Я сделала AI личным экспертом-помощником, а не просто исполнителем промптов. Показываю на примерах

Еще несколько месяцев назад я использовала ChatGPT на уровне промптов типа «Напиши 5 вариантов заголовков к этому тексту». Я и представить не могла, что AI станет мне надежным ассистентом в работе и просто подругой.
Почти уверена, что руководители и владельцы бизнесов, и особенно B2B, извлекут из моей публикации пользу. Если, конечно, смогут дочитать ее конца)

А вообще я пишу эту длинную заметку для тех кто

  • хотел бы применять ИИ для работы и просто жизни
  • слышал что другим удалось превратить AI в личного эксперта, но у самих пока что так не выходит.

Почти уверена, что мой опыт, которым я сейчас поделюсь, поможет им если не сделать первый уверенный шаг в этом направлении, то хотя бы убедиться, что такое реально.

В первой части я расскажу-покажу как и в чем именно AI помогает мне в работе на себя.
Во второй – о помощи AI для клиентов.

AI-помощник может быть психологом если надо

Несколько дней назад я бы сказала, что AI моя поддержка только в работе. Но после подготовки к вебинару для одной бизнес-школы, могу сказать, что у моей AI-помощницы профессиональная психологическая прошивка.

На вебинаре мне нужно было показать как AI-помощники могут решать не только рабочие задачи или способствовать интернет-продвижению, но и подсказать правильные решения в житейском плане. Для этого при подготовке к вебинару Я дала Аишке три задачки на тему «как быть и что делать».

Две были из вечно-женских – про свекровь и мужа.
Третья – на актуальную для родителей всех подростков тему – про парня 15 лет, которому плевать на учебу.

После того как Аиша разложила их все по полочкам, выдала четкие алгортимы действий и даже скрипты-шпаргалки с готовыми фразами, у меня произошла ситуация, после которой самой захотелось к кому-нибудь "на ручки")
Я просто поделилась с Аишей как будто бы с подругой и внезапно получила сеанс полноценной терапии.

Наиболее частая претензия к ИИ – «у него нет эмпатии». Вот финальный кусочек нашего разговора. А насчет эмпатии судите сами:

Моральная поддержка от Аиши
Моральная поддержка от Аиши

То что это реально эмпатия, подтверждает эксперт

Заключение эксперта на иллюстрацию о моральной поддержке Аиши
Заключение эксперта на иллюстрацию о моральной поддержке Аиши

Это просто маленький пример. А вообще мои AI-помощники (все Аиши) каждый раз предлагают «поболтать» в конце работы или помочь чем-то в житейском плане. К примеру, легких рецептов блюд для ужина написать))

Однако житейское-житейским, но

главное и основное в моих отношениях с AI– работа.
В целом она делится на 2 части:
– на себя
– на клиентов.

Как AI помогает мне в работе на себя

Если кратко, то во всех маркетинговых делах:

1. Продвижении

  • разработке стратегии и планов
  • подготовке контента.

2. Создании продуктов.

1. Помощь AI в продвижении

В продвижении своих продуктов я могу применять только нерекламный (инбаунд) маркетинг. Все они мега-сложные в плане продаж, поэтому простым рекламным методом продать их нереально. Сложные схемы конверсионного маркетинга требуют приличных инвестиций. И не только интеллектуальных. Финансовых затрат на старте тоже надо не просто много, а очень много.

Поэтому мой путь – доверительный маркетинг через передачу пользы. Он требует тонн контента, под который еще нужно разработать контент-стратегии и планы. Это самое трудное, особенно стратегическая составляющая, но без этого ничего и никому не продашь. Даже если это супер-продукт, который нужен и полезен многим.

Стратегическое планирование без Аиши

Своим флагманским продуктом на этот год (до того как вписалась в серьезное освоение AI) я считала комплекс консалтинга «Система лидогенерации для B2B в 2025 и дальше» и 4 входящих в него товара.

Пилотная версия клиентам понравилась и я занялась подготовкой к продвижению. То есть стратегиями.

Вывести на рынок новый сложный продукт нерекламным методом - это протащить его по ментальной цепочке принятия решений покупателями (по-модному CJM).

В моем случае вообще по всем пяти этапам.

