Маркетинг искусства или как мы написали спектакль и собрали 600 зрителей-предпринимателей через UGS-контент
Бизнес-спектакль, красные носы и другие творческие эксперименты с контентом в суровом городе Че.
Меня зовут Ольга Третьякова, я 6 лет работала контент-директором в Центре «Мой бизнес» и привлекала клиентов, в том числе, через событийный маркетинг. Знаете как устроены воронки продаж инфоцыган? Так вот, события – это наша версия этих воронок, но без продаж. Мы собирали аудиторию, рассказывали про возможности, которые можно получить от государства, снимали возражения «а это точно бесплатно?» и выстраивали доверие. Количество клиентов Центра за эти годы выросла с 60 человек в 2017 до 20-30 тысяч в 2024! (речь про уникальных пользователей за год)
В 2024 году, ко Дню российского предпринимательства, мы в Центре «Мой бизнес» устроили творческий эксперимент. Нет, не форум, не привычный мастер-класс или марафон. Настоящий спектакль! С актерами-предпринимателями, театральной сценой, репетициями, залом, где не хватило мест… И нулевым бюджетом на привлечение зрителей, о чем расскажу дальше.
Мы взяли необычный формат, потому что люди устали от стандартных форумов со спикерами и докладами. Написали сценарий, который будет триггерить предпринимателей, подсвечивая то, что у них болит. И упаковали основную идею, что государственная поддержка – это, в первую очередь, про людей.
Как генерить UGS-контент
→ Мы написали спектакль на основе реальных событий и не выдуманных историй, где в основу положили популярные стереотипы и ограничения людей: «не жили богато, нечего и начинать», «стать лучшей версией себя», «ты не сможешь» и тд. Чтобы собрать конъюнктура для спектакля пришлось 6 лет поработать в этой сфере, ну и провести ряд интервью.
→ Привлечение участников на мероприятие шло через UGS-контент, который генерировали 24 предпринимателя, участвующие в ежедневных и еженочных репетициях.
→ Была создана посадочная страница для регистрации и группа vk, где показывали и рассказывали про подготовку и репетиции.
→ Использовали яркий визуал с красным клоунским носом. На начальном этапе обсуждали риски, что может быть ассоциация: государственная поддержка = клоунада, предприниматели = клоуны. Поэтому тщательно проработали как донести выбранную легенду до участников: Клоун – это всегда искренность, любопытство и смелость, даже когда над тобой смеются. Атрибут клоунский нос – это интерес. Он как фонарик освещает и тянется туда, где интересно. Это попытка показать, что в каждом из нас живёт ребёнок, который ещё может мечтать. Кстати, каждый зритель получил на регистрации свой красный нос (мы протянули эту концепцию до конца).
Три кита нашего успеха:
Играли настоящие предприниматели. Живые люди, не актёры, с реальными историями и эмоциями. Говоря честно, это был мощнейший тренинг для них – не только для сцены, но и для жизни.
Минимум бюджета – максимум органики. Мы грамотно использовали соцсети: прогревали аудиторию, рассказывали про репетиции, вовлекали зрителей. Вся виральность – через вовлеченность участников и большое сообщество тех, кому было интересно подглядывать за процессом. По итогу собрали 600 зрителей.
Креатив как инфоповод. СМИ сами писали о проекте: государственная структура устраивает спектакль, где играют предприниматели? Это выбивалось из привычного «корпоративного официоза» и цепляло.
О чём был спектакль?
Несерьёзная форма с серьёзным содержанием. О людях. Бизнес здесь лишь контекст. Реальные истории боли и роста. Главное, что мы пытались показать: за цифрами и проектами стоит внутренний ребёнок, тот самый, которому часто не хватает любви, свободы и творчества. Здесь не было «отыгранных» персонажей – только прожитые роли. Мы поставили участников в сложные и непривычные ситуации: раскрываться эмоционально, слышать и видеть себя, взаимодействовать.
