Ищете «голубой океан»? Идите в лес

Меня зовут Олег Малкин, я представляю лесную отрасль в качестве главы совета директоров «Приангарского ЛПК» и также являюсь инициатором запуска ForestTech Accelerator. Банкир в прошлом, в лесную отрасль я пришел сначала как инвестор, а впоследствии стал бизнесменом-лесопромышленником. Как когда-то банковский сектор буквально за несколько лет пробежал путь от бумажных денег к возможности оплачивать покупки часами, так сегодня и лесная отрасль накопила энергию для того, чтобы стать той самой the next big thing, где технологии буквально перепридумают индустрию. В этом я уверен и как инвестор, и как бизнесмен.

Работники пилы и топора?

Восприятие лесной отрасли погрязло в стереотипах. «Какие новые технологии, там же пила и топор?» или «Да у нас сплошной лес, на всех хватит!». Поэтому-то foresttech – во всем мире он на подъеме – понятие для России не просто новое, но и с трудом пускающее корни.

В реальности же инновации всегда были частью «ДНК» отрасли. Приведу пример. Лесозаготовка – за последние 15-20 лет здесь от ручной валки деревьев пришли к полностью механизированным высокопроизводительным лесозаготовительным машинам (харвестеры, форвардеры, валочно-пакетирующие машины).

Сейчас мы говорим о развитии концепции «Индустрия 4.0», в которой лесной сектор будет находиться во взаимодействии лесных машин и оборудования, систем получения, обработки, анализа, хранения big data. В первую очередь, это данные о рельефе, цифровой модели местности в районах лесозаготовок, расположении лесных ресурсов, погодных условиях, получаемые с помощью спутников, 3D-LiDAR, дронов и т.д.

Актуализация данных о лесных участках – показательный кейс «глубины» перезагрузки отрасли. Раньше единственной возможностью инвестора детально изучить лесфонд были таксация и лесоустройство, затратные и трудоемкие. Теперь же на рынке достаточно хороших решений по обработке спутниковых снимков и снимков с дронов. Они кратно повышают качество информации о лесфонде и сокращают сроки ее получения.

Благодатная почва

Запрос отрасли (и мой личный как лесопромышленника запрос) на новые технологические решения – не единственная причина поиска стартапов и запуска корпоративного акселератора. Вкладываться финансово, временем в эту задачу лично я готов еще и потому, что кроме «боли» для развития инноваций в ЛПК есть и благодатная почва.

С 2022 года в России вступит в силу запрет на вывоз необработанных хвойных и ценных лиственных пород деревьев. Это уменьшит дефицит «кругляка» на территории страны, повысит рентабельность переработки и даст дополнительные средства для внедрения технологичных решений.

Развитие отрасли в целом и глубокой переработки как частности за счет механизма приоритетных инвестиционных проектов стимулирует государство. Оно же взяло на себя задачу цифровизации ЛПК – к 2023 году в России планируют создать платформу «Цифровой лес».

Серьезный импульс к переменам – поручение Президента РФ по разработке новой редакции стратегии развития лесного комплекса. Важно, что и там тоже есть запрос на инновации. Со своей стороны, готовы передать опыт, полученный в результате проведения ForestTech Accelerator.

Копать глубже

Задача найти, посеять и вырастить инновации для меня, как бизнесмена, это вопрос бизнес-эффективности, в первую очередь. Выкрутив на максимум весь потенциал по оптимизации производственных и бизнес-процессов на нашем предприятии, понимаем: возможностей для роста – непаханое поле, а готовых технологий для этого нет. В Канаде переработка древесины достигает рекордных 95% - спилив дерево, они до последней щепки превращают его в продукт. В России этот показатель – 60-75%.

«Добрать» эту эффективность можно только за счет новых решений во всех областях ЛПК. Заменить топор высокотехнологичной машиной – хорошо, но сегодня уже недостаточно. Вот-вот должны появиться технологии по удаленной оцифровке и оценке лесных участков при помощи компьютерного зрения. Они позволят лесозаготовителям определять характеристики буквально каждого дерева в лесфонде, вплоть до высоты, объема, породы, выхода сортиментов.

Отрасль ждет решений, раз и навсегда решающих проблему с отходами в ЛПК и работающих по принципам циркулярной биоэкономики. В Финляндии, к слову, уже сформировалось отдельное направление Сleantech, в котором разрабатываются инновационные экономически эффективные технологии обращения с отходами. И именно поэтому там появляются новые компании и стартапы в производстве природоохранных технологий, экологически чистой энергии, переработке отходов производства. Пеллеты – это наше «сегодня». «Завтра» же проблему отходов в ЛПК должен решить новый продукт или инновационная технология.

Отрасль ждет технологий в области автоматизации машинного обучения и дополненной реальности, а также архитектуры для них. Это позволит лесным машинам функционировать с минимальным участием человека и минимальными ошибками. Среднесрочная перспектива – разработка автономных лесозаготовительных машин, в том числе и для перевозки леса на большие расстояния. Кладезь для дисраптов – направления на стыке технологий: лесной и, например, химической, медицинской, электроэнергетической промышленностей, строительства. Это особенно актуально в разрезе мировой экологической повестки и задачи сокращения выбросов парниковых газов.

В долгосрочной перспективе проблему снижения качества и доступности лесных ресурсов должны решить технологии, позволяющие на основе генной инженерии выводить породы деревьев с существенно повышенным содержанием целлюлозы, сниженным содержанием лигнина и с ускоренным циклом роста. Лесная отрасль – это все еще «голубой океан», самое время вылавливать из него прорывные идеи и решения.

33
1 комментарий

Какие станки уже стоит покупать для переработки кругляка в экспортный товар с большой добавленной стоимостью?

Ответить