Социология в действии: как мнение жителей влияет на принятие решений

Социология в действии: как мнение жителей влияет на принятие решений

Город генерирует огромное количество данных, которые анализируются, но для принятия решений помимо данных необходимо также учитывать мнение жителей, этим и занимаются социологи в ИЦ «Безопасный транспорт».

Александр Осипов, руководитель отдела социальной аналитики в Инновационном Центре «Безопасный транспорт», рассказывает о своем профессиональном пути, важных аспектах работы социального аналитика, исследованиях и интересных кейсах, командной работе, а также о вещах, которые мотивируют.

Факты из жизни

Путь к социологии

Александр родился и вырос в Москве, закончил НИУ ВШЭ по направлению социологии и первый серьезный карьерный опыт получил, работая по специальности.

«На самом деле, мало кто из абитуриентов целенаправленно идет учиться на социолога. Кому-то не хватает проходных баллов на другие факультеты, кто-то выбирает факультет с меньшим конкурсом. Я выиграл олимпиаду по обществознанию, которая давала шанс поступить на определенные факультеты в "Вышку" на бюджет, чем с удовольствием и воспользовался».

Запоминающиеся проекты

Перед тем как попасть в Инновационный Центр, Александр накопил ценный опыт в международной исследовательской компании Ipsos, где работал с известными брендами, такими как Coca-Cola и AB InBev. Работа с крупными брендами позволила освоить множество методов исследований, включая тестирования продуктов, концепций, упаковок, рекламы, мероприятий, сегментации потребителей и сложные ценовые исследования.

«Особенно ярким событием в профессиональной жизни стала работа над исследованиями, связанными с Кубком Конфедераций по футболу в 2017 году. Мы тестировали дизайн стаканов для напитков и исследовали интерес к спонсорским активностям на стадионах. Работая на стадионах, даже получалось одним глазом посмотреть футбол».

Инновации в исследованиях

Кроме того, Александр активно применял инновации в социологических исследованиях и лидировал направление исследований с ай-трекером - специальным прибором, который фиксирует направление взгляда человека. Одной из инновационных методик был анализ эмоций респондентов с помощью веб-камер. Эта методика на тот момент была популярной в зарубежных исследованиях, но в России практически не применялась.

«Мы попробовали методологию тестирования роликов, суть которой заключалась в определении эмоций респондентов с помощью веб-камеры. При прохождении онлайн-опроса человека просят включить веб-камеру и сделать запись того, как он смотрит рекламу. Дальше специальные алгоритмы анализируют эмоции по точкам на лице и показывают в какие моменты рекламы респондент испытывал радость, грусть, злость и другие эмоции. В примерах в описании методологии были красивые графики, отражающие как люди радуются и удивляются классным фестивальным рекламным роликам. Но, как выяснилось, обычную рекламу люди смотрят с каменным лицом, поэтому система определяла более 80% эмоций как "нейтральные" и интересного анализа не получилось»,

- рассказывает Александр.

О социальной аналитике и специфике проектов в ИЦ “Безопасный транспорт”

В Инновационном Центре "Безопасный транспорт" собирается значительное количество транспортных данных, что в свою очередь помогает принимать управленческие решения. Социология применяется в тех случаях, когда недостаточно только транспортных данных и нужно узнать мнение людей и факты об их поведении. Социальная аналитика и исследования играют ключевую роль в развитии городской инфраструктуры, которая будет отвечать потребностям жителей города.

Социологические исследования можно разделить на две большие группы - качественные и количественные.

«Качественные исследования обычно используются для формирования гипотез и поиска глубинных смыслов, а количественные - для тестирования этих гипотез и оценки мнения общества. Например, мы проводили фокус-группы с водителями: обсуждали с ними вопросы по использованию городского транспорта и возможные шаги, которые могут побудить реже ездить на автомобиле. Далее эти гипотезы уже тестировали репрезентативным опросом, чтобы понять, какие из мероприятий повлияют на снижение частоты использования автомобиля, а какие - нет.

Я начинал карьеру в отделе количественных исследований и развивался как специалист преимущественно работая с ними, но и качественные исследования удавалось проводить. Всего мы используем около 15 разных методов: часто это онлайн-опросы, уличные опросы и глубинные интервью. Идеального универсального метода не существует, под каждую задачу и целевую группу выбирается наиболее релевантный подход».

Этапы проведения социологических исследований

«Процесс проведения социальных исследований начинается с брифа, где мы получаем от заказчика всю необходимую информацию о целях и задачах. Затем выбирается методология, разрабатывается и программируется анкета, собираются, анализируются данные, и на финальном этапе готовится отчет».

