Когда твой стартап - аниме-студия, или как гайдзин пытался снять аниме для рекламы другого аниме, почему у него (пока) не получилось, и чем вы можете ему помочь

Когда твой стартап - аниме-студия, или как гайдзин пытался снять аниме для рекламы другого аниме, почему у него (пока) не получилось, и чем вы можете ему помочь

Однажды я влюбился в уникальное аниме. Оно имеет все черты самых культовых тайтлов в истории, включая коммерческий успех, талантливых авторов, лояльную аудиторию и непревзойденный творческий уровень. Словом, всё, кроме одного - заслуженной популярности, так что я решил сделать ему хорошую рекламную кампанию.

Мои жалкие попытки сделать его популярнее, рассказывая о нём направо и налево, не были эффективными. Тогда я обратил внимание, когда большинство людей узнаёт о старом, забытом всеми аниме:

  • С выходом новых работ в той же франшизе;
  • С выходом похожего более популярного аниме.

И вот тогда, поскольку прав на франшизу у меня нету, да и развитие старых вселенных интересно чаще всего только таким же старым фанатам, я решил добиться создания другого хорошего аниме для рекламы оригинального (и чуть-чуть на этом заработать).

Что я сделал

Я провёл большое исследование и выяснил, что в самом сериале не было никаких проблем, какие сделали бы его менее популярным. Проблемой оказалось маркетинговая кампания, разрекламировавшая его не тем людям, не в том месте и не в то время.

1. Написал презентацию-исследование оригинального продукта, которое описывает его коммерческий успех, художественную ценность, маркетинговый провал и объясняет, почему ему нужно что-то типа ремейка.

2. Написал презентацию и эссе - исследование похожих тайтлов и их аудитории. Оно объясняет, как снять то, что понравится людям, на примере:

  • Самых коммерчески успешных аниме-фильмов в истории;
  • Эталонного аниме, вдохновившего оригинальный продукт;
  • Других похожих на него аниме, включая оригинальный продукт.

Выводы из исследования:

  • Чтобы продукт продавался лучше, нужно сделать его более доступным для наименее талантливых зрителей;
  • Красивые и коммерчески успешные продукты соблюдают баланс между красотой и доступностью;
  • Чтобы обеспечить наибольшие продажи, продукт должен быть сделан интересным и объявлен настолько широкой аудитории, насколько это возможно, особенно аудитории наименее талантливых зрителей. Существует полно паршивых аниме, которые хорошо продаются, потому что они настолько незамысловаты, что они доступны для всех (этой болезни подвержены все продукты индустрии развлечений);
  • Оригинальный продукт - лучший в своём роде, даже превосходящий эталонный - провалился только из-за непродуманной маркетинговой кампании.

3. Провёл исследование на основе данных с Anilist, что делает аниме похожим на эталонное, потому что таких достаточно, включая оригинальный продукт, и понимание, что людям в них нравится - ключ к созданию чего-то подобного и не менее успешного. Исследование подтвердило мой вывод о необходимости поиска баланса между артистичностью и доступностью.

4. Написал историю, вдохновлённую оригинальным продуктом, и выложил в нишевом журнале для тестирования реакции целевой аудитории. Её не оценили непосвящённые в аниме люди, но она понравилась фанатам эталонного и оригинального продуктов - выше всего её оценили именно они. Забавно, что, выбрав неподходящее место для публикации, я повторил ошибку, сделанную авторами оригинального продукта!

Итак, у меня есть цель (не просто "поднять бабла", а сделать что-то крутое с бонусом в виде денег), полно времени для её реализации (иначе бы я этим не занимался), и многообещающее исследование рынка и аудитории. Можно начинать искать инвесторов?

Ага, сейчас.

Проблемы, с которыми я столкнулся

Идея не внушает доверия, потому что слишком хороша
Перечитайте первый абзац ещё раз.

Есть культовый, коммерчески успешный шедевр, над которым работали одни из лучших людей в индустрии, но который по какой-то причине не является мейнстримным, и можно заработать на создании похожего тайтла, который послужит рекламой оригинальному, и привлечёт как старую лояльную аудиторию, так и новых фанатов.

Звучит, как очередной ИИ-NFT-МММ-блокчейн, не правда ли? За исключением того, что всё вышесказанное - чистая правда. Новые зрители оригинального продукта часто удивляются, что это не мейнстримное аниме. Даже я, посмотрев уже первые минуты первой серии, не мог поверить, что оно вообще существует, и чем больше я читал о нём и его истории, тем больше я убеждался, что его существование сродни чуду.

К сожалению, пусть это всё и правда, она звучит слишком хорошо, чтобы ей быть, отчего её так сложно продать. Стоило мне пересказать содержимое первого абзаца японисту, и он просто перестал со мной разговаривать.

