Медиация в бизнесе: как заказчик и подрядчик решили конфликт за две встречи

Медиация — это эффективный способ урегулирования конфликтов, который может сэкономить бизнесу значительные суммы денег. В статье разберемся, в чем ее польза и на конкретном примере расскажем, как медиация помогла двум бизнесменам остаться партнерами.

Чем полезна медиация бизнесу:

1. Снижение судебных расходов

Меньше затрат на юристов – судебные разбирательства требуют долгих консультаций, подготовки документов и представительства в суде. Медиация же обычно занимает 1-3 сессии.

Отсутствие судебных пошлин** – медиация дешевле, чем госпошлина и другие расходы, связанные с судом.

2. Экономия времени и денег

Судебные процессы могут длиться месяцами или годами, а медиация позволяет разрешить конфликт намного быстрее. На практике вопрос решается в течение месяца по принципу win-win, максимальный срок процедуры не может превышать 60 дней (в исключительных случаях – 180 дней)

Быстрое урегулирование позволяет бизнесу сосредоточиться на работе, а не на тяжбах.

3. Сохранение деловых отношений

В суде стороны часто становятся врагами, а медиация помогает найти взаимовыгодное решение, сохраняя партнерские или трудовые отношения.

Это особенно важно в B2B-конфликтах, где стороны могут продолжать сотрудничество.

4. Гибкость решений (не ограничено законом)

В суде решение принимает судья, и оно может быть невыгодным для обеих сторон.

В медиации стороны сами договариваются о компромиссе (например, рассрочка платежа, бартер, изменение условий контракта). Важно, чтобы созданные договоренности были зафиксированы документально в медиативном соглашении и не противоречили нормам права.

5. Конфиденциальность (избежание репутационных потерь)

Публичные суды могут навредить имиджу компании, а медиация проходит закрыто, процесс переговоров и итоги конфиденциальны и закрыты от общего доступа.

Это важно для бизнеса, который дорожит репутацией перед клиентами и инвесторами.

6. Снижение рисков

В суде исход непредсказуем, а в медиации стороны контролируют процесс и результат.

Нет риска проиграть дело и выплачивать огромные компенсации – каждая из сторон получает желаемое для результативного выхода из конфликта.

Пример из практики: Конфликт между поставщиком и заказчиком (долг 2 млн руб.)

Если решать вопрос через суд, то алгоритм следующий:

1) судебные издержки (86 тыс. пошлина за подачу иска, плюс оплата расходов на привлечение юриста в среднем 80-120 тыс.);

2) далее примерно 6 месяцев арбитражных разбирательств без возможности 100% прогнозирования исхода дела + испорченные отношения (эскалация конфликта, невозможность его нивелирования и сохранения деловых отношений). В результате нет возможности для эффективного решения спора и даже потеря деловой репутации в ряде случаев.

Конфликт решили урегулировать через процедуру медиации:

В среднем за 2 встречи согласовали рассрочку и продолжили сотрудничество.

На первой встрече медиатор выяснил обстоятельства дела и провел встречи с каждой из конфликтующих сторон,

На второй встрече было достигнуто и исполнено соглашение между конфликтующими сторонами, которые при этом сохранили возможность дальнейшего сотрудничества на рынке.

Автор

Алина Вензель

  • Высшее юридическое образование;
  • 17 лет практического опыта в профессии;
  • Профессиональный медиатор
  • Член национальной ассоциации профессиональных медиаторов ПАРИТЕТ;
  • Прошла обучение на курсе MINI MBA по темам «Результативное управление персоналом», «Эффективные коммуникации», «Эмоциональный интеллект», «Современная риторика в общении и бизнесе», «Переговоры» (Parada Private Consult);
  • Имеет квалификацию «Субсидиарная ответственность при банкротстве: разбор актуальной практики».
Начать дискуссию