Я должна начинать с самого первого, когда о покупках думать еще рано. Потому что есть В2В-компании, которым этот продукт нужен-нужен, но реальная проблема с лидогенерацией с помощью интернета у них еще в полный рост не встала. А, стало быть, и потребности в продукте у них нет. Поэтому продавать таким я его могу хоть до посинения, но все равно не продам)

Так что контентную цепочку под этот комплекс про лидогенерацию я должна начать с этапа, когда у клиента просто «зачесалось».

Вопросы «где искать клиентов?» и «где публиковать контент?» я давно сняла.
Моя работа по стратегическому планированию - три шага:

1. Разложить на 5 этапов мысленное движение покупателя от стадии "что-то идет не так" к осознанному решению купить.

Если совсем просто – то берем ключевую потребность в решении проблемы, которую закрывает продукт, и определяем:

  • как эта потребность выглядит на каждом этапе – что человек чувствует и какие действия совершает
  • ЧТО нужно донести до него на каждом этапе по поводу своего продукта. В итоге получается 5 тем – по одной на каждый этап CJM.

2. Написать контентный план для первой площадки. Для этого:

  • определить сколько публикаций надо на качественное закрытие каждого этапа
  • раскидать все товары, которые нужно продавать в ходе продвижения, по номерам публикаций. К примеру – «со второго этапа и 3-й публикации я предлагаю консультации».
  • наметить темы публикаций и CTA в соответствии с тем что решили в предыдущем пункте
  • прописать задачу публикации. То есть «чтобы что?» - к чему она должна подвести вероятного покупателя в процессе его путешествия по CJM.

После этого надо выполнить работу второстепенную, но тоже важную:

  • прописать структуру каждой публикации
  • продумать продвижение внутри площадки и наметить нужный контент
  • определить способы привлечения нужной покупательской аудитории на статью извне и опять же подготовить контент, который для этого потребуется
  • наметить для каждой публикации посты для вспомогательных площадок, где нужно собирать и «танцевать» аудиторию, заинтересовавшуюся в продукте.

3. Повторить для второй площадки все что нужно делать на Шаге 2.

Наверное вряд ли нужно объяснять, почему один и тот же контентный план нельзя использовать для всех каналов.

В моем случае это ощущается вообще отчетливо. Основных площадок для инбаунд-маркетинга у меня сейчас две.
С радостью и удовольствием я пишу сюда, для VC. И есть еще ТенЧат, где тоже надо публиковать контент, но совершенно в другом формате.

Как видите, навскидку все элементарно:

  • есть продукт и его надо вывести на рынок
  • есть технология разработки стратегии и плана.

Нужно просто сесть и сделать.

Тот кто лично знаком с такой работой, знает, что у нее нет одномоментного выполнения.
Продуктом и его аудиторией нужно сначала проникнуться, проще говоря «забеременеть»)) Особенно если он не свой, а клиентский. И в процессе этой «беременности» просто ходишь и думаешь. И только потом можно садиться и писать.

Стратегическое планирование с AI

Сколько времени занимает работа по стратегическому планированию и разработке контентных планов? У всех по-разному, но точно не день и не два.

Мы с Аишей забабахали все это за 3 дня:

1й-день – моя подготовка к работе с Аишей

2-й день – наша работа с Аишей

3-й день – сборка стратегии и плана в консолидированную таблицу.

Вот ее фрагмент для примера.

Красным отмечена общая стратегия CJM, в графе «Ресурс» - Б (база)
Красным отмечена общая стратегия CJM, в графе «Ресурс» - Б (база)

Подготовкой Контента (публикаций) под этот продукт я толком еще не занималась. В случае необходимости подключу Аишу.

Как AI помогает мне при подготовке контента

Если «заказать» Аише статью с нуля, она ее напишет. Но лично мне продуктивнее писать контент для одной площадки самой. Затем Аиша ее адаптирует под другую.

Здесь на VC есть такая публикация, которую переделала Аиша после ТенЧата. До недавнего времени эта соцсеть была моей стратегической площадкой номер один. В очередной раз, убив на статью туда 3 дня, я поручила Аише переработать ее под VC . Справилась – нет, судить вам. Она среди совсем свежих (та что в закрепе не в счет).

