Программисты дурят заказчиков, навязывая поддержку, а те и рады и сами предлагают ещё и ещё

Проводя разбор полётов одного из проектов автоматизации учёта и бизнес-процессов, один из руководителей Интерлогики Анатолий Никулин пожаловался: «Заказчики не понимают, как работают обновления 1С и если выходит общее обновление, после какого-то очередного закона, старые решения у заказчиков могут не работать. Приходится всё делать заново. Из-за этого раздуваются сроки и бюджеты проектов изменений.

А я решил рассмотреть ситуацию, когда сами заказчики раздувают бюджеты. Мои наблюдения помогут вам в похожих ситуациях сделать проекты быстрее и сэкономить.

Активность в проектах для всей команды развиваются неравномерно. В самом начале, когда все обсуждают и генерируют идеи, кажется что проект развивается с космической скоростью. Прогресс кажется очевидным, цели вот-вот будут достигнуты.

Однако, после этапа генерации идей начинается «разработка и внедрение». Собственно сама работа. Деньги со стороны заказчика отправляются, а прогресс для заказчика «замер». Временами группа разработки встречается с командой заказчика, обсуждают, как и что происходит. В это время команда клиента приобретает дополнительные знания, их знание продукта повышается и возникает желание компенсировать замерший прогресс. Начинают накидывать группе разработчиков дополнительные задачи: сделайте перламутровую кнопку и сдвиньте её влево», «а можно синхронизировать курс валют онлайн?» и ещё 100500 предложений.Перед рабочей группой растёт вал задач. Если оставить так как есть, то разработчики будут пилить мелкие задачи, не приступая к основной. Или придётся нанимать дополнительных разработчиков, чтобы сделать основное и мелочь.

Сначала кажется, что будем работать по плану, постепенно прогресс будет накапливаться. Но из-за погружения в проект всей команды, задачи растут быстрее, чем  способность их делать. Идею картинки взял у Николая Товеровского.
Сначала кажется, что будем работать по плану, постепенно прогресс будет накапливаться. Но из-за погружения в проект всей команды, задачи растут быстрее, чем  способность их делать. Идею картинки взял у Николая Товеровского.

Тут на сцену должны выйти стратегические управленцы со стороны заказчика, в малом бизнесе это руководитель и собственник, который оценит каждую «хотелку» и примет волевое стратегическое решение «делать, делать потом или не делать».

Почему появляется больше задач, чем договаривались

Над проектами изменений работают разные эксперты со стороны исполнителя и заказчика.

Так растёт ценность проекта, по сравнению с временем потраченным на изучение особенностей этого проекта
Так растёт ценность проекта, по сравнению с временем потраченным на изучение особенностей этого проекта

Эксперты заказчика хорошо знают свой продукт и свои процессы и в ходе встреч, они объясняют разработчикам свои особенности, показывают, как они работают. Так разработчики больше узнают о финансовой, технической, маркетинговой стороне клиента.

Эксперты исполнителя хорошо знают свою область и как она проявляется в разных бизнесах, предлагают готовые решения «а вот у сервиса „Автомастер“ вот так было», «а вот интеграцию AMOcrm и 1С вот так сделали». Через некоторое время клиент больше узнаёт о проектах изменений . С каждым новым этапом и всё большим погружением у команды появляются новые идеи и предложения, а значит растёт список задач.

Как правильно сортировать задачи

В проектах изменений не получается зафиксировать цену и сроки, можно лишь ориентировочно дать вилку цен и примерные сроки. Иногда они будут меньше, чаще они больше.

Это происходит из-за того, что вначале было весьма поверхностное знание условий задачи, с каждой встречей это знание расширяется, углубляется и обрастает подробностями, как дно корабля ракушками. Эти подробности за собой тянут новые задачи.

Новые задачи — увеличивают сроки и бюджет. Заказчик должен решить:

  • Прекратить дополнять список задач, не обращать внимания на изменчивый мир и работать.
  • Изменить бюджет, чтобы сделать всё нужное.

Когда исполнитель заинтересован в том, чтобы действительно помочь заказчику, он будет участвовать в оценке этих предложений. Просто напоминая о целях проекта: «Коллеги, мы можем покрасить кнопку в перламутровый и подвинуть её, но это займёт Х времени, Y денег и никак не влияет на скорость бизнес-процесса».

Руководитель проекта изменений со стороны заказчика в этот момент принимает какое-то решение:

  • Задачу всё равно делать.
  • Делать, но потом, когда всё основное сделаем.
  • Ерунда какая-то, не делать.

Расчёт себестоимости VS удобный интерфейс для продавца

В Интерлогику обратилась торговая компания с целью автоматизировать расчёт себестоимости. Задача сложная, затрагивает финансовый, производственный, складской и торговый участок компании — то есть практически все! От заказчика ответственным был назначен руководитель отдела продаж. Инициативный человек всё время смещал фокус проекта в удобство интерфейсов для продавцов. Якобы внедрить невозможно, если неудобно будет работать. Мы постоянно возвращали фокус к расчёту себестоимости, так как ради этого пришел клиент. Так в проекте возникли дополнительные работы. Конечно, бюджет и срок внедрения существенно вырос.

Что в итоге

  • Любые проекты изменений со временем становятся длиннее и дороже.
  • Чем дольше работаешь над проектом, тем ценнее становится результат для компании.
  • Задача руководителя проекта удержать баланс между ценностью проекта для компании и ресурсами, необходимыми для его воплощения.

Я занимаюсь стратегическими вопросами в Интерлогике, мы автоматизируем учёт и бизнес-процессы. Для удобства, я называю все эти проекты — проектами изменений (подробнее о том, что можно изменить и как это происходит, можно прочитать в бесплатном емейл-курсе «финансовые и торговые отчеты»).

485485 открытий
11 репост
1 комментарий

Ну все мой опыт паьоты с заказчиком, подсказывает что нужно ТЗ, четкое, внятное и не размытое. И если в нем что-то не приписано - это второй этап разработки, разумеется, это вторая сделка с этим с клиентом. А если нет возможности составить правильно задание, ну приглашайте консультантов.

Другое дело, что маленький бизнес - об этом не слушает.

Ответить