{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как разочаровать клиента и завалить проект

Чтобы понять, как сделать лучше, иногда нужно придумать, как все испортить. Это основа техники реверсивного брейншторма, которую мы протестировали со своей командой проджект-менеджеров и готовы поделиться впечатлениями и рекомендациями.

С самого начала

Меня зовут Женя Москаленко, я Head of Project Management Office в MobileUp. В мобильной разработке я уже 3 года – за это время я перепробовала огромное количество техник для прокачки командной работы над проектами. Обычно я делюсь профессиональными инсайтами на своей странице в Facebook. Но тема реверсивного брейншторма показалась мне достойной большой формы.

Реверсивный брейншторм («обратный мозговой штурм») – это техника, которая заставляет команду думать о проблемах, а не о решениях. Поскольку люди изначально мыслят проблемами, это отличный способ заставить группу предвидеть трудности, которые могут возникнуть во время проекта.

Подробнее

На старте у меня было несколько важных целей. Во-первых, наладить взаимодействие с командой, которая уже сложилась и для которой я была новым человеком. Мне нужно было понять, кто как мыслит и как себя ведет в той или иной ситуации внутри команды, проследить динамику группы.

В первую очередь, это весело

Во-вторых, нужно было оценить, есть ли внутри коллектива какие-то сложности в коммуникации. Но не устраивая условный «разбор полётов», где люди могут воспринять критику на свой счёт, а тактично и максимально безболезненно позволить каждому участнику транслировать свое восприятие.

Это нужно было, чтобы подсветить существующие трудности, которые мешали нам стать лучше, но без перехода на личности и в атмосфере максимальной безопасности и комфорта для всех.

У меня была какая-то тактика

Честно признаюсь, изначально я хотела использовать другой формат – если бы все смогли быть в офисе. Но, по всем понятным причинам, нам пришлось учесть, что часть команды будет с нами в онлайне.

Перед началом работы я обозначила команде основные правила работы: все идеи принимаются, не критикуем и не оцениваем, дополняем со словами «а ещё...», только конструктив, обязательно смеяться и have fun!

Женя Москаленко, Head of PMO, MobileUp

Чтобы никто не остался в стороне я выбрала Miro, где есть куча функций для дистанционной командной работы и её визуализации. Собственно, шаблон реверсивного брейншторма я увидела там же. Он показался мне подходящим именно для этого формата работы и моих целей.

В процессе мне все равно пришлось импровизировать и менять структуру шаблона под свои задачи, но базово – это оказалась отличная основа для такого анти-воркшопа. Суть в том, что нам нужно было выбрать тему и – сюрприз! – сделать её реверсивной, то есть перевести в какой-то негативный аспект.

Мы и так каждый день обсуждаем и говорим друг другу о том, как сделать хорошо, как правильно работать с заказчиком, как не допускать факапов. А если запустить свой мыслительный процесс в обратном направлении, можно найти то, что не лежит на поверхности. И речь уже будет не про какие-то очевидные и общие вещи («Разговаривайте с командой», «Прислушивайтесь к клиенту»), а мы сможем увидеть наши индивидуальные зоны роста.

И я её придерживалась

Итак, мы собрались, обозначили тему – «Как разочаровать клиента и завалить проект» – и начали штурмить и накидывать идеи. Это была совместная командная работа, результатом которой стала куча стикеров на доске в Miro с «подрывными» рекомендациями.

Мы сгенерировали кучу идей
И разделили их на подгруппы

И тут мы столкнулись с первой проблемой методики (или нашей собственной) – из-за широты темы идей было очень много, а времени, чтобы развернуть каждую из них в обратном направлении, как предлагает техника, у нас уже почти не осталось.

Поэтому сперва мы посмотрели, какие из наших мыслей повторяются из сформировали из них группы идей, относящихся к тому или иному аспекту работы на проектом:

  • Пресейл;
  • Коммуникация;
  • Документы;
  • Команда;
  • Код;
  • Процессы.

После мы попробовали «развернуть» идеи сразу целыми группами, но и здесь все оказалось непросто. К примеру, в блоке коммуникаций было много карточек, которые раскрывали совсем разные аспекты процессов и внутри, и снаружи, и так далее. И нельзя бы однозначно наклеить на целую группу реверсивную «хорошую» карточку вроде «разговаривай с клиентом правильно и регулярно». То есть это должно было работать не так.

С самого начала у меня была какая-то тактика и я её придерживалась

В итоге мы остановились на работе с подгруппами идей, но не успели реверсировать и обсудить каждую из предложенных – к этому времени все уже были довольно уставшими. Стало понятно, что нужны какие-то более четкие ограничения (и тематические, и по срокам), чтобы формат был более эффективным.

«Коллективная работа! Классный мозговой штурм!»

«Я расстроилась, что присутствовала онлайн – кажется, очень важная составляющая мероприятия была именно в живом общении»

«Игровой формат, нетривиальная задача, обстановка, общение вне рамок рабочих вопросов, атмосфера»

«Все было хорошо, а особенно интерактив и настроение»

Отзывы участников анти-воркшопа

При этом я все равно получила нужные мне ответы и достигла своих целей: я увидела работу команды, услышала её боли, отметила зоны, которые требуют особого внимания. И относительно самой техники появилась пища для размышлений и рекомендации по её улучшению, которыми я делюсь с вами.