Нишевый рынок
В аниме не инвестирует никто, кроме японских корпораций из индустрии развлечений, и не потому, что это невозможно сделать иностранцам (можно, пусть и сложно). Дело в том, что аниме - это всё же нишевый рынок. Венчурные фонды не интересуются инвестициями в искусство, западным киностудиям аниме не интересно, и даже среди индивидуальных инвесторов немного людей, которые либо уже знакомы с аниме, либо могут себе позволить и имеют желание посвятить ему своё время и финансы.

Я наспамил десятки холодных емейлов, но пока что мне удалось найти меньше 5 инвесторов, которым тоже нравятся японские мультики. Мы продолжаем обмениваться парой-другой емейлов в месяц. Это хотя бы что-то. Просто медленно. До боли медленно.

Слишком хорошее оригинальное исследование
Моё исследование содержит исследование оригинала, аудитории и "конкурентов" (похожих сериалов), а также полноценный прототип продукта (историю), который был оценён людьми из целевой аудитории. Это потрясающе!

Никто никогда не делал исследований такого же масштаба в аниме-индустрии. Это ужасно, и сейчас я объясню почему.

Как принимаются решения о создании большинства аниме? Продюсер - представитель компании из индустрии развлечений - находит какую-нибудь популярную лайт-новеллу или мангу и решает снять по ней аниме. Он звонит своим коллегам из индустрии, они собирают производственный комитет и нанимают студию, которая его рисует.

Реже продюсер может решить создать полностью оригинальную работу и пригласить популярного автора для создания её сценария.

Ещё один проверенный метод - создать аниме, вдохновлённое другим. Так рождаются и развиваются целые жанры. Некоторые аниме, похожие на эталонный тайтл, упомянутый выше, были созданы, потому что их авторам просто захотелось создать что-то похожее.

Как мыслит продюсер в каждом из этих случаев?

  • Это популярно - значит, это может быть выгодно - значит, это нужно адаптировать (чаще всего);
  • Этот автор уже писал успешные работы - значит, он может написать ещё одну, которая пригодится для адаптации (реже);
  • Это аниме популярно и успешно - значит, людям это нравится - значит, можно снять что-то подобное (очень редко).

Как мыслил я? Достаточно сказать, что представленная мной выжимка из моего исследования представляет всё самое важное, что нужно знать, но этого мало - чтобы не быть голословным, нужно также продемонстрировать методологию.

Итак, "надо снять что-то похожее" звучит недостаточно убедительно, а для чтения 12 страниц А4 (к счастью, с разрывами) анализа рынка и аудитории с обоснованием, почему "просто похожего" будет недостаточно, ни у кого просто не хватает времени. По этой причине будет сложно ознакомить с этим исследованием представителей компаний из производственного комитета. Это также одна из причин, почему я ищу независимых инвесторов: если кто-то по какой-то причине не будет торопиться принять решение, мажоритарный акционер всегда сможет ему помочь.

Недоступность ключевых финансовых показателей
Доходы и расходы аниме - это, в основном, непубличная информация. В лучших случаях вы можете узнать, сколько собрал в прокате тот или иной фильм, или сколько в Японии было продано blu-ray изданий того или иного тайтла. Иногда даже это невозможно узнать.

Инвесторы любят цифры. Как продемонстрировать, сколько может сделать денег работа, таргетированная на фанатов другой? Продемонстрировать прибыль этой другой работы. Как это сделать, когда эти цифры не публикуются? Двумя достаточно убедительными аргументами будут объёмы продаж blu-ray и мерча, но этого мало.

Более того, во время принятия решения о создании аниме, большую значимость имеют популярность исходников (как для аниме-адаптаций, так и просто для создания похожих работ) или авторов сценариев, а не финансовые данные, по двум причинам:

1. Популярные работы и авторы генерируют прибыль;

2. Достоверные финансовые данные не доступны никому, кроме правообладателей оригинальных работ.

Как я могу продемонстрировать показатели, которые нету возможности посчитать ни у кого, кроме правообладателей исследованных мной тайтлов? И нужны ли они, когда никто в индустрии на них не ориентируется?

Отсутствие неденежных ресурсов: времени и связей
К счастью, у меня хватает времени (иначе бы моя история никогда бы не была написана так быстро), но его катастрофически не хватает у других, и моё ожидание длится болезненно. Я также не знаком ни с кем в аниме-индустрии. Хорошо, что это решаемая проблема, потому что один гражданин Японии вызвался мне помочь, однако отсутствие времени у всех, кроме меня, угнетает.

Отсюда другая проблема: людям без связей не доверяют, но связи невозможно получить без финансирования. Талантливые люди не будут работать за бесплатно, но без привлечения талантливых людей невозможно получить финансирование. Самая настоящая уловка-22!

