{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как создать новое направление в AI искусстве и стать знаменитым

Всё случилось неожиданно, во время первой волны карантина. Активность в городе стояла на уровне близком к абсолютному нулю. Казалось, что из всего разнообразного пёстрого набора современных личных коммуникационных стандартов остался только один интернет. Скудность и однообразность удалённой работы как и гнетущая карантинная атмосфера страстного международного чемпионства за наибольшее количество заболевших обременяла рассудки даже наиболее позитивных в обычное время людей, не говоря уже о представителях интравертного общества. Тогда-то и возникла гениальная идея заняться чем-то, лежащим гораздо ближе к сердцу, чем к требовательному карману: искусству и искусственному интеллекту. Ретроспективно могу сказать, что последствия этой идеи было бы очень сложно предугадать даже будучи безоблачным оптимистом. Теперь обо всём по порядку.

ai-art.live AiArt

Первые шаги

Моё первое погружение в среду передовых нейронных технологий произошло в далеком 2009-ом. В те безоблачные доковидные и кризисные времена самостоятельное создание компьютерной программы, способной распознать легкие письменные начертания цифр на бумаге, казалось чем-то неземным, словно создание жизни перестало быть прерогативой Господа и переселилось в жадно печатающие пальцы нердов-программистов. Энтузиазму не было предела: «Смотри, ОНО понимает, что я нарисовал цифру 7!» (компьютерной мышью на пиксельной поле 8х8…). В общем, было весело и легко, но в то время это казалось довольно бесперспективно. Никаких существенных сдвигов в направлении более самостоятельных и производительных ИИ машин не происходило из-за банальной ограниченности вычислительных ресурсов и недостаточно широкой огласки работ над передовыми алгоритмами. Как результат, более современные и перспективные задачи плотностью оккупировали мой ещё несоблазнившийся ум на следующие восемь лет.

Всё это время, пока моей прерогативой было глубокое погружение в коварные и не очень игры мира финансов, IT прогресс не стоял на месте. 2020-ый ознаменовался не только богатым набором тем для голливудских блокбастеров об уничтожении мира, но и усиленным созревание плодов «революционных» высокотехнологичных трудов в цифровом мире. Появились крутые системы генерации лиц несуществующих людей и даже нарисованных героев манга, продвинутые электронные мозги на основе искусственных нейронов способные писать подобно Шекспиру и тут же безпромедлительно избивать его слог рифмами Маяковского. В общем, фонтан наслаждения для Истинного Интроверта заструился с новой силой. Снова пробудилось желание и FOMO по отношению к любимому топику. Время было выбрано как нельзя кстати: карантин не только переместил меня из европейской родины моего постоянного работодателя, но и подарил гораздо больше времени в плане личностного развития и доработки своих сильных сторон. В общем, звёзды наконец-то сошлись!

Back to School!

Ощущения от возвращение к современному ИИ оказалось схожим на полет на истребителе по сравнению с прежде детским воодушевлённым чувством поездки на новеньком самокате. Казалось, технологии не просто обзавелись более сильными стеройдно-турбированными моторами, но и переместились с деревенской гравийной дороги на немецкий автобан без ограничений скорости. Синтез и real-time распознавание речи, беспилотные автомобили, создание машинами изображений на основе приобретённых знаний о самом чувственном для человеческой души: искусстве. Этот последний пункт произвёл наибольшее впечатление и заставил глаза снова светиться в темноте в буквальном смысле — новое увлечение очень быстро переросло в ночные запои кодингом.

Первые попытки создать нечто похожее на art были весьма плачевны, но веселы. Вместо красивых переливов красок, на просторах цифровых полотен появлялись регулярные однотипные полосы. Почитав немного больше интернета, стало понятно, что создание художественной технологии с нуля может вылиться в занимательную, очень увлекательную, но практически безвыхлопную практику танцев с бубном. Может кому-то это и может зайти, но мне все же больше нравится «щупать» технологию, нежели самостоятельно стелить к ней путь. К счастью, такие международные команды как Nvidia, OpenAI, DeepMind к этому времени уже значительно продвинулись в направлении распространения полуфабрикатных пакетов для работы с ИИ. Не обделили они вниманием и непростые запросы людей, считающих себя творческими.

Среди всех доступных современных методов для работы с изображениями выбор пал именно на продукт от завсегдашнего лидера и поставщика компьютерной графики Nvidia. Их StyleGAN, а именно его вторая ревизия, впервые проявили себя в создании детализированных портретов несуществующих людей. Честно говоря, сложно даже предположить количество профилей в социальных сетях на аватарах которых теперь зияют улыбчивые и не очень плоды компьютерного воображения. Понятие «фейковых аккаунтов» приобрело новый смысл, превосходящий банальное клонирование чей-то сторонней личности. Теперешние подобные соц страницы было бы аккуратнее называть «искусственные», в угоду метода стоящему за созданием их контента. О, а что касается его разнообразия и подражаемости человеческой натуре… беспредельно потрясающе и даже шокирующе, но это совсем другая история. А пока — вернёмся к картинам.

