Как с нуля создать сеть зарядных станций для электрокаров и вывести её на тысячи пользователей
История одного из крупнейших операторов ЭЗС в России — от первых станций до ты��яч подключённых водителей и масштабируемой инфраструктуры в Yandex Cloud.
Электрический транспорт набирает популярность по всему миру: только в России свыше 50 тыс. электромобилей. По прогнозам, к 2030 году их количество вырастет до 220 тыс., а для обслуживания потребуется около 144 тыс. электрозарядных станций (ЭЗС). Эти данные подтверждают: рынок электромобилей растёт стремительно, и его развитие невозможно без надёжной зарядной инфраструктуры.
Один из значимых игроков этого рынка в России — компания «Интермобилити.Ева», которая развивает сеть зарядных станций и цифровые сервисы для управления ЭЗС. В статье генеральный директор «Интермобилити.Ева» Илья Мартюшов рассказывает, как команда создала электрозарядную инфраструктуру в России и как ей в этом помогла Yandex Cloud.
С чего начинался проект и как мы его воплощали в жизнь
Мы начали путь в 2019 году, когда электрокары Tesla ещё считались экзотикой на российских дорогах. Решили занять свободную нишу, создав доступную и удобную электрозарядную инфраструктуру в умных городах.
Нам было важно позаботиться обо всех участниках экосистемы: позволить владельцам ЭЗС управлять инфраструктурой и зарабатывать, а водителям электрокаров — быстро находить зарядные станции и использовать их с помощью приложения.
Наша миссия — не только поддерживать развитие электротранспорта, но и делать его доступным, выгодным и удобным.
Чтобы понять, что именно нужно рынку, провели кастдев-исследование. Оно показало, что в России не хватает технологичных зарядных станций для электромобилей и единого цифрового интерфейса для их поиска и оплаты.
Кроме того, исследование помогло нам лучше разобраться в потребностях всех потенциальных клиентов и адаптировать под них наш продукт:
- Владельцы электромобилей. Современные водители, готовые платить за удобство и быстроту зарядки. Их беспокоили нехватка ЭЗС, особенно на трассах и в жилых районах, и то, что зарядки неудобно использовать: у каждого оператора — свой способ поиска ближайшей станции и оплаты.
- Владельцы коммерческой инфраструктуры: ТЦ, отелей, ресторанов, парковок — те, кто хотят привлечь клиентов и увеличить доход за счёт зарядок. Их не устраивала высокая стоимость установки ЭЗС и сложность управления целой сетью станций.
- Компании, которые управляют сетями зарядных станций. Им интересно оптимизировать бизнес. А без базовых аналитических инструментов сложно понять, как развивать и монетизировать существующую инфраструктуру.
- Муниципальные органы власти. Они стремятся популяризировать экологичный транспорт и улучшить городскую инфраструктуру: особенно в густонаселённых районах, где сложно интегрировать зарядки в окружающую среду.
Итак, мы решили разработать собственные ЭЗС и создать цифровые решения, которые позволят не только управлять нашими станциями, но и подключать к экосистеме устройства других производителей.
Начинать пришлось практически с нуля: наладить производство ЭЗС, разработать систему управления, настроить подключение сторонних станций и обеспечить технический сервис.
Сегодня у нас собственные производственные мощности, штат промышленных дизайнеров и IT-специалистов. Станции более чем на 80% состоят из комплектующих российского производства и соответствуют техническим стандартам ЕАЭС.
Мы производим ЭЗС разных форматов и мощностей: от компактных настенных моделей до мощных напольных станций (от 7 до 150 кВт). Берём на себя весь цикл от установки оборудования до его регулярного обслуживания.
Помимо производства зарядных станций, мы также развиваем цифровую экосистему для удобного управления инфраструктурой:
- Платформу для владельцев ЭЗС — управление станциями, настройка тарифов, сбор аналитики и мониторинг состояния оборудования. В 2025 году с нами сотрудничают более 900 ЭЗС.
- Мобильное приложение Brixby — удобный инструмент для водителей электрокаров, позволяющий находить и бронировать станции, прокладывать маршрут, запускать зарядные сессии и оставлять отзывы о станциях.
Что помогает заряжать электромобиль в несколько кликов
Brixby используют владельцы разных автомобилей: от премиальных американских электрокаров до массово появляющихся на рынке китайских моде��ей.
Основные функции сервиса включают:
- Единую точку подключения: доступ ко всем поддерживаемым ЭЗС в один клик.
- Платёжный инструмент: активацию и оплату зарядки, поддержку безналичных расчётов и сохранение платёжных данных.
- Удобную навигацию: народную карту ЭЗС с отзывами, фотографиями и отметками пользователей.
- Поиск и фильтры: быстрый поиск станций по параметрам, отображение статуса зарядной станции и её доступности.
Чтобы скоординировать работу зарядных станций и запустить приложение, нам потребовалось легко масштабируемое облачное решение.
Почему выбрали Yandex Cloud
С самого начала мы решили использовать для платформы микросервисную архитектуру. Поняли, что количество пользовательских данных будет увеличиваться кратно, а значит, понадобится инфраструктура, которая позволит гибко управлять ресурсами.
Оптимальным вариантом стало развёртывание в облаке: легко масштабироваться, удобно управлять и контролировать расход мощностей. Также важно было найти локализованное решение, которое соответствовало бы 152-ФЗ.
Проанализировав российский рынок облачных платформ, мы выбрали Yandex Cloud. Ключевым фактором стало соотношение стоимости ресурсов и возможностей масштабирования.
Сегодня мы применяем:
- Yandex Compute Cloud — для размещения продуктовых, тестовых и демо-контуров. Благодаря готовым к использованию облачным мощностям мы можем быстро запускать новые фичи.
- Yandex Object Storage — для хранения фотографий зарядных станций и их резервных копий.
- Yandex Network Load Balancer — для балансировки трафика: обеспечивает стабильную и быструю работу приложения.
Эти решения помогают поддерживать высокую доступность и отказоустойчивость платформы, а консультации с техническими специалистами Yandex Cloud ускоряют процесс внедрения новых решений.
Что есть уже сейчас и какие у нас планы
Сегодня мы активно развиваем сеть в Москве и Сочи. На эти два города приходится более 10 тыс. активных пользователей приложения. Зарядная инфраструктура особенно востребована на юге России — до 25% пользователей находятся именно в этом регионе, несмотря на то, что зарядка там платная.
За последние пару лет длительность зарядных сессий на станциях заметно увеличилась: в 2023 году она составляла около 1,7 млн минут, а в 2024-м — более 190 млн минут.
Мы планируем и дальше улучшать взаимодействие пользователей электротранспорта с зарядной инфраструктурой: расширять парк станций и развивать приложение, интегрироваться с другими операторами ЭЗС. Объединившись, мы сможем ускорить распространение электротранспорта в России и мире.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте ещё больше историй о компаниях, которые создают и развивают бизнес вместе с Yandex Cloud.
Другие кейсы наших клиентов и партнёров: