Как с нуля создать сеть зарядных станций для электрокаров и вывести её на тысячи пользователей

История одного из крупнейших операторов ЭЗС в России — от первых станций до ты��яч подключённых водителей и масштабируемой инфраструктуры в Yandex Cloud.

Как с нуля создать сеть зарядных станций для электрокаров и вывести её на тысячи пользователей

Электрический транспорт набирает популярность по всему миру: только в России свыше 50 тыс. электромобилей. По прогнозам, к 2030 году их количество вырастет до 220 тыс., а для обслуживания потребуется около 144 тыс. электрозарядных станций (ЭЗС). Эти данные подтверждают: рынок электромобилей растёт стремительно, и его развитие невозможно без надёжной зарядной инфраструктуры.

Один из значимых игроков этого рынка в России — компания «Интермобилити.Ева», которая развивает сеть зарядных станций и цифровые сервисы для управления ЭЗС. В статье генеральный директор «Интермобилити.Ева» Илья Мартюшов рассказывает, как команда создала электрозарядную инфраструктуру в России и как ей в этом помогла Yandex Cloud.

Илья Мартюшов
Генеральный директор «Интермобилити.Ева»

С чего начинался проект и как мы его воплощали в жизнь

Мы начали путь в 2019 году, когда электрокары Tesla ещё считались экзотикой на российских дорогах. Решили занять свободную нишу, создав доступную и удобную электрозарядную инфраструктуру в умных городах.

Нам было важно позаботиться обо всех участниках экосистемы: позволить владельцам ЭЗС управлять инфраструктурой и зарабатывать, а водителям электрокаров — быстро находить зарядные станции и использовать их с помощью приложения.

Наша миссия — не только поддерживать развитие электротранспорта, но и делать его доступным, выгодным и удобным.

Чтобы понять, что именно нужно рынку, провели кастдев-исследование. Оно показало, что в России не хватает технологичных зарядных станций для электромобилей и единого цифрового интерфейса для их поиска и оплаты.

Кроме того, исследование помогло нам лучше разобраться в потребностях всех потенциальных клиентов и адаптировать под них наш продукт:

  • Владельцы электромобилей. Современные водители, готовые платить за удобство и быстроту зарядки. Их беспокоили нехватка ЭЗС, особенно на трассах и в жилых районах, и то, что зарядки неудобно использовать: у каждого оператора — свой способ поиска ближайшей станции и оплаты.
  • Владельцы коммерческой инфраструктуры: ТЦ, отелей, ресторанов, парковок — те, кто хотят привлечь клиентов и увеличить доход за счёт зарядок. Их не устраивала высокая стоимость установки ЭЗС и сложность управления целой сетью станций.
  • Компании, которые управляют сетями зарядных станций. Им интересно оптимизировать бизнес. А без базовых аналитических инструментов сложно понять, как развивать и монетизировать существующую инфраструктуру.
  • Муниципальные органы власти. Они стремятся популяризировать экологичный транспорт и улучшить городскую инфраструктуру: особенно в густонаселённых районах, где сложно интегрировать зарядки в окружающую среду.

Итак, мы решили разработать собственные ЭЗС и создать цифровые решения, которые позволят не только управлять нашими станциями, но и подключать к экосистеме устройства других производителей.

Начинать пришлось практически с нуля: наладить производство ЭЗС, разработать систему управления, настроить подключение сторонних станций и обеспечить технический сервис.

Сегодня у нас собственные производственные мощности, штат промышленных дизайнеров и IT-специалистов. Станции более чем на 80% состоят из комплектующих российского производства и соответствуют техническим стандартам ЕАЭС.

Мы производим ЭЗС разных форматов и мощностей: от компактных настенных моделей до мощных напольных станций (от 7 до 150 кВт). Берём на себя весь цикл от установки оборудования до его регулярного обслуживания.

<i>Модели зарядных станций «Интермобилити.Ева»</i>
Модели зарядных станций «Интермобилити.Ева»

Помимо производства зарядных станций, мы также развиваем цифровую экосистему для удобного управления инфраструктурой:

  • Платформу для владельцев ЭЗС — управление станциями, настройка тарифов, сбор аналитики и мониторинг состояния оборудования. В 2025 году с нами сотрудничают более 900 ЭЗС.
  • Мобильное приложение Brixby — удобный инструмент для водителей электрокаров, позволяющий находить и бронировать станции, прокладывать маршрут, запускать зарядные сессии и оставлять отзывы о станциях.

Что помогает заряжать электромобиль в несколько кликов

Brixby используют владельцы разных автомобилей: от премиальных американских электрокаров до массово появляющихся на рынке китайских моде��ей.

<i>Главная задача приложения — связать владельцев зарядных станций и пользователей электромобилей</i>
Главная задача приложения — связать владельцев зарядных станций и пользователей электромобилей

Основные функции сервиса включают:

  • Единую точку подключения: доступ ко всем поддерживаемым ЭЗС в один клик.
  • Платёжный инструмент: активацию и оплату зарядки, поддержку безналичных расчётов и сохранение платёжных данных.
  • Удобную навигацию: народную карту ЭЗС с отзывами, фотографиями и отметками пользователей.
  • Поиск и фильтры: быстрый поиск станций по параметрам, отображение статуса зарядной станции и её доступности.
<i>Brixby помогает водителям электрокаров находить зарядки и оплачивать их, а владельцам ЭЗС — размещать точки и отслеживать доходность</i>
Brixby помогает водителям электрокаров находить зарядки и оплачивать их, а владельцам ЭЗС — размещать точки и отслеживать доходность

Чтобы скоординировать работу зарядных станций и запустить приложение, нам потребовалось легко масштабируемое облачное решение.

Почему выбрали Yandex Cloud

С самого начала мы решили использовать для платформы микросервисную архитектуру. Поняли, что количество пользовательских данных будет увеличиваться кратно, а значит, понадобится инфраструктура, которая позволит гибко управлять ресурсами.

Оптимальным вариантом стало развёртывание в облаке: легко масштабироваться, удобно управлять и контролировать расход мощностей. Также важно было найти локализованное решение, которое соответствовало бы 152-ФЗ.

Проанализировав российский рынок облачных платформ, мы выбрали Yandex Cloud. Ключевым фактором стало соотношение стоимости ресурсов и возможностей масштабирования.

Сегодня мы применяем:

  • Yandex Compute Cloud — для размещения продуктовых, тестовых и демо-контуров. Благодаря готовым к использованию облачным мощностям мы можем быстро запускать новые фичи.
  • Yandex Object Storage — для хранения фотографий зарядных станций и их резервных копий.
  • Yandex Network Load Balancer — для балансировки трафика: обеспечивает стабильную и быструю работу приложения.

Эти решения помогают поддерживать высокую доступность и отказоустойчивость платформы, а консультации с техническими специалистами Yandex Cloud ускоряют процесс внедрения новых решений.

Что есть уже сейчас и какие у нас планы

Сегодня мы активно развиваем сеть в Москве и Сочи. На эти два города приходится более 10 тыс. активных пользователей приложения. Зарядная инфраструктура особенно востребована на юге России — до 25% пользователей находятся именно в этом регионе, несмотря на то, что зарядка там платная.

<i>На территории Москвы мы установили более 200 ЭЗС</i>
На территории Москвы мы установили более 200 ЭЗС
<i>А в Сочи можно найти 30 наших станций</i>
А в Сочи можно найти 30 наших станций

За последние пару лет длительность зарядных сессий на станциях заметно увеличилась: в 2023 году она составляла около 1,7 млн минут, а в 2024-м — более 190 млн минут.

Мы планируем и дальше улучшать взаимодействие пользователей электротранспорта с зарядной инфраструктурой: расширять парк станций и развивать приложение, интегрироваться с другими операторами ЭЗС. Объединившись, мы сможем ускорить распространение электротранспорта в России и мире.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте ещё больше историй о компаниях, которые создают и развивают бизнес вместе с Yandex Cloud.

Другие кейсы наших клиентов и партнёров:

2
1 комментарий