Как я и сказал, первые художественные работы создавались при помощи метода проб и ошибок. Сплошные черные полотна, отдаленно напоминающие Малевича или Родко, или голубая синева морских просторов в густом дневном тумане от Айвазовского, залитого жирным молоком… Сложно было назвать это искусством. Творчеством точно, но ценности оно не имело. А без ценности и Миро был бы сродни детским калякулям.

ai-art.live AiArt

Секрет прогресса

Дело сдвинулось с мертвого места почти сразу же после того, как желание успеха взяло верх над нетерпением: мощному пулу видеокарт было позволено усердно учиться над скормленными десятками тысяч реальных работ в течение нескольких дней. Booom! И первая же сгенерированная работа напоминает что-то из импрессионизма. Boom! И готов конкурент лилейного спокойствия Моне. Boom! Хм… а тут надо подумать, на какую часть тела похож этот кусок современного искусства… Круглые от воодушевления глаза так и хотели выпалить: «Да я художник!». Но что-то было мёртво в том «искусстве», созданным недавно рождённым ПРИрожденным художественным интеллектом. «Так могут и другие», говорил пессимистичный, скучный рационалист внутри меня. И был отчасти прав. Многие «художники» используют технологии подобные моим: скармливают машине исходный набор картин и получают готовую сублимацию а-ля художественных мазков. Мало в этом интеллекта и новизны, мало! Но откуда же ему взяться, если машина видит только набор красок на холсте, никак семантически не связанных с настроением художника и атмосферой, в который рисунок было создан. Конечно, кто-то должен был научить ее сопоставлять вокальный смысл с доселе бездушными разноцветными тенями на холсте.

Начался затяжной процесс развития ассоциативной составляющей компьютерного интеллекта. Картины, поданные на вход алгоритма, теперь снабжались гиперболизированный азбукой чувств и эмоций, стоящих за каждый из работ. Не только цвета, но и сама комбинация объектов на полотнах стала интерпретироваться алгоритмом как составляющая некого предполагаемого смысла, вложенного в изображение. Эта непростая процедура потребовала гораздо больше времени и сил, прежде чем робот стал выдавать не просто «радость» -> Улыбка или «грусть» -> Темнота, а гораздо более интригующее и волнующее самобытное представление эмоции в завершённой композиции цветов и предметов. Завершение работы над этим этапом стало по-настоящему поворотным событием в развитии проекта. Цвета, мазки, предметы, эмоции слились в единую композицию. Художник стал доволен и самолюбиво польщен.

Эмпатия

Но и этого оказалось недостаточно для полного удовлетворения внутреннего творческого эгоизма. Давать команду и получать результат — многие мечтали бы о таком прогрессе, но он казался слишком искусственным, неодушевленным. Доработанному ИИ не хватало последнего элемента: способности самостоятельно собирать букет эмоций для составления их цветовой экстраполяции.

Полем для сбора эмоционального букета стал Twitter. Его интернациональная глобализация позволяет заглянуть глубоко под подкорку человеческого суперинтеллекта: агрегированный социальный mood по отношению к самым разнообразным событиям и предметам легко собирается через местный API. #ClimateChange , #BLM , #Inequality — среди самых популярных хэштегов современности. Тонны отдельных твитов и комментариев на эти темы были выбраны как исходный материал для семантического анализа ИИ. Я пока пропущу часть о том, как запрограммированный робот научился своим ключевым навыкам — эмпатии и симпатии. Об этом можно будет составить отдельный пост. Скажу только, что тот самый «букет эмоций», собранный на определённую тему, стал подаваться на вход художественной составляющей моего теперь уже официально эмпатичного и почти симпатичного ИИ. Осталось только собрать все части воедино, нажать кнопку и… понеслась!

Проект сегодня

Так был рожден новый стиль и, возможно, открыта новая глава в области искусства и соответствующего ему искусственного интеллекта. Технической работе последовала череда предпринимательских изощрений в плане конструирования web портала, популяризации его через соц сети и прямые массовые рассылки на сотни тысяч потенциальных клиентов, два закрытых показа для представителей бизнес среды и передача вырученных средств на благотворительность. Потом было приглашение в Sotheby’s для оценки стоимости работ, переговоры о предстоящих выставках на территории европейского пространства и ещё несколько онлайн заказов. Поступают письма с предложением о коллаборациях из России и зарубежья, другие художники из области ИИ предлагают свои картины для размещения на онлайн портале (привет AI_NORN). Времени постоянно не хватает на дальнейшее развитие веб-сайта, ведение Инстаграмма и более развёрнутую интернациональную рекламу и коммуникацию. Подумываю о поиске куратора для галереи, самому становится непросто со всем справляться. В общем, карантинная забава превратилась во вполне работающий и зарабатывающий проект с постоянно растущей аудиторией. Что будет дальше — неизвестно. Возможно, продолжу дорабатывать алгоритмы и добавлять новые извилины в «мозг» ИИшки, а может — превращу портал в маркетплейс для избранных высококачественных работ других художников из соответствующей области. Время покажет. А пока: это была моя сжатая версия рассказа о работе над близкой по духу и расслабляющей мозг инициативе, переросшей в гораздо большее, чем просто «проект выходного дня». Желаю всем такого же плодотворного и занимательного времяпровождения удачно сублимирующегося в по-настоящему радующий проект!

ai-art.live AiArt
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда