«Идея сама по себе ничего не стоит»: основатель венчурного фонда Startup Lab Фёдор Яковлев

14 декабря венчурный фонд Startup Lab запустил фонд для инвестиций в стартапы на ранних стадиях. Я поговорила с управляющим партнером Startup Lab Фёдором Яковлевым и узнала, каким стартапам помогает фонд, как привлечь в свой бизнес инвестиции до $300 тысяч и почему идея не имеет никакого значения без людей, готовых её реализовать.

Когда вышла новость о запуске фонда, многие СМИ восприняли «pre-seed» как прямой перевод — как стадию «идеи». Действительно, если вбить в гугл «pre-seed – это», вы получите размытое определение от стадии «идеи» и чуть ли не до стадии «внедрения». Но для Российского венчурного рынка такое определение не совсем справедливо.

Pre-seed — первая, начальная стадия работы со стартапами. У компании, которая приходит к инвестору на данной стадии уже должна быть команда, прототип и даже подтвержденная ранняя гипотеза. То есть идеей это назвать можно, лишь опустив большой труд фаундеров.

Чем вы занимались до создания венчурного фонда?

До фонда у меня был предпринимательский опыт — было 2 бизнеса, вендинг и обслуживание заправочных станций, я их продал. Параллельно работал в KPMG, и именно там познакомился со «Вкусвиллом», своими нынешними партнерами и узнал про фонд ТилТех.

До фонда я никогда не работал в венчурной сфере, я просто много обучался управлению венчурными инвестициями и всему, что этим связано. В фонде ТилТех я с командой увидел потребность в поиске и развитии перспективных предпринимателей и решил, что акселератор — самая оптимальная для этого модель.

С чего всё началось?

Началось всё с акселератора. История достойна упоминания: первые два месяца мы работали в лобби отеля на Измайловской — потому что там был бесплатный Wi-Fi. Там был сделан хороший ремонт, были удобные кресла. За один чайник чая можно было сидеть целый день — любой коворкинг и рядом не стоял. Начиная с четырех часов там играли на арфе. Было классно!

Потом мы переехали в небольшой офис в том же районе. Там мы работали еще два месяца: искали проекты в наш первый поток акселератора.

Но для работы акселератора нужна была какая-то площадка. Мы начали искать офис побольше, и нам подвернулся офис на Лубянском проезде (где раньше находился коворкинг Tceh ФРИИ).

Офис оказался слишком большим, поэтому часть помещения мы сдавали как коворкинг, а часть — отдавали нашим проектам. В первом потоке у нас собралось 7 проектов, часть из которых отсеяли уже в процессе акселератора. В итоге, до финала дошли три полноценных проекта.

За два года через наш акселератор прошли 50 стартапов в 4 наборах, 25 из которых мы проинвестировали.

2020 год — довольно сложное время для бизнеса. Как вы решились на второй фонд?

В марте мы выпустили наш последний поток акселератора, начали собирать следующий поток, но случилась пандемия — во время которой невозможно собирать физически людей вместе.

«Идея сама по себе ничего не стоит»: основатель венчурного фонда Startup Lab Фёдор Яковлев

Мы понимали, что нужно меняться, при этом мы хотели продолжать работать с pre-seed. Было ясно, что нужно уходить в онлайн и делать условия инвестирования более гибкими — так мы решили, что будем использовать конвертируемые инструменты и собирать проекты, которые нацелены на зарубежный рынок.

Так мы переключились из стандартной акселерационной программы, в рамках которой мы инвестировали наш первый фонд, в то, что мы делаем сейчас. Новый фонд стал ответом на изменившиеся условия. В мире изменились приоритеты, изменились и сами стартапы, в которые сейчас важно и нужно инвестировать.

Как вы помогаете стартапам?

Фонд будет поддерживать стартапы на pre-seed-стадии. Мы будем распределять инвестиции на трёх этапах совместной работы со стартапом. Первый — ознакомительный. Он занимает 2-3 месяца — в это время мы обеспечиваем компанию экспертной поддержкой, связями, экосистемой и юридическими консультациями. На этой стадии сотрудничество происходит на безвозмездной основе; хард коммитов тоже нет.

На втором этапе стартап получит инвестиции от $50 тысяч до $100 тысяч и должен выйти на новый рынок, где нашей задачей будет помочь ему привлечь инвестиции. На третьем этапе, если ценность на новом рынке подтверждена, стартап может получить инвестиции до $300 тысяч.

Мы в работе со стартапами стремимся стать партнером, который реагирует на все его запросы. Мы стараемся выстраивать партнерские отношения. Это поиск каких-то людей, связей, компетенций в команде, и так далее.

Как вы выбираете стартапы?

Мы оцениваем идею, подтверждение ценности и команду (мы глубоко убеждены, что команда играет решающую роль, но даже самая сильная команда, растущая на маленьком рынке, нам не подойдет). Поэтому дальше мы смотрим на рынок.

Смотря на рынок, мы оцениваем его тип и пороги входа, а главное, что конкретно команда знает о рынке, чего не знают другие; что даст ей возможность победить.

И после того, как мы оценили все факторы, начинается первый этап нашей программы, он же и продолжение этапа отбора — это те самые два месяца, когда мы знакомимся с проектом и командой, параллельно помогая найти узкие места в бизнесе и делясь экспертной поддержкой.

Как вас находят стартапы?