1. Бриф

2. Выбор метода исследования

3. Разработка и согласование анкеты

4. Программирование анкеты

5. Сбор данных

6. Анализ данных

7. Подготовка отчета

Как определить целевую аудиторию для исследования

Целевая аудитория для исследования выбирается в зависимости от задач, стоящих перед командой:

«Если нужно изучить удовлетворенность метрополитеном — опрашиваем пассажиров метро, если нужно оценить знание и интерес к новому проекту для детей — опрашиваем родителей и их детей и т.д. Однако трудности могут возникать при исследовании узких целевых аудиторий, таких как пассажиры определенного маршрута или жители конкретного жилого комплекса, но мы всегда справляемся с такими проектами, варьируя методы сбора данных».

Инструменты для эффективной работы

Отдел социальной аналитики использует различные инструменты в работе, чтобы максимально эффективно реализовать задачи:

«Для программирования опросов мы применяем российскую платформу 'Анкетолог', которая полностью отвечает нашим требованиям по дизайну и логике. Для анализа данных — специализированные статистические программы и наши внутренние разработки, которые помогают автоматизировать кодирование ответов респондентов на открытые вопросы. При создании анкет и отчетов мы используем стандартный пакет Microsoft Office, который является общепринятым в отрасли. В последние годы мы также начали активно внедрять онлайн-отчетность на дашбордах, благодаря помощи отдела визуализации данных».

Как мы используем большие данные в работе

«В нашей работе мы не полагаемся на чужие данные, а генерируем собственные, однако также обращаемся к большим данным. Например, мы проводили опрос жителей о необходимости ввода выделенной полосы на определенной улице города. Ожидаемо оказалось, что те, кто ездит по этой улице на автомобиле, скорее против введения, а те, кто на городском транспорте — скорее за. Используя большие данные наших коллег из ad-hoc аналитики, мы выяснили, что жителей, перемещающихся на городском транспорте по этой улице, значительно больше, поэтому 'вес' их мнения в опросе должен быть выше».

Ключевые знания для успешного исследования

Для успешного выполнения социальных исследований, по мнению Александра, требуется знание основных аспектов:

«Чтобы провести успешное социсследование, необходимо освоить программу соцфака, хорошо разбираться в статистическом софте и владеть основными методами анализа данных, разбираться в методах исследований и уметь работать в PowerPoint на продвинутом уровне».

Уникальность исследований

«Уникальность социологических исследований заключается в возможности углубленного изучения темы и взаимодействия со специалистами. В отличие от работы в агентстве, здесь мы можем глубже понять суть вопросов и выявить множество скрытых нюансов. Мы имеем доступ к обширной базе для распространения опросов: если агентство может работать с 90 тысячами москвичей, то мы охватываем в 100 раз больше людей. Также процесс сбора данных в сфере транспорта значительно легче, поскольку большинство населения пользуется транспортом и высока вероятность обнаружить подходящих респондентов».

Самый интересный проект

Александр поделился историями о самых интересных проектах, которые стали значимыми для команды и города, демонстрируя, как их результаты влияют на жизнь людей и городской транспорт:

«Сложно выбрать один из 700 проектов, которые мы провели. Пожалуй, самый масштабный – «Мониторинг удовлетворенности работой транспорта». Это большое ежеквартальное исследование, в котором мы подробно замеряем удовлетворенность жителей всеми видами транспорта. Исследование постоянно развивается, как и сам московский транспорт. Мы прошли путь от длинного телефонного опроса, огромной отчетности и 5 недель на реализацию одной волны, до комбинации телефонного, роботизированного и онлайн-опроса, интерактивной отчетности (спасибо нашим BI-специалистам!) и всего 2 недель на реализацию».

Подробнее о направлении BI-аналитика в ИЦ «Безопасный транспорт» читайте в статье.

Социология в действии: как мнение жителей влияет на принятие решений
Социология в действии: как мнение жителей влияет на принятие решений
Социология в действии: как мнение жителей влияет на принятие решений
Социология в действии: как мнение жителей влияет на принятие решений

Влияние на жизнь города

«Одно из преимуществ работы в нашей команде - видеть, что наша работа действительно вносит вклад в решение глобальных городских проблем. По итогам наших исследований были созданы новые автобусные маршруты, развивалось приложение 'Московский транспорт', улучшилась организация городских мероприятий и модернизировалась навигация. Все эти изменения касаются жизни каждого жителя Москвы».

О роли руководителя

Руководящий опыт и его особенности

Александр возглавил отдел после трёх лет работы специалистом в ИЦ. В настоящее время в его команде работает 6 человек.

