Ритейл-2020: как удержать лидирующую позицию на рынке?

В связи с карантином фокус в ритейле в 2020 году полностью переместился на онлайн. Ведущий Youtube-канала «Большая рыба»Александр Колб встретился с Валерием Маковецким, сооснователем Фокстрота и участником списка ТОП-100 Forbes (100 богатейших людей Украины), и поговорил о том, что сейчас происходит в глобальном ритейле. В чем сложности перехода в онлайн, есть ли смысл конкурировать с маркетплейсами, и какие прогнозы в ритейле на будущее.

– Кто самый крупный украинский ритейлер в нише электроники?

Сейчас лидирует Фокстрот и Comfy, на третьем месте Eldorado. Трудно точно оценить украинский рынок, так как значительная часть находится в тени. Условно долю сетей по официальным данным можно оценить на 13-14% для каждого игрока. Занимая лидирующую позицию, в прошлом году мы сделали оборот в более 13 млрд гривен.

– Вы сейчас нацелены на онлайн-продажи – связано ли это с ситуацией с ковидом и резким увеличением онлайн-продаж в ритейле?

На самом деле, это тренд, который идет уже 15 лет. Весь мировой ритейл потихоньку сдвигается в сторону онлайна, в том числе одежда, лекарства, спортивные и хозяйственные товары.

– Есть ли ниши, в которых онлайн не будет влиять так сильно?

Я думаю, что новое поколение будет все больше покупать онлайн, в том числе автомобили, мебель и другие крупные покупки. Просто это займет какое-то время. Дорогую одежду, мебель, предметы роскоши люди будет хотеть сначала посмотреть, померить, почувствовать, но все равно этот тренд мы не сможем остановить. Пройдет 5-10 лет, и технологии торговли полностью изменятся.

– Насколько увеличилась ваша доля онлайна за этот год?

Этот год необычный, потому что из-за ковида люди были сильно испуганы. В какой-то момент все закрылись дома, и поэтому пришлось перестраиваться и уходить в онлайн продажи. В этот период очень выиграли игроки, у которых этот сервис был налажен. В период жесткого карантина в Украине онлайн-продажи выросли в 3 раза. Сейчас около 30% наших продаж приходят из онлайна.

– Как вы собираетесь конкурировать с маркетплейсами?

В первую очередь, нам нужно стать лидерами в своем сегменте, причем безальтернативными лидерами. В данном случае мы говорим и про прибыль, и про долю рынка.

В нашем бизнесе вы не сможете зарабатывать, если у вас маленькая доля рынка. Ее можно быстро нарастить – это вопрос цены, маркетинга, и того, сколько вы готовы инвестировать в этот рынок. Но это не может длиться вечно, так как есть затратная часть, которую нужно покрывать.

Наш бизнес очень жесткий с точки зрения маржи.

Маржа небольшая – 10-15%, поэтому объем продаж должен был достаточно большим, чтобы покрывать затраты.

В этот год мы остаемся в своей нише. Думаем в направлении маркетплейса, но это не так просто сделать.

Вы должны работать качественно в очень многих торговых сферах. В том числе вас должен работать хороший персонал, который понимает не только в своих торговых группах, но и во всех областях.

Чтобы стать лидером, нужно предложить покупателям лучшие цены, лучший сервис и лучший ассортимент. Только так.

– Будет ли рынок двигаться в сторону маркетплейсов?

Я бы так не сказал. Я уверен, что рынок будет двигаться в сторону специалистов, которые могут сделать лучшее предложение в своей группе товаров.

– Консолидация рынка: почему сложно мелким игрокам?

На самом деле, на мировом рынке есть множество примеров, когда небольшие семейные компании чувствуют себя хорошо, работают эффективно и находят свое место на рынке.

Мелких компаний намного больше, и в этой жесткой конкуренции выживает сильнейший. В любом случае, для мелкого бизнеса тоже есть место, и он будет существовать.

В большом бизнесе цена ошибки очень дорого стоит. Если вы где-то чуть-чуть неправильно работаете, у вас сразу появляются крупные убытки. Буквально через полгода можно просто улететь с рынка.

– Откуда вы черпаете энергию?

У меня очень энергичные родители. Они всю жизнь работали, практически 14-15 часов в сутки. Мама уже больше 80 лет, и сейчас она руководит магазином, и у нее прибыльный бизнес. Моя предпринимательская жилка в том числе от мамы.

– Почему в Украине так мало предпринимателей?

Если говорить об успехе с религиозной точки зрения, то самыми богатыми являются протестанты – Америка, Канада и т.д. Я думаю, что в том числе религия нацеливает их на предпринимательство, на тяжелый труд и самоограничения. А мы, православные, пока что в этом плане гораздо больше надеемся на государство, на сильного царя, лидера, который все для нас сделает.

Детальнее смотрите на канале: https://youtu.be/GPVFBNJnhCg

Начать дискуссию