Вредные советы для стартапов

В этом году начал работать акселератор от Glorax Infotech, сосредоточенный на IT-стартапах в области недвижимости и девелопмента. Мы видим, что создатели стартапов идут за своей мечтой, а бизнес – за прибылью. Казалось бы, у них не может быть ничего общего, но как ни удивительно, общее находится, и если мечте дать немного шансов и денег, она вполне может стать реальностью. Но путь это не простой: вот несколько вредных советов, как быстрее попасть в корпоративный акселератор. Но поскольку чувство юмора – дело тонкое, мы все-таки подписали, что имели ввиду под каждым пунктом.

Итак, вы создатель стартапа, у вас есть план, грамотная презентация, а если очень повезет – то и MVP. В рецепте счастья не хватает только одного компонента: денег.

Правда, и немного практического опыта не помешало бы, ведь рынок изнутри вы еще знаете не так хорошо, как те, кто работают на нем постоянно. Как же попасть в корпоративный акселератор, чтобы получить и то, и другое?

Расскажите, что лидер рынка – просто лузер

Не стоит занижать свою планку, ведь для стартапа очень важно верить в себя и в команду. На презентации сразу покажите экспертам из бизнеса, что вы прекрасно знаете рынок и его узкие места. Скажите, что лидер рынка, где вы хотите работать, будь то Сбер или «Яндекс», просто ничего не смыслит в бизнесе. Дни лидеров рынка сочтены, потому что на арену выходит ваша компания: которая учла ошибки в уже существующих бизнес-моделях и знает, как съесть целиком этот пирог, ни с кем не поделившись. В нашем случае, а мы занимается PropTech, так и говорят: «Все уже поняли, что ЦИАН не работает. Значит, ниша свободна». Конечно! Уверенность в себе – это очень важное качество, которое приведет вас к успеху.

А теперь серьезно:

Лидер стал лидером не просто так, и хотя идеальных бизнес-моделей не существует, нужно уважать чужой труд и путь на рынок. Вместо того, чтобы ругать конкурентов, тем более тех, что сильнее вас, покажите, что вы знаете свой сегмент. Говоря о нише, куда вы стремитесь, назовите несколько крупных компаний, которые уже в ней работают, можете назвать примерный объем сегмента в деньгах, если нашли такие оценки или можете оценить сами. Далее самое главное – назовите конкретно, в чем конкурентное преимущество вашего решения или сервиса, в чем его уникальность. Какую задачу и как он может решить по-другому? Что вы предлагаете, чего еще никто не делает? Если можете оценить долю своих притязаний на часть рынка в процентах, укажите ее. Если это новый рынок, объясните, почему так получилось и никто на нем раньше не работал.

Вредные советы для стартапов

Будьте честны и достаньте все скелеты из шкафа

С детства нас учат тому, что тайное всегда становится явным. Поэтому не юлите, честно рассказывайте инвесторам всю подноготную своего проекта: интриги и предательства, падения и взлеты, скелеты в шкафу – инвестор должен знать про вас все, как психоаналитик. Ведь инвестиции – это как вступление в брак, и каждая сторона желает быть в курсе о подводных камнях еще на этом берегу. Однажды к нам пришел фаундер, который рассказывал нашим экспертам и аналитикам про проект и его возможности масштабирования, но никак не переходил к демонстрации сервиса. Оказалось, что так как он задолжал деньги разработчикам, они отрубили ему все сервера и не сохранили бэкапы. Он искал средства, чтобы рассчитаться с командой и просто вернуть себе управление стартапом. Будьте честны! И это не останется незамеченным.

А теперь по-взрослому:

Нужно четко разделить информацию, которую вы предоставляете экспертам бизнес-акселератора, на полезную и бесполезную. Полезно все то, что поможет лучше понять, что за сервис или решение вы развиваете, это могут быть:

  • Факты о вашем стартапе, включая размер команды, ранее полученные транши инвестиций, количество активных клиентов
  • Описание бизнес-модели сервиса
  • Рендеры и другой визуал, который помогает понять, как выглядит его интерфейс и как с ним работать
  • Описание технической части решения на понятном бизнесу языке

К бесполезной информации относятся:

  • Долгий пересказ истории создания стартапа
  • Курьезные случаи из жизни вашей команды
  • Детальные технические описания
  • Случаи из вашей личной жизни
Вредные советы для стартапов

Не забывайте о своей выгоде

Инвесторы только и думают, что о деньгах, но и вы не забывайте о себе. Вы же прекрасно понимаете, что вам должны оплатить написание бизнес-плана, а когда вы построите бизнес, то будете в нем и предпринимателем, и основным акционером. Ведь компании инвестируют не в свое развитие, а в ваше. Поэтому стойте на своем, четко помните, что вы должны получить от жизни все. Почему вам должны? Есть даже такое явление – бизнес-ангелы, про него все слышали. Это помощь свыше! Что касается возможных рисков, то бизнес они волновать не должны. Кто встал на путь инвестирования, разве должен думать о таких мелочах? Кто не рискует – тот не получает дивиденды.