«Я никогда не ставил себе цель стать руководителем, но когда такая возможность возникла, я решил попробовать. На самом деле, смена статуса сильно меняет сознание: ответственность значительно выше - раньше отвечал только за свою работу, а теперь за работу всех членов команды. Да и на проекты начинаешь смотреть немного под другим углом - больше глазами заказчика, а не исполнителя. Это помогает расставлять приоритеты в отчетах и делать акценты на важном. Если раньше подход был 'мы задали этот вопрос в анкете, надо обязательно его показать в отчете', то сейчас уже больше задумываешься 'а нужно ли это заказчику и принесет ли пользу».

Эффективное распределение задач в команде

Каждый понедельник команда собирается для обсуждения текущих и планируемых проектов:

«Мы оцениваем загрузку каждого и, при необходимости, перераспределяем задачи внутри. Для быстрого и качественного выполнения задач важно, чтобы команда была не перегружена работой, а также понимала, что именно требуется. Человеческое сознание, как правило, стремится отложить все сложные и непонятные задачи на потом, поэтому в случае сомнений и недопонимания мы всегда дополнительно созваниваемся и обсуждаем с ребятами возможные трудности и решения».

Качества хорошего руководителя

Александр убеждён, что хороший руководитель, в первую очередь должен быть хорошим человеком:

«Отзывчивым, принимать точку зрения других людей, уметь слушать и слышать. Также важно, чтобы команда чувствовала спокойствие и уверенность в руководителе, особенно, когда все 'горит' и нужно 'еще вчера'. С точки зрения организации работы в команде старался привнести то, чего мне ранее не хватало: ввели еженедельные созвоны, разнообразили неформальное общение - вместе обедали, ходили в караоке, боулинг, участвовали в квестах и квизах, устроили поездку на теплоходе, даже в дом отдыха выбирались. Очень важно проводить время вместе вне работы и общаться на нерабочие темы - это способствует созданию дружеских отношений внутри коллектива. Я стремлюсь к тому, чтобы в коллективе было ощущение "внутреннего комфорта" - мы часто обмениваемся мемами, гифками, стикерами – это создает комфортную рабочую среду».

Ключевые компетенции команды

По мнению Александра,

«любому социологу важно уметь правильно формулировать вопросы. Со стороны это кажется простым, но если некорректно задать вопрос, то результаты будут сомнительными. Важно хорошо разбираться в методах исследований и анализа, глубоко погружаться в данные и тщательно работать с ними, искать закономерности и понятно их объяснять, а также уметь грамотно визуализировать и презентовать результаты заказчику».

Советы для начинающих специалистов

«Хорошему социологу необходимо иметь терпение и настойчивость, чтобы всегда докапываться до истины. Важно не только уметь анализировать данные, но и разъяснять их результаты: любое изменение всегда имеет под собой какое-то основание, а если его нет, то высока вероятность ошибки в расчетах».

Почему Инновационный Центр

«Я пришел в ИЦ в 2019 год, после работы с крупными брендами в бизнес-среде, где основная цель - получение прибыли, я был заинтересован проводить исследования, которые будут приносить пользу. В ИЦ почти все исследования направлены на улучшение города, что очень мотивирует. Помимо этого, в ИЦ привлекает команда — здесь собраны высококлассные специалисты, которые всегда придут на помощь. Также невозможно не отметить классную 'плюшку' — увеличенный отпуск. После 28 дней, которые были на прошлом месте работы, 44 кажутся просто раем. Когда я пришел в компанию в 2019 году, в ней было около 30 человек, сейчас — уже более 250. Классно расти вместе с компанией, помогать ей развиваться и участвовать в становлении».

Увлекательные проекты и задачи

Александр находит вдохновение в постоянно меняющейся среде московского транспорта:

«Все проекты интересные. Московский транспорт стремительно развивается, поэтому постоянно появляются новые задачи, и работа не дает заскучать. За время работы в ИЦ удалось поучаствовать в открытии всех МЦД, запуске речных электросудов, активном развитии каршеринга, открытии БКЛ, планах по строительству ВСМ Москва-Санкт-Петербург и других проектах».

Будущие планы и экспертиза команды

«Мне важно продолжать развивать команду, повышая наш общий уровень компетенций. Мы планируем продолжать наращивать экспертизу, делать еще более крутые и полезные проекты для города и больше рассказывать о результатах исследований. Мне хотелось бы, чтобы мы публиковали свои исследования на широкую аудиторию, демонстрируя жителям, что они участвуют в развитии транспортной системы города и к их мнению прислушиваются».

Кстати, сейчас Инновационный Центр "Безопасный транспорт" в поисках социолога. Если вы узнали в описании себя или готовы рекомендовать крутых профессионалов, смело пишите нашим специалистам отдела персонала.

Начать дискуссию