5 рекомендаций по работе с методом реверсивного брейншторма:

  • Ставьте конкретную цель. Все участники воркшопа должны понимать, зачем вы это делаете и чего хотите добиться, чтобы не получилось процесса ради процесса.
  • Сужайте постановку проблемы. Чем шире тема, тем больше будет идей – а это, как показывает практика, не всегда хорошо.
  • Собирайте всех участников в одном месте. Понятно, что сейчас это довольно сложно, но идеально этот формат подходит именно для работы лицом к лицу. С другой стороны, я бы попробовала провести подобный воркшоп и в онлайне – главное, чтобы все были в равных условиях.
  • Ограничивайте время работы. Максимум 20 минут на генерирование идей и 10-15 минут на их «переворачивание». Это позволит не устать и получить все инсайты в рамках брейншторма всей командой.
  • Импровизируйте. Даже если что-то пошло не так, это не повод паниковать. Помните, что любой инструмент – это всего лишь инструмент. Как его применять, зависит только от вас, а все инструкции можно рассматривать как рекомендации.
0
19 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Malyshev

Англоязычные аббревиатуры кажутся странными ровно до момента, когда погрузишься в суть профессии, которая за ними скрыта. В данном же случае речь вообще не про придумывание фич и их рекомендацию кому-либо. Это об инструментах для внутреннего тренинга и повышения эффективности работы сотрудников, ведущих проекты заказчиков.

Жаль, что у вас сложилось превратное представление и получились такие выводы, хотя статья совсем о другом. Она как раз том, как сделать чтобы команда молодых и прогрессивных приносила больше пользы на каждый вложенный рубль – как ее, команды, нанимателей, так и клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Битюцкая

а если сами придумывают фичи и сами же по фичам работают?

Ответить
Развернуть ветку
FEARka

Как и во всем же: есть те, кто деятельность имитируют, и те, кто потом идет и их реализует, с переговорами, подготовкой, бесконечными итерациями согласований и сидениями на всех стульях)

Ну и вытекающее: можно нагенерировать хоть тонну классных идей и даже реализовать их, и даже без перерывов на кофе-брейк, но если они не доносятся нормально до клиентов (а работники - это тоже клиенты) - все сливается в топку, все недовольны.

Жаль, что вы пока встречались только с неудачными кейсами

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Савельев
хорошо оплачиваемых бездельников

не завидуйте

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Машкова

Женя красотка 

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Госпожа Москаленко, приветствую вас на сайте для стартаперов!
У нас тут не Пикубу и не ЯПлакал, мы тут про деньги.
Пара вопросов по теме ваших фоточек в статье:
1. Какая площадь комнаты , где вы там все вместе улыбаетесь в объектив?
2. Сколько платите за эту комнату в месяц?
3. Где берёте деньги на оплату комнаты?
(буду ждать ваших ответов на вопросы, в прошлый раз девушка "с дворянской фамилией" признала силу правды моей логики)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Malyshev

Я не госпожа, но стало интересно – в чем именно ваша логика? И все ответы на интересующие вас вопросы (ну почти) можно найти практически в первой же ссылке в статье.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Так и запишем:
Деньги на оплату офиса госпоже Москаленко даёт близкий ей человек по имени Кирилл Малышев.
Всё верно?
(логика в том, что в 99% случаев "успешного успеха" за спиной у женщины стоит любящий её мужчина, который и оплачивает все расходы).
Или госпожа Москаленко сама умеет зарабатывать деньги, устраивая мозговые штурмы на тему "как всё испортить" ? 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Malyshev

Ок, статью вы не читали)

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Кирилл, уважаемый, вот правильный ответ, который я ждал от вас:
1. Площадь нашего офиса - 18 кв. метров
2. Арендная плата - 25 тысяч рублей в месяц
3. Деньги на аренду офиса даёт Кирилл Малышев
Это ведь нетрудно написать, правда?
Кирилл, в этом и отличие сайта VC от сайтов типа ПИкабу или ЯПлакал:
вместо хиханек и хаханек (типа - "посмотрите цифры на нашем сайте")
авторы статей дают простые ответы с цифрами и пруфами.
Успехов вам, Кирилл, в вашем нелёгком труде в поисках новых способов "Всё провалить" ! 

Ответить
Развернуть ветку
Мобилуп
Автор

Вы абсолютно правы, авторы статей дают ответы с цифрами и пруфами, но на вопросы, которые касаются содержания статей, в комментариях к которым их задают. А информацию об офисе и проектах компании, которые обеспечивают оплату его аренды, можно при желании найти на сайте.

Если же у вас есть вопросы по тематике материала, нам будет нетрудно на них ответить.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Malyshev

Спасибо за пожелания!

Ответить
Развернуть ветку
Juliya Kirgintseva

Очень круто!

Ответить
Развернуть ветку
Мобилуп
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Артемьева

Супер 🆙

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

Я, конечно, всячески приветствую неформальность, но когда про работу пишут - это было весело, мне становится не по себе. Работа веселой бывает только у клоунов и то, я сомневаюсь, что им весело.

Ответить
Развернуть ветку
Мобилуп
Автор

Нам просто нравится наша работа и мы рады ей заниматься)

Ответить
Развернуть ветку
toverovskiy

«Обязательно смеяться» :-)

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда