Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Всем привет, последние два года у меня было интересное хобби, интересное для меня — предоставление аналитических услуг компаниям в Канаде и США. В этой статья я хочу поделиться опытом по созданию консалтинг-компании в области аналитики.

Могу сразу сказать, что идея провалилась, если оценивать денежную составляющую, но зато я смог получить полезный опыт и расширить кругозор.

Стена жвачек в Сиэтле
Стена жвачек в Сиэтле

Сразу хочу извиниться за большое количество грамматических ошибок. У меня нет русской клавиатуры, и я нехорошо пишу без автоматических проверок. Буду благодарен за найденные ошибки и с удовольствие их исправлю.

Цель статьи — поделиться опытом, кому-то он может быть полезен. И также, возможно, кого-то заинтересует эта история и у него появятся идеи как в нее вдохнуть вторую жизнь.

Изначально я написал статью на «Хабре», но оказалось, что там эта тема неактуальна, и я решил попробовать на vc.ru.

Предыстория

Я начал работать с аналитикой в 2010 году и работаю до сих пор в этой области. Мне всегда нравилось быть ближе к вендорам — SAP, Teradata, Tableau, Oracle и другие. Западные вендоры меня всегда манили, мне они казалиcь очень крутыми и работать на них или с ними, мне казалось, достойным и интересным, так как у западных компаний огромный ресурс по развитию сотрудников, который включает в себя поездки по тренингам и конференциям, внутреннее обучение и все самое лучшее.

Также, по слухам, например в Москве, если хорошо устроиться в отдел продаж, можно получать хорошие годовые бонусы и откаты. Я лично не получал ни того, ни другого. Но вот, например, в Терадате я поездил по Европе по тренингам, за что безмерно благодарен.

Но история не про это. История про идею предпринимательства. Работая в вендоре (Teradata), я уже в 2012 году разделим мир пополам — на бизнес и интеграторы. В Терадате я занимался внедрением хранилища данных Терадата и систем Business Intelligence (отчетность). В принципе я всегда этим занимался и продолжаю заниматься.

До Терадата я работал в банке и понял, что скучновато поддерживать существующее решение и намного интереснее внедрять его с нуля, так как это делали интеграторы. Появились знакомые, которые открывали ИП и работали контракторами, получая космические деньги в сутки. Я не хочу углубляться в подробности, но идея консалтинга мне понравилась. Также я замети, что мне понравилось общаться с клиентами, рассказывать им про решение, в общем, продавать, делать демо-решения. И совсем не понравилось сидеть на поддержке.

И я подумал, как было бы классно сделать свою консалтинг-компанию. Но я не хотел этого делать в РФ, мне было как-то не комфортно обсуждать взятки и откаты, возможно, это не так, но консалтинг в России меня не привлекал. Поэтому я отложил эту историю на потом.

Где-то в конце 2015 я переехал в Канаду и в середине 2016 начал работать в крупной компании на позиции инженера данных (data engineer). Одним из ключевых проектов был — Rolling Stone.

Если кратко, то у нас все было на Oracle, так как давным давно, когда только создавали компанию, Oracle был лучшим на рынке. Однако ничто не вечно. Время шло, и появились облачные технологии — и одним из первых вендоров был Amazon Web Services.

Моей задачей была миграция on-premise хранилища данных Oracle в облако AWS на Amazon Redshift (хранилище данных AWS).

Проект включал в себя миграцию данных в облако, структуры данных (таблицы, представления и т.п). Также ETL (процессы интеграции и трансформации данных), которые были написаны на PL/SQL (процедурный язык Oracle).

Я не буду рассказывать, как я делал этот проект, но когда проект подходил к концу, у меня уже была интересная история, как на AWS можно построить аналитическое решение и мигрировать решение on-premise в облако, на примере Oracle.

Я подписан на всякие аналитические ресурсы, одним из них был DATAVERSITY. И как-то я увидел, что они приглашают выступить на конференции Enterprise Data World в Сан-Диего. (Я всегда старался быть очень активным и бросался на все активности, которые потенциально могут благоприятно повлиять на мое развитие или карьеру.)

Конференция EDW2018 в Сан-Диего
Конференция EDW2018 в Сан-Диего

Я очень классно провел там время с семьей. Из недостатков — пришлось лететь за свой счет, так как работодатель не оплатил мне жилье и билет, и западные конференции не очень знают о моих талантах и предоставили мне только бесплатный билет на конференцию, кстати, цена которого была почти 3 тысячи US.

Набережная в Сан-Диего
Набережная в Сан-Диего

По факту, я выступал в маленьком зале, но сам по себе ивент достаточно крупный в Америке, поэтому я мог смело всем рассказывать про свое выступление на крупнейшей конференции в Америке по данным ;)

Тема моего доклада называлась Building Self Service Analytics Solution (я попытался засунуть туда побольше buzz слов). На докладе я рассказал, про миграция в облако AWS, внедрения облачного ETL и BI Tableau. А после выступления ко мне подошло несколько человек и сказали, что они тоже смотрят на облако и планируют делать миграцию.

Люди были из крупных американских компаний. И тут я осознал, что вот она идея консалтинга — помогать компания мигрировать в облако. Другой insight, что многие говорили про Snowflake (облачное хранилище данных, которое недавно вышло на IPO).

Консалтинг я начал притворять в жизнь где-то в сентябре 2018. Так как пока я был занят другим предприятием, совсем не аналитическим. Мой знакомый (бывший знакомый) был шеф-поваром и запустил бизнес по доставке готовой еды в коробочках. Я ему помогал, начиная с начала 2018 года, — созданием веб сайта, развитием, маркетингом и аналитикой.

Местная выставка
Местная выставка

Мы как-то не очень договорились, то есть не прописали условия сотрудничества, и где-то месяцев через 7-8 разошлись. Это был крутой pet project, где я особенно прокачался в guerilla marketing, это такой бюджетный вариант, когда надо хакнуть маркетинг. И были плоды, прибыль выросла в 4-5 раза за 6 месяцев. Но как говорится, денег не поделили, и все, что у меня осталось, — это MacBook pro 15, на котором я пишу статью, и хороший опыт, местами жестокий, но полезный.

Ах да, я же все это время продолжал работать в роли data engineer и совершенствовать свои знания в AWS, BigData, BI и т.д. Почему я стал делать что-то кроме основной работы? С этим все просто — после окончания сложного и большого проекта я ожидал разных плюшек, роста зарплаты и должности, но не получил ни того, ни другого. Welcome в Enterprise. Поэтому заняться чем-то другим в «свободное от работы время» пришлось на руку.

Август 2018 я провел отпуск в Москве. Теперь появилось время заняться тем, чем я хотел — консалтинг. Также у меня был опыт работы контрактором в местном BI бутике — FreshBI.

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Ребята продают консалтинг по Power BI и неплохо зарабатывают. Причем много клиентов они получают напрямую из Microsoft. Их основатель (Крэг), который рядом со мной на фотографии, суперкрутой мужик. До сих пор с ним поддерживаю общение и иногда помогаю по облачным платформам данных.

Я даже делал для них проект — создание дашбордов для министерства здравоохранения Британской Колумбии, участвовал в роли архитектора на дискуссиях. Даже пару раз попробовал сыграть в гольф. Не самый успешный опыт по уничтожению травы на поле.

Это дало мне 2 гипотезы, которые я проверял 1,5 года, пока не понял, что все работает совсем не так:

  • Если я дружу с вендором и продвигаю его, то вендор дает мне клиентов.
  • Если ребята зарабатывают на дашбордах power bi, то я смогу заработать еще больше на полном цикле внедрения аналитического решения.

Также после конференции в США я понял, что облачная аналитика — это круто. Соответственно, моя 3-я гипотеза была про то, что канадские компании бросятся мигрировать в облако. Также я заметил, что они отстают на 1–2 года от США в плане развития ИТ и адаптации современных аналитических решений.

Эта гипотеза тоже вела нас по ложному следу. Но потребовалось время, чтобы осознать, как работает рынок.

Создание бренда

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Название компании у меня крутилось в голове давно. Это слово пришло из мира Tableau (лучший BI инструмент по версии крутых аналитиков) — Rock Your Data. Мне оно очень нравилось. Нравилось настолько, что когда я внедрил Tableau сервер в 2016 году для своей команды, я его назвал «https://rockyourdata..com».

Так что с именем было решено. Следуюйщий шаг был зарегистрировать домен, заключить партнерское соглашение с вендорами, которые работают в облаке и создают решения для облачной аналитики. Почему-то наивно я полагал, что клиентов будет много, так как все хотят мигрировать в облако.

Сразу хочу сказать, что я был не один, в Ванкувере и в Виктории были русские ребята, кто помогал. И я хотел бы им сказать огромное спасибо за их время и извиниться, если кого обидел словом или делом. Отчасти наступил на те же грабли.

Поэтому kudos для Дмитрия Широкова, Александра Стрелкова, Глеба Макаренко, Романа Орехова, Виктора Голубкова, Андрей Бабич, Всеволод Задорожный — вы все крутые специалисты и отличные ребята! Тему партнерства я опущу в этой статье, это не мой сильный конек, но это важный момент и очевидный.

Домен я купил у GoDaddy. Совершенно случайно увидел доменную зону .cloud, которая идеально подходила под задачи консалтинга — облачная аналитика (Cloud Analytics). В итоге зарегистрировал домен https://rockyourdata.cloud. Александр замутил несколько вариантов лого, и мы остановились на гитаре с облаком.

Кстати, так выглядело лого еще задолго до создания компании, мой талантливый друг Кирилл Аникеев быстренько накидал:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Дальше нужно было выбрать конструктор сайта, тему сайта и наполнить контентом. Если вы решите быстренько сделать сайт себе, то у вас примерно такой выбор:

  • Wix — самый простой конструктор (я, например, делал теще интернет-магазин tradoonlin.ru).
  • Wordpress — посложней, но зато есть много плагинов и тем. Также внутри есть база данных, которую можно использовать для аналитики, если вы делаете интернет магазин. Как раз для доставки еды его использовал, там есть классный плагин для подписки (subscription). И еще я заметил, что wordpress дружелюбный для SEO.
  • Tilda — на нем сделал datalearn.ru, который сделал Роман Пономарев. Мне показалось, что тильда №1 выбор в России. Там красивые сайты, но как-то все выглядят похоже, если посмотреть много сайтов.

Я остановился на Wordpress. В качестве хостинга использовал AWS сервис — Amazon Lightsail. Купили тему и стали добавлять контент. Когда добавляем контент, есть 3 пути:

  • Придумать самому → долго и хорошо.
  • Скопировать все → быстро и плохо.
  • Гибридный вариант на которым мы остановились. Очень много хорошего контента можно найти у вендоров, у них множество white papers, ebooks и т.п. Можно быстро слепить хороший контент.

Также при создании сайта можно сделать одностраничный сайт с секциями или сделать многостраничный сайт (более долгий вариант). У нас был многостраничный (такая уж была тема для Wordpress).

В общем сайт был готов:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Это текущий вариант, который менялся много раз. Из полезного тут секции, которые могут быть полезны для консалтинга:

  • слайдер — это ваша главная страница, куда попадает клиент;
  • сервисы — то, что вы предлагаете;
  • как мы оказываем услуги;
  • почему можно и нужно с нами работать;
  • бесполезная штука с цифрами;
  • ссылка на блог пост;
  • контактная форма;
  • список партнеров (я же обожаю вендоров);
  • футер, там есть интеграция с социальными сетями, у нас был twitter.

