Как мы создавали ИИ-стартап: путь от идеи до первых успехов

Читать теорию о запуске стартапов — это одно, но наблюдать за живым процессом реализации идеи на практике — совершенно другое. В этой статье я расскажу о нашем пути: как мы нашли идею, проверяли её и что имеем сегодня.

Рождение идеи

Наша идея появилась в феврале 2023 года, всего через несколько месяцев после запуска ChatGPT. Это был не классический путь из книг, где сначала находят проблему, затем исследуют её и только потом предлагают решение. У нас всё было иначе: познакомившись с ChatGPT, я сразу увидел его потенциал для автоматизации продаж.

На тот момент я уже более шесть лет руководил маркетинговым агентством и часто наблюдал одну проблему у клиентов. Когда в их соцсети или мессенджеры поступал поток трафика, отдел продаж не справлялся: лиды терялись, менеджеры отвечали с задержкой или невнятно, не дожимали клиентов. Всё это отражалось на продажах.

Увидев, как ИИ может вести диалог, я понял, что его можно настроить под конкретный бизнес, чтобы он отвечал клиентам вместо менеджеров. Это могло бы решить проблему.

Первый шаг: проверка идеи

С этой идеей я сразу написал Святославу Щурову — моему знакомому, с которым мы уже пробовали запускать IT-продукт. Святослав — опытный программист, способный реализовать любую техническую задумку. Ему понравилась идея, и мы начали исследовать, как её воплотить. Наш главный вопрос был: можно ли подключить к ChatGPT свою базу знаний?

Как мы создавали ИИ-стартап: путь от идеи до первых успехов

В то время ChatGPT уже имел API, но готовых решений для подключения собственной базы знаний не было. В поиске способа как это можно сделать мы пошли изучать технические статьи, в основном англоязычных авторов. Святослав протестировал различные решения и в итоге сделал то, что работало и позволяло нам решить свою задачу. Но вместо создания полноценного продукта мы решили сначала проверить спрос — пойти и продать наш гипотетический продукт.

Я предложил одному из клиентов агентства бота, который будет вместо человека обрабатывать заявки. Это был мой первый оффер и с первого же оффера мы сделали продажу! Клиент согласился и внёс предоплату. Именно получение денег для нас подтвердило, что продукт рынку нужен.

Мы начали реализовывать ИИ-бота для этого клиента, но на этапе разработки столкнулись с проблемой: бот путал цены, характеристики, наличие товаров. Мы перепробовали уйму методов улучшить точность ответов, но избавиться от ошибок у нас так и не получилось, а такие ошибки могли навредить репутации клиента, поэтому мы вернули деньги и отложили идею. Мы сделали для себя вывод, что пока технология не готова.

Второй шанс

Летом 2023 года ChatGPT открыл доступ к четвёртой модели через API. Мы вернулись к идее, протестировали её на новой версии и были приятно удивлены: ИИ справлялся значительно лучше. Ошибки минимизировались, и мы вновь начали разработку.

На этот раз мы привлекли два пилотных проекта: платформу по операциям с криптовалютой и магазин электроники. Обе компании заплатили за настройку бота, что позволило также дополнительно подтвердить, что наш продукт продаётся. Нам удалось не только добиться точных ответов, но и зафиксировать, что наш бот повысил конверсию в продажи. В магазине электроники в Авито конверсия менеджера была 17%, а с ботом стала 30%.

Наши первые клиенты дали нам положительную обратную связь и мы продолжили привлекать новых клиентов, улучшая продукт. Теперь наша задача была на более значимой выборке клиентов убедиться, что наш продукт продаётся, работает и клиенты делают повторные покупки.

Развилка и смелые решения

К началу 2024 года мы подошли с работающим продуктом и небольшим, но лояльным портфелем клиентов, практически все из которых оставались пользоваться продуктом на постоянной основе. Это подтверждало, что решение, которое мы предлагаем, действительно отвечает потребностям. Однако масштабируемость оставалась вызовом. Мы продолжали активно заниматься настройкой ИИ-ботов для каждого клиента вручную, так как процесс требовал опыта и понимания специфики работы платформы.

Осознавая, что дальнейший рост упирается в наши собственные ресурсы, начали разработку внутренней документации и обучение первых сотрудников по настройке и техподдержке. Основной задачей было снять с себя ручной труд и сосредоточиться на стратегическом развитии.

В это же время я принял ключевое решение — полностью уйти из других проектов, чтобы посвятить себя Chatix. Помимо маркетингового агентства у меня также был бизнес по аренде беседок в Екатеринбурге, на который я нахожу покупателя и в мае 2024 года успешно продаю. В маркетинговом агентстве я постепенно сокращаю деятельность, предупредив об этом своих коллег ещё осенью 2023 года, а в мае 2024 года я полностью прекращаю своё участие в работе, передав все наши оставшиеся проекты своим же сотрудникам на самостоятельное ведение.

Я пошёл all-in — закрыл два прибыльных бизнеса и сосредоточился исключительно на стартапе, который ещё не приносил никакой прибыли. Я сделал это потому что поверил в нашу идею. На старте моя вера была на интуитивном уровне: мне казалось абсолютно логичным внедрение ИИ-ботов в продажи. Сейчас же эта вера ещё подкрепилась конкретными фактами.

Поиск связки продаж

Мой полный фокус на проекте не мог не дать результатов. Мы сконцентрировались на поиске устойчивой связки продаж и уже к июлю, протестировав несколько каналов привлечения лидов, нашли рабочий. А к августу мы нащупали работающую воронку продаж с предсказемыми конверсиями.

Ускорение темпов роста

К сентябрю–октябрю 2024 мы начали активно масштабировать продажи. Темпы привлечения новых клиентов заметно выросли, а процессы стали более предсказуемыми. В ноябре нам удалось частично автоматизировать продажи с помощью нашего же продукта. Наш ИИ-бот стал частью воронки: он ведёт первичный диалог, квалифицирует потенциальных клиентов и организует презентации продукта. Также мы начали запускать на нашу платформу первых пользователей для самостоятельной настройки и уже имеем несколько успешных кейсов.

Что дальше

Одно из наших конкурентных преимуществ это то, что мы нашли способ настраивать ИИ-ботов для продаж быстро и без особых специальных навыков. Конкуренты делают дороже и дольше. Мы стремимся упростить настройку так, чтобы представители малого бизнеса могли легко сделать себе ИИ-продавца в несколько кликов. Но для этого нам нужно существенно доработать нашу платформу: сделать для неё интуитивно понятный интерфейс, автоматизировать интеграции и расширить их количество, а также упростить обучение ИИ-бота знаниям о компании.

Для масштабного роста и перехода на новый уровень нам необходимы инвестиции, поиском которых мы сейчас и занимаемся. Получится у нас привлечь инвестора или нет, на самом деле не так важно, мы имеем альтернативные варианты дальнейшего развития, потому что наша финансовая модель позволяет нам расти самостоятельно, хоть и меньшими темпами, чем хотелось бы.

-----------------

Если вы или ваши знакомые заинтересованы в инвестировании в ИИ-стартап, то будем рады пообщаться. Пишите в Телеграм.

11
Начать дискуссию