Большую часть стартапов мы находим сами, но часть мы видим на питч-сессиях дружественных организаций и клубов бизнес-ангелов. Те, которые находят нас, приходят к нам по нетворку — по рекомендации от тех проектов, которые уже в нашем портфеле или других инвесторов, которые хотят посмотреть на команду в бою перед инвестированием.

Расскажите про самую нестандартную историю

Был один случай, когда один из наших экспертов привел проект. Инвестиции ему нужны были срочно. И вот с момента знакомства до момента инвестиций прошло всего две недели. Конечно, это была единичная история. Сейчас мы тоже быстро принимаем решения, но нужно помнить, что у нас затем идут еще два месяца первого этапа работы со Startup Lab.

Расскажите о самом успешном вашем проекте (стартапе, в который вы вложились).

У нас в целом хороший показатель по портфелю: из 25 проинвестированных проектов, 9 – показывают очень хорошие успехи. Для сравнения, считается, что для инвестиций на данном этапе, хороший показатель 1 из 10. Один из самых успешных проектов — «Via Delivery».

Мы инвестировали в проект под названием «Корзина на дом» — это была доставка рациона питания домой. Они прошли нашу акселерацию, она оказалась для них суперценной.

Затем проект нашел новый рынок и трансформировался в решение для ритейла, которое превратит любой магазин в Pickpoint и интегрирует заказы интернет магазинов в supply chain сетевого ритейла. Недавно они прошли акселератор в Alchemist (это редкий для России случай), быстро растут и мы ими очень гордимся.

Например, фонд Prytek, проинвестировавший «Friend Work», после чего компания зарейзила больше 60 миллионов. Еще один проект «You Travel Me» — они не только пережили 2020 год, но и выросли. С учетом того что это трэвел проект, это очень круто. Также успешными стартапами стали «Get Faster», который начал работу в Германии, и Гигант, недавно поднявший раунд в 500 миллионов.

Закладываете ли вы вероятность рисков?

Мы очень хорошо относимся к стартапам и осознаем риски. Есть инвесторы, которые начинают требовать возврат денег, даже не принимая риск. Мы же из тех, кто прекрасно понимает венчурный принцип инвестирования.

Формируя наше представление о венчуре и сопутствующих рисках, мы вдохновлялись примером наших коллег с рынка США, которые инвестируют совсем по-другому и очень хорошо понимают сопутствующие риски. Мы осознаем, что проект может умереть по миллиону причин — начиная от разногласий в команде на ранней стадии и заканчивая рыночным неприятием.

Как мы это нивелируем? Внимательно изучаем стартап: смотрим, чтобы у них была надежная бизнес-модель, чтобы у них были разные ролевые модели внутри команды, чтобы не было одного мнения, которое может перетягивать. Единственное, что мы можем сделать, это оценить риски на входе, и если они нас устраивают, то нашей задачей становится помочь проекту занять рынок.

Что самое лучшее в вашей работе?

Работа с интересными людьми, которые горят своей идеей. Это и про расширение собственных масштабов и амбиций тоже — такая работа требует быть в тонусе и понимать, что происходит на рынке.

Что более ценно: идея или человек?

Человек, конечно. Идея сама по себе ничего не стоит – это банальная фраза, но это так! Во время акселерации у нас были очень классные идеи во главе с людьми, которые явно им не соответствовали. При первой сложности они сдавались и уходили.

Но ведь стартап — это неизбежное столкновение с трудностями. Поэтому идея ломается постоянно, но тогда не должен ломаться человек. А если человек ломается вместе с идее, то ломается и бизнес. Так что это про морально-волевые качества и эмоциональную зрелость.

О Startup Lab

Startup Lab — это дочерний фонд фонда «ТилТех». Фонд «Тилтех» (основатели: Юрий Алашеев, основатель Агама, Андрей Иващенко, председатель совета директоров ХимРар и основатель сети «Вкусвилл» Андрей Кривенко) существует с 2016 года, и он уже инвестировал в несколько громких проектов.

Среди них – сервис доставки «Самокат», онлайн-сервис по рекрутингу «Friend Work», «Via Delivery», прошедший программу Alchemist в Сан-Франциско, проект «Get Faster».

1010
6 комментариев

Больше всего улыбнуло в статье )
"первые два месяца мы работали в лобби отеля на Измайловской — потому что там был бесплатный Wi-Fi." и "за один чайник чая можно было сидеть целый день"

3
Ответить

Формулировать идеи можно по разному. Если это "давайте сделаем новую социальную сеть", то действительно она ничего не стоит. А если "сделаем новую соц. сеть, и приведем туда пользователей таким вот креативным образом...", то вполне может иметь ценность😌

2
Ответить

«Идея сама по себе ничего не сто́ит»


Продолжение заголовка: любая ваша идея сто́ит ровно столько, сколько на её воплощение готов потратить другой человек 🤭

Ответить

«придумать идею стоит 1$, реализовать 10$, а продать – 100$»

Ответить

Интересный заголовок... Ноу-хау - это сама по себе идея. Патент - это сама по себе идея. И обе эти идеи что-то да стоят...

Ответить

Название - про "идеи", а текст - про очередные перепродажи китайских товаров. Тысяча первые версии доставки, рекрутинга, рекламы, заказа пиццы, кофе на вынос, и прочий воздушный и бестелесный танцевальный флешмоб. Прикола ради - сделали бы да хоть ёршик для унитаза, но реальный, что бы его в руках подержать можно было. А то - одни "сервисы", "платформы", маркетплейсы, и прочая виртуальная роснана.

Ответить