Само собой, нужно добавить google analytics, чтобы было понятно, откуда приходят посетители и было видно долю мобильных устройств, так как вся эта «красота» не очень хорошо работает на мобилке. К счастью, доля мобильных устройств была 20 процентов.

Fake It Till You Make It (FITYM)

Я уже упомянул про guerilla marketing. Для меня это синоним FITYM. Главное, чего я хотел избежать, это быть контрактором. Идея фриланса простая, мы тратим часы и получаем денежки по часам. Больше часов — больше денег. Эта идея очень хорошо описана в книге Rich Dad Poor Dad («Богатый Папа, Бедный Папа»).

Поэтому я предложил сразу играть по-крупному. Все было направлено на создание крупного бренда, чтобы у клиентов, конкурентов и партнеров сложилось впечатление, что мы крутые и серьезные ребята. Лично я получал удовольствие от этого, особенно мне нравилось злить некоторых конкурентов, кто был на канадском рынке уже больше 10 лет. Прям как у Amazon — Work Hard, Have Fun.

У такого подхода есть свой минус. Много консалтинг-компаний росли органически, начиная с 1–2 консультантов, где люди работали контракторами по часам и зарабатывали себе репутацию. Мне этот вариант показался скучным.

Для начала нужно было зарегистрировать юр. лицо, чтобы заключить партнерские договоры. Мы создали что-то вроде ИП (по Канадски sole proprietorship) на мою супругу. Можно было сразу открывать корпорация (Inc., Ltd.), но это стоило дороже и было бы намного сложнее. Но более правильный вариант, если настроены серьезно.

Вместе с супругой мы очень сильно прокачивали LinkedIn и добавляли в друзья VP analytics, BI Managers, Marketing Director и т.п. по всей Канаде, чтобы привлечь внимание к компании, которая оказывает аналитические услуги.

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Несмотря на то, что она мама трёх маленьких детей, она стала довольно популярна в канадских аналитических кругах.

Вот еще немножко про СветЛану:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Это мы писали книгу Tableau 2019 Cookbook — 600 страниц про свежий релиз Табло. Сюда я добавил очень свежий контент — Tableau Prep, Tableau Cluster, Tableau Server on Linux, Tableau for Big Data, Tableau + Snowflake, Tableau + Matillion. И все не просто так. Книгу я использовал как актив для общения с вендорами и как доказательство лояльности вендора.

Вообще, я обожаю Linkedin. Он помогает растить brand awareness, бесплатно. Вскоре я замели, что можно приглашать пользователей "follow your company", и тогда RYD быстро получила больше 2000 подписчиков, что обогнало наших конкурентов — фирмы до 20 человек, раза в 4-5.

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Кстати, вы заметили шапку к профайлам. Я считаю, что дизайн это важная составляющая любого мероприятия. Ведь встречают по одежке, не так ли?

Он вам может нравиться или не нравиться, но должен быть какой-то корпоративный стиль. На фотографии картинка из базы картинок Unsplash, где много красивых фотографий. А любой дизайн можно собрать бесплатно на Canva.

Twitter тоже есть:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Но честно, вообще бесполезный. Есть удобные программы, которые сразу могут постить по расписанию в Linkedin и Twitter (бесплатно), например hootsuite.

Возможно, вы еще заметили 18 сотрудников. Люди часто писали, интересовались, что за компания, можно ли присоединиться. И некоторые присоединялись виртуально, для веса, так сказать. Мы дошли до 25 человек по всей Канаде.

Если посмотреть на верхушку сайта:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

То можно обнаружить несколько городов, где оперирует Rock Your Data. По Канаде это крупнейшие города Ванкувер, Калгари и Торонто. В штатах это Сиэтл (очень рядом с Ванкувером) и Бостон, я там работал одно время и там тоже есть ребята. Даже сейчас Всеволод, который там делает PhD, работает на проектом для микробиологии по распознаванию анализов для нашей провинции.

Еще удалось получить модный номер 833-749-DATA через IP-телефонию через VOIP.MS. Стоит копейки, а выглядит круто и работает во всей Северной Америке.

Еще я добавил вакансии на сайт:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Ваканксии включают в себя Баристу и Йога-инструктора. Мы получали огромное кол-во писем на позицию Data Engineer и Data Scientist. Но бариста или йога-тренер так и не нашлись.

На любом сайте — самое главное это Contact Form:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Тут очень сильно зависит от SEO. Но форма реально работает, даже сейчас помимо спама и кандидатов из Индии, я получаю запросы на консалтинг, просто нет ресурсов и времени их обрабатывать.

Мы еще добавили чат-бота (как у Snowflake/Matillion) — Drift:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

А для email мне нравится Mailchimp. Он удобно интегрируется с Wordpress:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

В целом все, как у всех, нам приходилось напрягать фантазию, быть креативными и изобретательными. И все это отнимало много часов, безвозмездно.

Блог — это важный элемент. Вы можете вести блог на сайте, но вряд ли его кто-то найдет. А можете его сделать на medium. Там есть аудитория и выглядит солидно. Все крутые компании там — uber, netflix, lyft и т.п. Ну и Rock Your Data тоже там:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Трафик там есть. Но вот клиентов нет. Обычно читают инженеры. Но для статуса неплохо:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Есть еще дополнительные плюшки, которые могут давать вес при общении с неосведомленным клиентом — системы рейтингов (например Clutch или GoodFirm, дают дополнительный вес для SEO). Согласно ним:

Однажны приключилась одна история, которая нас напугала. Я разместил вакансию VP Sales на сайте стартапов f6s:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

С нами связался Китаец из Ванкувера. Если коротко, у него были связи в Китае и была идея получить инвестиции через знакомых и создать компанию в Китае, так как китайцы любят все западное. Он не очень понимал разницу между product и service компанией. В общем, там так все закрутились, больше на словах, но было некомфортно. Вообще была глупая и наивная идея.

За все время с f6s написало человек 6-8. Один товарищ был классный sales из Ванкувера, но это случилось за месяц до пандемии и потом он пропал.

Совсем забыл написать про визитки. Это очень важный элемент. Только вот вопрос, что на ней писать? Какой город указать, какую должность? У меня сначало была — Analytics Consultant и потом я сделал Practice Director, так как иногда нужно было общаться с клиентами уровня VP. Им комфортней общаться с директором, чем с консультантом. Лучше на визитках не экономить, брать самый premium-вариант по бумаге и краске.

Пример визиток
Пример визиток

Еще я уже под конец сделал баннер для конференции, когда Rock Your Data была спонсором впервые. Но это было в марте 2020, пришло очень мало народу из-за Covid. Мне даже пришлось выступать за Snowflake, так как их Sales Director куда-то пропал, а у меня были слайды как раз.

Банер теперь пылиться в гараже
Банер теперь пылиться в гараже
Открытки ждут своего часа...
Открытки ждут своего часа...

Даже не знаю, что мне больше нравится, говорить про архитектуру решения или создавать промоконтент.

Партнерство

Вы помните мои гипотезы в начале статьи? Одна из них была, что-то вроде «возлюби вендора как ближнего своего, и будет тебе счастье». Так что практически сразу, как сайт был кое-как готов и почтовые ящики созданы, настало время стать официальным партнером.

Сначала надо определиться, что мы будем делать и желательно в этом неплохо разбираться. В общем наш список партнеров был примерно такой:

  • Looker — облачный BI инструмент, я подсмотрел у активной американской компании Intricity.
  • Snowflake — облачное хранилище данных, которое активно растет. И можно смело сказать, это самый быстро растущий продукт на западе. Я даже купил немножно акций SNOW.
  • AWS, Google (GCP) и Microsoft Azure

С партнерством все не так просто. Номинально можно подписать документы, но чтобы быть реальным партнером, как правило, нужно сдать экзамены и заплатить копеечку, обычно около 2500–3000 US$ в год. В общем большими ребятами AWS/GCP/Azure RYD подписала, что было бесплатно.