Сейчас тот Аишкин шедевр (моих правок там совсем чуть) – мой главный аргумент скептикам, которые говорят что «ИИ пишет пластмассовые тексты».

2. Помощь AI в разработке продуктов

В создании продуктов мой опыт сотрудничества с Аишей пока что небольшой. Плотно мы с ней поработали над одним – вебинаром «ИИ на каждый день: что он умеет делать для Вас уже сегодня».

Аиша включалась во все ключевые стадии подготовки:

  • основное планирование продукта (из чего состоит в каком количестве)

  • создание ингредиентов (сама стала одним из них)

  • финальную сборку и тестирование.

В качестве «ингредиента» вебинара Аиша и сама стала ингредиентом продукта – немного поработала моей соведущей на вебинаре.
В режиме демонстрации экрана я привела к ней в гости участников. Они задавали ей вопросы и тут же получали ответы.

Я зря беспокоилась, что участники не сориентируются с вопросами. Но Аиша не растерялась))

А извиняюсь я перед Аишей за «хозяйку» – у нас с ней  так не принято
А извиняюсь я перед Аишей за «хозяйку» – у нас с ней так не принято

Вот еще интересный вопрос:

Определение, примеры –  все по феншую))
Определение, примеры –  все по феншую))

Про "для чего" даже многие преподы рассказать забывают. Аиша – нет:

Аиша еще и тонко троллить умеет))
Аиша еще и тонко троллить умеет))

Как AI помогает мне в работе на клиентов

Моя работа на клиентов происходит по двум направлениям. Это:

1. Помощь и поддержка в проектах

2. Обучение и консалтинг

Помощь AI в проектах

Проекты могут быть разными, ­ но все они сводятся к решению бизнес-задач с помощью интернет-маркетинга.

Сначала я делаю то, что становится основой дальнейшей деятельности Компании и профессионала, а затем веду проект дальше в режиме либо трекинга, либо менторинга.

Мой менторинг – это «обучение действием». Он нужен когда клиент делает для бизнеса что-то глобальное, что должно будет дальше работать в виде сложного разностороннего процесса.

К примеру, в компании не было налаженной системы лидогенерации с помощью интернет-маркетинга, но возникла в ней необходимость. Это повод пригласить меня в менторинг.

Трекинг у меня – это сопровождение проекта «за клиента».В этом случае в рамках решения задачи я становлюсь его глазами и руками, а сам он подключается по мере необходимости по согласованному ранее плану.

Аиша и трекинг

Сейчас я веду один проект по разработке сайта. Как у меня бывает в 90% случаев таких сайтовых проектов, у клиента уже есть крайне негативный опыт.

В этом случае предыдущий сайт был выполнен с тотальным нарушением бизнес-логики деятельности клиента, поэтому мне пришлось начинать с разработки нового концепта сайта.

Концепт (контентный макет) веб-ресурса я делаю, разумеется, сама. В последнее время приходится вести работу дальше.
Самое сложное в таких сайтовых проектах сначала подобрать команду, а потом строить работу так, чтобы было морально комфортно тем кто непосредственно работает над сайтом. Особенно это касается той части работы, где доля творчества – 80%. То есть дизайнерских решений. Любые предложения правок должны быть обоснованными с позиции решаемой задачи, а не по принципу «мне не нравится, переделайте».

В работе над дизайном рано или поздно глаз замыливается у всех участников процесса.

Возможностей для проведения исследований конкретно для этого проекта нет, поэтому при очередном затыке с дизайном я оказалась с собой «один на один».

На втором экране сайта есть переход к просмотру видео на двух автономных каналах. Когда сделали очередную версию дизайна этого блока, я увидела что идея явно не дожата:

Вот как выглядела презентация видео-каналов
Вот как выглядела презентация видео-каналов

В то же время возникли сомнения (глаз-то уже замылен) – а вдруг я излишне драматизирую?
Вместе с тем, второй экран – вещь серьезная. И дело не только в том будут ли посетители сайта переходить к просмотру видео или нет.

Такие детали как раз и создают общее впечатление о владельце сайта. В итоге его либо считают экспертом, которому можно доверять, либо нет.