Синопсис: Потенциально успешные предприниматели загнали себя в клетку. Многих из них загнало в клетку общественное мнение, непринятие близкими, собственные страхи и сомнения. В спектакле есть две силы: темная и светлая. Некий мистер «Мой бизнес» (это светлая сила), который говорит героям, что из этой клетки выбраться вполне реально (здесь зашили рекламную интеграцию самого Центра, прямо в лоб, что это про помощь и поддержку). И главный злодей (инфоцыган) который, наоборот, защищает страхи и беззащитность главных героев. Постоянно раскладывает какие-то карты, предлагает пройти курсы, делает нумерологический разбор и т.д. В итоге предприниматели проходят свой путь, и понимают, что забыли о самом главном – о своем внутреннем ребенке (о своих реальных желаниях, мечтах и целях). Зрителям в зале остается ответить на вопрос: «а для чего я это делаю?». Спойлер: если встретиться с внутренним ребенком, то ответить проще.
Сколько это вообще стоило и что по срокам?
На подготовку и реализацию нам потребовалось 2,5 месяца. Из которых 2 месяца – это были репетиции (дневные, вечерние и ближе к премьере перетекающие в ночные). В спектакле приняли участие 24 актера (это предприниматели и сотрудники Центра). Это был классный эксперимент, ведь одна из целей проекта – создание доверительных отношений между государством и бизнесом, в компании из 24 человек это удалось на 100 процентов.
Всем этим людям на 2 месяца пришлось стать настоящими актерами. И, нет, мы не раскрывали творческий потенциал, не зубрили тексты и не мучали рот артикуляционными упражнениями. Тут про возможность познакомиться с собой глубже, про взаимодействие между друг другом, про раскрытие детскости, работы со своей субличностью нарцисса, про расширение спектра эмоций и умение наблюдать. И вообще каждому предпринимателю, кто согласился поучаствовать я ооочень благодарна, что не послали меня с такой задумкой (я манипулировала и уговаривала, как могла).
Общий бюджет на реализацию мероприятия составил 1,5 млн. Тут аренда площадки и привлечение технических специалистов, раздаточный материал, печать баннеров и приглашений, работа постановочной группы (режиссер, сценарист, звукооператор, видеопроекция, запись в студии), фото- видео- сопровождение, работа ведущего, создание сайта, чат-бота, разработка фирменного стиля и ведение странички.
К чему всё это привело?
→ Мы собрали полный зал: 600 человек, даже стоячих мест не хватало.
→ Огромное количество упоминаний о мероприятии в СМИ и социальных сетях. Зрители, посетившие спектакль, выкладывали фотки с красными носами, разбирали слова героев на цитаты и делились, что это было именно про них и именно тогда, когда нужно.
→ Показали, что государственная организация – это в первую очередь про людей! Про людей, которые и в огонь, и в воду, и на консультацию, и на сцену! Про то, что все сотрудники - это партнеры, доступные и готовые услышать боли предпринимателей и помочь с решением.
→ Мы внедрили социальный проект в интерактивную часть и провели аукцион с продажей картины, которую все участники рисовали в процессе регистрации. Картина была продана за 40 тысяч, а средства пошли на поддержку инклюзивной кондитерской, одной из участниц спектакля.
→ После спектакля появились десятки новых коллабораций между участниками: от совместных проектов до новых идей для бизнеса.
→ И главное – все, кто был на сцене, смогли по-новому посмотреть на себя и свое дело. Я, например, даже уволилась и ушла в предпринимательство, вот на сколько вдохновилась!
Спектакль – это был не только эксперимент в маркетинге, но и способ объединить предпринимателей и государственную поддержку. Мы показали предпринимателям, что Центр «Мой бизнес» – это союзник. Так сказать: укрепили бренд и повысили лояльность.
А вот тут можно посмотреть весь спектакль, как это реально было!
Рассказываю про много-много других проектов в своем тг-канале, подписывайтесь, рада видеть!