Довольно быстро мы поняли, что Looker вообще в Канаде не популярен. Было такое впечатление, что у Канады 80% компаний на Microsoft и у всех есть Power BI. Это, наверно, сложилось исторически, что Microsoft продавал свои решения десятилетиями и потом допродавал продукты. Но я не хотел работать с Power BI, хотя был опыт. Но тогда я бы стал конкурентом Крэгу (FreshBI), а во-вторых, я хорошо знал Tableau.

Я написал Tableau, что мы хотим быть партнерами. Они как-то не очень обрадовались. Спустя какое-то время я нашел кого-то, кто меня выслушал, только после того, как я отправил ссылку на книгу, которую я написал ранее, и также помог их sales-консультантам ответить на технические вопросы клиентов.

Условие партнерство было простым:

  • Сдать экзамен по Tableau Dekstop и Tableau Server.
  • Заплатить 3500 US$ за год партнерства, за это дают ключи от продуктов и доступ ко внутренним ресурсам.

Экзамены я сдал, деньги заплатили. И как результат мы стали Alliance партнером (значит партнер по внедрению + выполняли роль pre-sales) в Британской Колумбии. Единственный официальный партнер в провинции:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

RYD еще активный партнер, но к 20 декабря 2020 года карета превратится в тыкву, если не продлить контракт;)

У табло commercial sales (small and medium business) были в Техасе и Сиэтле. А Enterprise Sales были в Ванкувере. Также я запустил локальную группу Tableau User Group в Виктории и присоединился к Vancouver Tableau User Group. Я вообще выступал на всех meetups и user groups, на какие только мог попасть.

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

У всей этой истории был один недостаток — я общался с такими же инженерами, как я, там не было decision maker, людей с деньгами, кому нужен консалтинг. В 90% случаях, эти люди вообще не знают, что такое Tableau, а что такое хранилище данных, максимум знают слова data analytics.

Ребята из Табло стали подкидывать лидов, при поездках в Сиэтл или Ванкувер, я всегда заходил в главный офис Табло и общался лично с sales ребятами. И заодно делали контент для LinkedIn (там еще завтракать можно было вкусно):

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Был еще другой недостаток — это текучка. Каждые 3 месяца в Сиэтле sales менялись. В общем, согласно своей гипотезе, я очень сильно полагался на вендора и думал, что если мы крутые технари, то нам дадут проекты. И действительно, у нас было 2 проекта:

  • Создание дашбордов для Аэропорта Ванкувер по данным опроса.
  • Установка Табло Сервера на Azure для компании в Торонто, которая выращивала «травку».

Эти средства (за вычетом зарплат ребят, кто это делал) окупили все затраты на компанию в 2019.

Также мы довольно большой компанией поехали на Tableau Bootcamp летом 2019. Это был ивент на 2 дня, где был технический и sales потоки. Нас там было большинство. А после мы гуляли по Сиэтлу.

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Параллельно с Табло, мы активно налаживали отношение с Matillion ETL. С ними мы начали работать еще до крупных инвестиций. Именно про них я писал в книге Табло. И также я первый, кто сделал интеграцию Matillion ETL и Tableau Server и Slack (через webhook). Они даже разместили нашу статью у себя:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Другая статья была про Azure Synapse и Matillion:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Мы даже делали совместный ивент в Ванкувере в коворкинге WeWork:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

В 2018 и 2019 году Snowflake еще не был популярен в Канаде, было всего 2 sales у них. Но я был уверен в их успехе и активно пробивал тему партнерства. Опять же, я хотел, чтобы нам давали лидов, вместо того, чтобы их искать самим. Что было глупо.

Мы активно постили в LinkedIn про Snowflake. И дальше пришла идея (уже проверенная) — написать книгу про Snowflake. Это была бы первая книга. Я думал, что писать ее надо либо с Apress, либо с O'Reilly. Apress первый согласился, и мы стали писать книгу.