Если по-честному:

Бизнес-акселераторы держат фокус на получении новых инструментов или прямой прибыли в краткосрочной или среднесрочной перспективе. В отличие от венчурных инвесторов, они не играют вдолгую. А это значит, что бизнес должен получить прямую выгоду от инвестиций в стартап. Хорошо, если вы осознаете эту выгоду и сможете ее донести на презентации и сделать ее частью. Это может быть: новый сервис, который поможет решить актуальную задачу бизнеса или увеличить его эффективность (в таком случае вам скорее предложат сделать пилот, чем деньги), разделение потенциальной прибыли в будущем или доля в вашей компании.

Не скрывайте своих достоинств!

Лучше и правильнее всего начать презентацию с перечисления регалий своей команды: научные степени всех технических специалистов, студенческие премии в области инноваций, звание «Предприниматель года города N» – все это работает на вас. И чем больше вы уделите время такой самопрезентации, тем быстрее бизнес поймет, что имеет дело с командой мечты.

Также важно помнить, что сам свой продукт не похвалишь – никто не похвалит. Аргументы в пользу решения лучше подбирать более жизненные, обращайтесь к личному опыту инвесторов и экспертов, ведь они тоже люди. Так, один из стартапов, предлагающих решение по климат-контролю для «умного дома», подчеркнул: даже если ваш сосед употребляет много алкоголя, вы сразу это поймете благодаря нашему датчику, так как все отклонения от нормы будут зафиксированы. А что? Жизнь есть жизнь!

На самом деле:

Возможно, это ваш 23-й стартап и у вас три высших образования, но рассказывая о себе и компании, лучше оставить только ту часть биографии, которая относится непосредственно к делу. Например, если говорить о нашем акселераторе, который работает с PropTech, ваш опыт в агентстве недвижимости важен, а в рознице – уже нет. Что касается эпитетов типа «лучший», «великолепный», «уникальный», то с ними надо быть аккуратнее. Когда-то Apple ввела моду на самопрезентацию в таком ключе, но так вы ведь пока и не Apple. Старайтесь придерживаться спокойного и сдержанного делового стиля общения.

Стартап – это не про решение, а про мечту

Самое главное, чтобы ваш стартап был успешным, правильно сформулировать цель. Ошибки мышления, ментальные блоки и отсутствие веры в себя на самом деле мешают многим людям мыслить за рамками, в масштабе. Сосредоточьтесь на том, чтобы создать действительно уникальную и прорывную концепцию. Что касается пилотов, схем монетизации, первых продаж и заряженной команды, то все это вы ждете от акселератора, ведь именно за поддержкой вы приходите к инвесторам. Главное внимание – главным вещам, как говорил известный коуч Стивен Кови. Чем сильнее ваша вера в свои силы, тем более реален успех.

И в качестве резюме:

На рынке рождаются тысячи блестящих идей, но выстреливают единицы. Потому что сделать не равно придумать. Какой бы красивой ни была ваша идея, покажите готовность работать, решать конкретные задачи, строить команду и инфраструктуру. Тогда вам с представителями акселератора останется только пожать друг другу руки.

1919
15 комментариев

А если серьёзно, то мне понравилось. Особенно мне понравилось про "Расскажите, что лидер рынка – просто лузер".)))))

3
Ответить

"Вредные советы для стартапов""Стартаперы открыли пост и сразу вышли"

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Ищем инвестора для масштабирования мобильного приложения UMEU, 20 тыс. скачиваний, наш сайт www.umeu.app, бизнес-план и коммерческое предложение в разделе "Инвесторам", спасибо :)

Ответить

Зачем вам 30 миллионов инвесторских денег если у вас 47 чистой прибыли? 

2
Ответить

Слушайте, а нет ди пути без залезантя в карман к инвестору. Скажем раскручивать MVP с нуля? Есть статьи или какие-то саксесс стори или даже может люди готовые поделиться опытом куда чего ездили и как влипали?

Ответить

Вы ищете пути без залезания в карман к инвестору, какие-то саксесс стори?
Их есть у меня.
Но это не быстро, и не сразу (годы).
Скоро напишу.
Пока можете посмотреть http://rapsalin.ru/
СПРАВКА: не про IT.

Ответить