижающего поведения, обусловленного ненавистью.

Когда естественное стремление ребенка к любви сталкиваются с ненавидящим окружением, он получает невыносимо болезненный опыт. Хроническим состоянием организма становятся уход в себя и отчуждение. Это приводит к остановке естественных движений во всем организме, причем на глубинном уровне они продолжают оставаться в таком состоянии и во взрослом возрасте. Атмосфера, исполненная ненависти, может окружать ребенка с рождения, но может возникнуть и в подростковом возрасте. Возраст, когда движение было остановлено, и обстоятельства, при которых это произошло, имеют решающее значение.

Такие изменения заставляют по-другому взаимодействовать с людьми и внешним миром, по-другому чувствовать и выражать волнение и любовь. Такие адаптивные реакции становятся способом существования человека. Они менее эффективны, доставляют меньше удовольствия, могут быть самодеструктивны. Способность получать удовольствие от тела и строить жизнь, ориентируясь на тело, в этом состоянии значительно снижена. Базовое расширительное движение организма к внешнему миру начинает восприниматься как нечто плохое, грязное и опасное. Само расширение начинает ощущаться как нечто негативное, как форма неудовольствия, в результате чего вскоре оно прекращается. Основным становится чувство, что ты плохой.

Такой человек исполнен глубоко укоренившихся «убеждений», что вызывает ненависть, заслуживает ненависти и что его непременно возненавидят в следующий момент, и эти убеждения сопровождаются сильнейшим страхом и ощущением, что он сделал что-то ужасно неправильное, причем неизвестно, что именно.

Положительное отношение к телу зависит от пульсации энергии, которая движется по телу от головы к хвосту, иногда это воспринимается как сексуальное чувство, иногда как удовольствие в целом, а иногда просто как хорошее самочувствие. Формирование сексуальной идентичности зависит от движения энергии, проникающей во всю структуру гениталий, таза и тазового дна, наполняющей их и пульсирующей в них. Именно это движение остановлено в ребенке, которого ненавидят. Прекращение полноценного движения в той или иной степени приводит к проблемам с сексуальной идентичностью и ее выражением.

Порой кажется, что чувство, что ты плохой, не связано в разуме с сексуальными чувствами и поведением, но тем не менее практически все, что человек говорит и делает, указывает на существование такой связи.

Подспудные чувства, что ты плохой, обеспечивают в эго основу для системы ненависти к себе. Укоренившимися аспектами этой системы и образа жизни становятся чувства вины, стыда и унижения.

Ненависть к себе подрывает самоуважение.

Она организует переживания и восприятие так, что они подтверждают, что личность дурная. В результате формируются установки и поведение, которые уменьшают и даже разрушают здоровое состояние тела и чувства, усиливают плохое состояние. Объектом ненависти к себе всегда выступает тело, в частности, стремление к расширению, возбуждению, удовольствию и любви. Иногда под угрозой оказывается и реализация в сексуальной любви.

В норме организм стремится к внешнему миру в поисках удовольствия, возбуждения, удовлетворения сексуальных стремлений. Человек всегда будет стремиться к сексуальному удовлетворению, ощущению завершенности и самореализации в рамках культуры, в которой он живет. Стыд и чувство вины все время сдерживают эти движения. Стыд и вина — это механизмы для торможения организма. Убеждения, связанные со стыдом и чувством вины, не являются причиной невыносимого чувства. Они его результат. Убеждения же представляют собой попытку эго управлять мучительным состоянием, а также интерпретировать его. Структуры убеждений – вторичные следствия тормозящего, отчужденного состояния, уже существующего на телесном уровне.

В детстве возбуждающие движения ограничиваются жизненно важными связями с родителями и другими членами семьи. Это исследования окружающей среды, игры, поиск контакта со взрослыми и их любви, применение телесных навыков. Все эти движения так или иначе сдерживаются взрослыми, а это требует изменения возбуждающего процесса ребенка, а иногда и его торможения. Когда сдерживание фрустрирует и временно останавливает движение, здоровая, жизненно важная связь позволяет разрядить фрустрацию без патологических последствий для ребенка.