Опят же, я в нее добавил информацию про Tableau и Matillion (вы уже догадываетесь зачем). Также я познакомился с ребятами из SQLDbm и решил заодно их упомянуть. В целом все получилось, как я задумывал. Только вот клиентов не получили. Зато:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Это, кстати, главный Chief Evangelist. Раньше он был Ace Director у Oracle. Я с ним всегда выступал на конференциях EDW. Только мы не знали друг друга. Ну и много людей из Matillion и Tableau тоже пошерили.

Клиентов не получили, зато я себя чувствую крутым автором, как никак написал для Apress.

Потом получилось организовать первый в Канаде Snowflake User Group, куда прилетел сам Кент, все в том же WeWork.

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке
Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Там я разыграл книжку по Snowflake и выступил с докладом.

Пока я пишу этот пост, у меня складывается впечатление, что мне просто нравится сам процесс, но явно не цель денег заработать.

Вообще в Ванкувер я ездил часто. Из Виктории (на острове Ванкувер) до города Ванкувера нужно добираться на пароме и трех автобусах, это минимум 5 часов. Иногда приходилось одним днем. Это 10 часов дороги. Уже не получал удовольствия от морских прогулок на пароме. Были и более быстрые способы — водный самолет или вертолет, но уже очень дорого, я не хотел тратить деньги на эту роскошь.

Следующим по списку был Microsoft. Как ни крути, согласно мои наблюдениям, Microsoft очень популярен. Через Крега я познакомился с местными sales и предложил им провести workshop — "Data Warehouse in Day" по примеру "Dashboard in a Day", который я делал вместе с FreshBI. За 2 недели пришлось разобраться с Azure Data Platform и перерисовать существующее решение на AWS в Azure и сделать контента на день.

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Курсы я посмотрел на edx.org и оттуда взял 70% контента. Все ребята готовились и прошло прям очень круто. Sales из Microsoft оценили усилия, все остались очень довольны.

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Правда, клиентов не получили :) Но зато остались довольны собой, что не облажались в офисе Microsoft.

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Вскоре я узнал про Azure Marketplace, туда можно добавлять решения в US и Canada:

Azure Marketplace
Azure Marketplace

В целом Microsoft дает столько много инструментов для партнеров, что стыдно будет все провалить. Они дают консультанта, который с вами созванивается еженедельно и помогает все наладить и максимально получить все бенефиты партнерства.

Кстати, цена Azure Data Platform Silver Partner — 1500CAD + 2 человека должны сдать экзамен. Я сдал за обоих. После этого мне стало более понятно, почему Microsoft популярный в Канаде, а вот AWS и GCP нет, потому что Microsoft реально инвестирует время и ресурсы в партнеров. Вся эта история была в конце 2019. А в 2020 уже пандемия началась.

Еще у меня были попытки наладить контакты с другими модными решениями:

  • Databricks — у них оказался сой консалтинг.
  • Alteryx.
  • DataRobot.
  • Plotly — их VP BizDev ушел из Tableau Канады и поэтому вышел на нас, но как не пошло.
  • Denodo открыл офис недавно в Канаде, и там Sales Director из Tableau, тоже вышел на нас. Сейчас например, пару ребят из моего телеграм-канала активно учат Denodo, они уже сами решают, что они могут от этого получить.

В целом в Канаде все очень сильно зависит от личного знакомства. Нужно немного времени 6–8 месяцев, чтобы получить доверие. Никто никогда не сказал нам, что наш offer дорогой. Люди готовы платить, но они хотят быть уверены, что дело будет доведено до конца. И часто нужны references с других проектов, а с этим было туго.

Сервисы

В принципе все должно быть понятно и так, какие сервисы предлагает RYD. Но я обязательно расскажу о них поподробней. В 2018 году в Канаде, да и в Штатах было мало компаний, которые работают эксклюзивно с облаками и вендорами как Snowflake, Looker, Matillion и т.п.