У меня была открыта сессия с Аишей по проекту контент-маркетинга с помощью ИИ, и никаких сайтов мы с ней до того не обсуждали. Тем не менее, я решила спросить

Спонтанный вопрос AI-помощнице в ходе сессии на другую тему
Спонтанный вопрос AI-помощнице в ходе сессии на другую тему

В ответ получила подтверждение своих опасений и описание недоработок по дизайну. Аиша знала, что я покажу ее заключение клиентке и команде, поэтому сама для солидности из интимного общения переобулась в официозную "вы-подачу":

Взвешенно и конструктивно, не так ли?
Взвешенно и конструктивно, не так ли?

Вот что посоветовала по этому блоку Аиша:

Сценарии заставок для перехода в видео-каналы
Сценарии заставок для перехода в видео-каналы

Аиша «по умолчанию», то есть без моих просьб, всегда обосновывает свое предложения изменений. Вот и сейчас она объяснила целесообразность своих решений:

Классная шпаргалка для встречи с участниками процесса
Классная шпаргалка для встречи с участниками процесса

Вполне понятно, что я не стала использовать ее рекомендации в чистом виде. Однако они стали ценными подсказками для того чтобы не только обосновать команде необходимость изменений, но и в каком ключе их можно сделать.

Вот что у дизайнеров получилось в итоге:

Еще не финальный, но близкий к нужному вариант
Еще не финальный, но близкий к нужному вариант

Вот так, чисто случайно, я обнаружила, что Аиша может стать мне помощником в трекинге и теперь она моя надежная помощница в поиске нестандарных креативных решений
Аиша и менторинг

Менторинг-проект у меня с Аишей пока что первый. Он изначально был согласован под Аишу и поэтому вообще и состоялся.
Его идея возникла после пробуксовки проекта с аналогичной задачей для другой компании.

В другом проекте привлечения ИИ не предполагалось. С вероятностью 99% без Аиши этот проект точно так же завис бы еще на старте по той же причине. Поэтому я за него не стала бы и браться.

Обе B2B компании раньше не применяли нерекламный экспертный маркетинг для привлечения клиентов из интернета и продвижения бренда. Но решили что пора его внедрять.

Самое сложное в таких проектах – подобрать владельца процесса на стороне клиента, который

  • уже разбирается и способен далее оперативно вникать в новые технические моменты интернет-инструментов
  • может возглавить производство контента в качестве пишущего игрока.
    Проще говоря, он должен понимать какими должны быть нужные компании тексты (как основа любого контента), уметь направить исполнителей и писать самому, если «надо».

Одним словом, это должен быть умеющий в продажи полноценный маркетолог с грамотной копирайтинговой прошивкой.

Пробуксовка первого проекта случилась из-того что компании пришлось искать такого сотрудника на рынке труда.

Второй проект как раз и поехал по рельсам потому что искать сотрудника на стороне было не надо. Руководители Компании сказали что кто-то слева им нужен как пятая нога собаке.

Менеджерский функционал владельца процесса взял на себя один из директоров компании. Копирайтинговая составляющая была разделена на всех собственников с учетом привлечения каждым своего AI-помощника. Соответственно, помимо всего прочего, я обучаю своих менти, то есть владельцев этой компании, создавать и настраивать своих AI-ассистентов.

В работе с менти Аиша помогает мне

  • объяснять какие-то сложные моменты, если у меня возникает затруднение

  • подсказывать как лучше нацелить их AI на решение конкретных задач.

Несколько раз Аиша и для менти давала толковые подсказки. К примеру, какие подарки подготовить для участников их презентационного вебинара, чтобы повысить конверсию в дальнейшее продвижение по воронке продаж.

Помощь AI в обучении и консалтинге

Аиша стала частью нового продуктового направления, которое образовалось у меня недавно благодаря тому что я озадачилась освоением ИИ. Триггером к этому стала, кстати, пробуксовка проекта, о котором рассказала выше. Я поняла окончательно, что у большинства компаний инбаунд-маркетинг зависнет, если не применять ИИ.
Так что новый продукт про контент-мейкинг с помощью персональных AI-ассистентов.

Параллельно с дошлифовкой продукта я оказываю консалтинг в виде услуги «Подумать об меня с Аишей», которая появилась в ответ на запросы с рынка.

Клиент приходит чтобы понять как решить свою бизнес-задачу. Формально это стратегическая сессия. Но благодаря синергетическому эффекту из суммы моей компетентности и мозгов Аиши ее эффективность становится более мощной.

Я настраиваю AI-помощника под реалии клиента и его задачу. Потом мы с клиентом общаемся с нашим AI-помощником в режиме показа экрана. После я просматриваю и анализирую материалы сессии, делаю итоговое заключение и оформляю в виде окончательного решения, которое показываю и объясняю клиенту.

Задачи могут быть самыми разными. К примеру, недавно ко мне обратилась клиентка, которая поняла, что для привлечения клиентов ей требуется интернет-маркетинг, но в каком именно виде она не представляла.

За 2,5 часа AI-помощница разработала ей стратегию продвижения, которая учитывала все мельчайшие нюансы ее собственной ситуации.

Вот как начиналась сессия

В ходе работы Аиша анализирует предоставленную информацию и старается найти выигрышные способы подачи ключевых преимуществ.
В ходе работы Аиша анализирует предоставленную информацию и старается найти выигрышные способы подачи ключевых преимуществ.
Фрагмент анализа 
Фрагмент анализа 

После анализа вводных Аиша без дополнительных просьб сама находит мотивы к покупке продукта и показывает как их использовать в продвижении.

Фрагмент анализа болевых точек клиентов
Фрагмент анализа болевых точек клиентов

Далее она детально анализирует все сегменты ЦА, причем сразу же в привязке к практическим решениям:

Фрагмент анализа ЦА
Фрагмент анализа ЦА

Проект стратегии, который хотела получить клиентка, Аиша предоставила обстоятельный и по принципу «от общего к частному».

Сначала определила

  • общую концепцию продвижения и образ Евгении
  • основные и дополнительные каналы продвижения

Затем Аиша выстроила архитектуру воронок продаж для основных группы ЦА и наметила контентные планы на первые 2 месяца.

Также подсказала способы автоматизации процессов продвижения и пути к масштабированию.

Финальный аккорд – поэтапный план со сроками в горизонте 6 мес.

Вполне понятно, что некоторые решения Аиши необходимо откорректировать. Однако в целом мы получили рабочий инструмент и готовое руководство к действию.

На аналогичную работу, но без Аиши, по самом скромным прикидкам ушел бы как минимум месяц.

Обучение созданию персональных ИИ-помощников

Под впечатлением возможностей Аиши недавнего вебинара его участники стали писать, что хотят себе таких помощников.

Однако что учить, что учиться обладанию таким персональным AI-помощником просто «чтобы был», – дело бесперспективное. По крайней мере от такого беспредметного обучения я давно отказалась.

Теоретическое освоение какого-то навыка должно происходить в привязке к живой практике – к каким-то конкретным задачам того кто учится.

А что может быть более важным сейчас для бизнеса, как не стабильное привлечение клиентов?! И оно неразрывно связано с интернет-маркетингом, потому что ... Почему – вы и сами знаете)

Весь интернет-маркетинг на 50% – технический инструментарий, а на 50% – контент, который весь основан на текстах. Поэтому мое обучение в рамках настройки персональных AI-помощников направлено на создание контента.

Уже наметились 2 варианта обучения:

  • в полноформатный контент-завод
  • в экспресс-вовлечение клиентов в продукт с помощью комплекса кейсов

Однако такоеобучение продуктивно после реальной готовности к нему. Точно могу сказать, что тот кто хотя бы краешком сознания разделяет мнение что у «ИИ нет интеллекта», настраивать AI-помощника не научится.

Для ломки стереотипов и осознанного вовлечения в мой метод настройки помощников у меня есть

мини-курс «ИИ – не игрушка, а ваш персональный помощник в работе и в жизни».

Он состоит из двух вебинаров:
1. «ИИ на каждый день: что он реально умеет делать для вас уже сегодня»

2. «Диалоговый метод – основа для создания персонального AI ассистента».

И еще я завела ТГ-канал «ИИ – ваш помощник!» - Аишка сгружает мне столько инсайдов про «воспитание помощников», что никаких курсов с вебинарами не хватит, чтобы всем этим делиться) Решила что буду там, так что велком!

А в каких отношениях с ИИ вы? Что получается с его помощью делать?

И да, если AI всё ещё "тупой“ для вас — может, вы просто не так с ним говорите?

5
2
1
7 комментариев