Но довольно часто остановка движения происходит таким образом, что это оказывается насилием над сексуальностью, а также вызывает чувство стыда и вины. В контексте жизненно важной связи ребенка с родителем ребенок имеет для родителя эмоциональное и сексуальное значение, вызывающее у родителя стыд и чувство вины, а реакция родителя в силу его собственного тормозящего механизма направлена на запрет любого поведения ребенка, которое воспринимается как плохое и постыдное. Стыд подразумевает, что ребенок видит и переживает обесцененный образ себя, отраженный в зеркале поведения родителей.

Стыд нарушает жизненно важную связь ребенка с родителем. Обычно это ощущается как потеря любви. Потеря любви в жизненно важной связи угрожает жизни ребенка. Жизненно важная связь — это буквально система жизнеобеспечения ребенка. Стыд ставит эту систему жизнеобеспечения под угрозу. Таким образом, стыд напрямую влияет на пульсацию ребенка. Последствия легко заметить. Ребенок, которого хвалят и одобряют, заметно расправляется, приподнимается и свободно двигается с хорошим чувством. Ребенок, которого не одобряют, сжимается, прячется, уходит в себя, все это видно невооруженным глазом. Расширение сопровождается удовольствием, а сжатие — болью. Эти телесные реакции воздействуют на самый глубокий уровень организма.

Ребенок скоро узнает параметры, в пределах которых может двигаться безопасно, не подвергаясь болезненному исключению из жизненно важной связи. Он скоро научится определять, что можно безопасно выразить, а что следует скрыть. Благодаря долгой практике и опыту сформируется сложная система поведения, в которую войдут тайны, защита, идеалы эго и навыки межличностного взаимодействия. Если родитель не просто стыдит ребенка, но и активно принижает его, утверждая над ним свою власть, к картине добавляется унижение.

Все системы ненависти к себе ограничивают, искажают и в конечном счете блокируют стремление организма восстановить здоровье — положительное отношение к телу, благополучие и его базовые пульсирующие процессы. Форма блокировки запечатлена в системах ненависти к себе, прямо отражая способ остановки движения возбуждения в контексте жизненных связей ребенка. Все усилия, обусловленные стыдом, направлены на то, чтобы восстановить тот вид любви и контакта, который когда-то обещала жизненно важная связь, и в то же время восстановить ощущение телесной неприкосновенности и благополучия.

Организм всегда будет стремиться залечить травму, восстановить положительное отношение к телу. Организм, остановленный в детстве, возобновит процесс оздоровления во взрослой жизни, если представится возможность, таким образом, люди в более позднем возрасте продолжают движение с того места, где они когда-то были остановлены. Чтобы восстановить положительное отношение к телу, то есть ощущение благополучия, и освободить движение, необходимо избавиться от страха, напряжения и гнева. Существует биоэнергетический стимул, подталкивающий организм к такой разрядке. Пока организм жив, он сохраняет способность восстанавливать пульсационную саморегуляцию и самоуважение.

Вина преодолевается, а позитивное отношение к себе возвращается благодаря восстановлению агрессии — способности к прямому движению к цели. Исцеление генитальной травмы достигается обращением к связанному с ней страху — комплексу кастрации. Самоуважение — это не просто отсутствие стыда и вины. В самоуважении есть когнитивные механизмы контроля и регуляции, поддерживающие позитивные движения и установки, стимулирующие удовольствие и расширение. Болезненным последствиям стыда и вины противостоят приятные и спокойные результаты самоуважения. Биоэнергетическое сжатие от стыда и вины противоположно расширению и свободной пульсации при самоуважении.

Отказ от нереалистичных ожиданий в отношении себя всегда приносит неизбежную скорбь – об утрате родительской любви, поддержки, признания и уважения. В этом контексте горе, как правило, воспринимается как принятие раненого, обесценившегося «я», как отрезвляющее восприятие себя, которое прокладывает путь к восприятию себя как обычного — не нуждающегося в том, чтобы быть идеальным — и исцеленного.

Подробнее познакомиться в книге

Книги Лоуэна о взаимосвязи тела и души здесь

Телеграмм канал "Душа ручной работы" подробнее

Начать дискуссию