Сервисы — это продукт консалтинга. Будет лучше если вы запакуете предложения в пакеты с конкретным скоупом и ценой. Вот наши сервисы:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

В принципе классический набор решений:

  • Создание хранилища данных (или аналитического решения) с 0 в облаке
  • Миграция хранилища данных (или аналитического решения) в облако
  • Proof of Concept аналитического решения (попробовать)
  • Внедрение BI и создание дашбордов
  • Миграция BI на современное решение (Looker и Tableau)
  • Добыча Инсайтов - это единственное, что более понятно для бизнеса
  • ML/AI - это конечно круто, но маленьким компания не нужно, а у больших чаще всего есть ресурсы и им редко нужен помощник в роли эксперта и advisor.

Другой момент, это способ взаимодействия:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Тут 3 варианта:

  • вы выступаете в роли эксперта и говорите, что нужно делать, и кто будет делать
  • вы просто пара рук (у компании есть уже стратегия и им нужны помощники)
  • вы работаете вместе

Это не мои мысли, это из умной книги. Как-то я занялся вопросом, есть ли топ книг по консалтингу и я нашел их у HBR.

Реально крутая это "Flawless Consulting: A Guide to Getting Your Expertise Used":

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

У всей этой истории с сервисами есть один большой пробел — по-английски domain knowledge. То есть понимание бизнес процессов, например финансы хотят не просто хранилище данных, они хотят, чтобы в отчетах были финансовые метрики, которые важны для бизнеса. А тут уже без конкретного опыта сложно, но есть google ;)

Также я затесался в стены Университета Виктория, сначала, чтобы менторить старшеклассников:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

А потом уже, чтобы преподавать Cloud Computing для всех:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

В теории это был отличный канал для привлечения клиентов. Но опять же COVID спутал все планы и все ушли на удаленку.

Конкуренты

Про конкурентов я не забывал, но я смотрел на крупных игроков. Во-первых, я фанатею от 2х компаний:

  • Slalom Consulting — они супер крутые.
  • Quantum black — их купил McKinsey. И теперь они работают в связке. McKinsey продает management consulting и если нужно что-то по данным, крутые ребята из QB все делают (проблема domain knowledge решена).

Когда я был в Бостоне, я даже один раз выступал у QB в офисе:

Были и местные ребята:

Все они довольно давно на рынке, и у них есть то, чего не было у нас - денежный ресурс и люди, у которых это основная работа. Я познакомился со многими, с кем-то даже работал по субконтракту.

Заключение

В заключение хочу сказать, что несмотря на свою основную работу, я потратил все свое свободное время с пользой. Это почти было как real world MBA курс. Я получил очень много опыта и навыков. К сожалению, я не смог вырваться в мир предпринимательства, но я точно не буду жалеть о том, что я не попробовал. За что большое спасибо моей жене и всем ребятам, кто помогал в тот или иной момент времени.

На данный момент я прекратил всю активность и сосредоточился на работе, где хочу создать что-то инновационное и стоящее. Сайт RYD продложает быть активным, но почту я проверяю раз в неделю.

Чтобы новые знания даром не пропадали, я все самое интересное из отрасли всегда скидываю в свой канал:

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Также я решил поделиться накопленным опытом в области Аналитики и построении современных аналитических решений. Отсюда и появился ресурс DataLearn (где уже 2000+ студентов):

Не очень успешный опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке

Идея простая — повысить грамотность данных и закрыть пробелы в технологиях, рассказать и показать, что происходит на западе. Еще я заметил, что у моей аудитории много умных и перспективных ребят и девчонок, кто мог бы делать проекты по всему миру. Может быть, еще получиться вернуться к этому в будущем.

Все что ни делается, все к лучшему!

44
1 комментарий

Оч крутая статья! спасибо за такую детализацию и story

Ответить