Отсутствие информации в свободном доступе
Я был удивлён, когда узнал, сколько просят платформы вроде Pitchbook за свои услуги. Все доступные бесплатно списки венчурных фондов и индивидуальных инвесторов не содержат достаточно информации, а за много актуальной и достоверной инфы приходится платить.

Технические ограничения: high tech low life
Особенно актуально для нашей страны. Ладно, мы уже научились пользоваться Tor, чтобы обходить блокировки Роскомнадзора, но обходить блокировки сайтов, владельцы которых банят все российские (а то и все СНГшные) IP-адреса, наслушавшись легенд про русских хакеров, уже бесит.

Отдельно раздражает невозможность отзывать отправленные емейлы: когда появляются важные новости, лучше было бы отозвать отосланное письмо и написать заново, чем забивать чужой почтовый ящик ненужным мусором, но увы, протокол SMTP не позволяет этого делать.

Какие уроки я для себя вынес?

Нужно быть быстрее
Я потерял кучу времени, пытаясь найти нужные связи среди знакомых и знакомых знакомых. Если бы я сразу попробовал поискать профессиональных инвесторов, я не потерял бы месяцы ожидания. К сожалению, я тормоз.

Если вас кормят завтраками и морозятся - это плохой сигнал
Вне зависимости от того, есть ли на то уважительные причины или нет, если вам не посвящают время, это значит, что вы не в приоритете. Ищите тех, кому вы и ваш проект будете интересны. Если кто-то и приползёт потом слишком поздно, это будет для них уроком.

Время существует, чтобы использовать его, а не наслаждаться им
Я написал историю в рамках исследования, пока ждал очередного ответа на емейл, и закончил её как раз к тому моменту, когда мне дали разрешение опубликовать её, чтобы проверить, что о ней подумает аудитория. Во время написания я понял, что история достаточно хороша, чтобы стать кандидатом на адаптацию. Если бы я тупил и ждал чужого решения, начать ли вообще писать или нет, у меня бы ушёл месяц впустую!

Я не всегда умею говорить коротко и по существу
Длинные емейлы и документы отнимают время на прочтение. Наверное, есть возможность как-то сократить моё исследование без потери его смысла, но я до неё просто не догадался. Надо исправляться!

Спам работает
Холодный обзвон малоэффективен, но он всё равно эффективен. Людям противно от него так же, как вам самим противно им докучать, однако никогда не знаешь, когда нарвёшься на кого-нибудь, кто действительно окажется заинтересован в вашем предложении. Один инди-режиссёр рассказал мне, как навязчивая реклама помогла ему собрать средства на его фильм - а ведь мне казалось, что она не работает и только раздражает!

Что делать дальше?

Пока я продолжаю ждать, когда мне наконец ответят на очередной мой емейл, вы можете:

  • Спрашивать меня о моём зрительском и творческом опыте;
  • Давать мне любые советы, какие сочтёте нужными - можете хоть прямо сейчас меня ткнуть носом в реальность, если я упустил что-то ещё;
  • Познакомить меня с кем-либо, кто мог бы мне помочь;
  • Оплатить мне подписку на Pitchbook, чтобы я мог понадоедать всем вокруг своими холодными емейлами, пытаясь заинтересовать кого-нибудь ещё (если у вас совести не больше, чем у меня);

Но лучше всего, конечно же, будет, если кто-то из вас окажется достаточно богатым и безбашенным не меньше меня, чтобы воплотить эту идею в жизнь. В этом случае я жду от вас следующего (чем больше - тем лучше!):

  • Очень желательна хотя бы флюэнтность в письменном английском;
  • Список инвестиций в вашем портфеле (если есть);
  • Сумму, которую вы можете позволить себе вложить в производство настоящего аниме;
  • Представление всего, что угодно, чем вы ещё можете быть полезны;
  • Любые ваши контакты. Емейл, Telegram, Signal, Matrix, Discord - где угодно, где удобно было бы переписываться менее технически компетентным людям;
  • Количество просмотренных тайтлов, хотя бы примерно (если смотрели);
  • Лет/месяцев/недель опыта просмотра аниме, хотя бы примерно (если есть);
  • Топ-m ваших любимых и нелюбимых тайтлов, где m - любое число, которое считаете нужным (если смотрели);
  • Ваши предположения, что же это за эталонный и оригинальный тайтлы;

Связаться со мной можно тут, на DTF или по почте ozzsama@proton.me (лучше сразу убрать Протон из спам-фильтров), обращаться лучше сразу на "ты" и ожидать того же самого. Отберу самых подходящих по душе и всем остальным показателям и пойдём сделаем что-нибудь крутое.

И самое главное: если комментируете тут, не надо потом комментировать на DTF, а то я заколебаюсь вам везде отвечать!

22
Начать дискуссию