Жизненный цикл организаций

Жизненный цикл организаций

Мой хороший друг Михаил, по совместительству прекрасный аналитик, некоторое время назад подметил Цикл развития кризиса, по которому проходят компании и проекты, потерпевшие крах на наших глазах.

Недавно случилось очередное событие из «Чеклиста Миши», которое окончательно сформировало общий тренд, которым я решил поделиться.

Конечно, это наблюдение сделано на небольшой выборке организаций, в которых мы его наблюдали, и не может считаться репрезентативным, но сам анализ настолько точен и лаконичен, что я решил его опубликовать.

«Чеклист Миши» состоит из 10 основных этапов, которые я раскрою далее:

  1. Громкий успех
    Компания, проект или просто коллектив с большими усилиями достигают громкого успеха. Задачи выполнены или даже перевыполнены, но команда приложила много усилий и потратила очень много сил.
  2. Сверхамбициозная цель
    Под воздействием эйфории от предыдущего достижения старой команды, ставится новая сверхамбициозная цель и выделяются ресурсы на её достижение.
  3. Бурный рост штата
    Выполнение новой цели требует больше людей, финансирование выделено, старая команда устала в прошлой задаче. Всё это приводит к непомерному росту штата, в том числе и росту команды HR, который этот штат нанимает. Появляются бренд-менеджеры, маркетологи, специалисты по emotional design и прочие.
  4. Корпоратив
    Для сплочения новой команды и празднования громкого успеха прошлого устраивается шикарный корпоратив, произносятся мотивационные речи, обрисовывается радужное будущее.
  5. Выдача корпоративного мерча
    Для ещё большего сплочения и создания особого «вайба» в компании появляется корпоративный мерч: блокноты, ручки, шарфики и так далее — но самое главное, это термокружки с логотипом. Специально нанятые в пункте 3 бренд-менеджеры и маркетологи не зря едят свой хлеб.
  6. Выплата премии
    Пришло время наградить команду за успех. Подведение итогов занимает время, и потому в награждение попадают не только те, кто создал тот самый громкий успех, но и часть новой команды, попавшая в расчётный период.
  7. Переезд в новый офис
    Команда разрослась, и требуется новый, большой офис. И, конечно, он должен быть лучше предыдущего. Вся команда переезжает в офис класса А, а то и в лофт.
  8. Всем в офис!
    Новый офис стоит сильно дороже предыдущего, а посещаемость его оставляет желать лучшего. После нескольких мягких призывов ходить в офис объявляется жёсткое требование от генерального директора об обязательности посещения офиса не менее определённого количества дней.
  9. Смена генерального
    Все только начали привыкать ходить в офис, как приходит новость, что компания давно находится в «лёгком шторме» и не оправдывает ожиданий акционеров. На внеочередном собрании объявляется о смене генерального директора и выработке новой стратегии. Всех ещё заверяют, что всё будет хорошо.
  10. Крушение надежд
    Через некоторое время обнаруживается, что кризис куда сильнее, чем было объявлено при смене генерального директора. Изначальный успех не повторился, новых свершений нет, сверхцель не достигнута и в целом недостижима. Команду начинают распускать с той же скоростью, что и набирали. Производственные подразделения уходят первыми, а поддерживающие остаются для завершения процесса схлопывания штата. Компания теряет последние силы и остаётся только с накладными расходами.

Здесь не будет никаких советов или рекомендаций. Я и сам пока не знаю, что делать с результатами этих наблюдений. Возможно, какие-то компании сейчас идут по похожему циклу, и мои читатели могут выступить этакими пророками и поражать коллег «ясновидением». Возможно, этот цикл позволит мне, да и моим читателям, лучше подходить к выбору организации для дальнейшей карьеры.

В любом случае, модель получилась крайне удачная и точная, чтобы её опубликовать. Она позволяет увидеть закономерности в развитии компаний и понять, на каких этапах возникают критические точки. Даже без конкретных рекомендаций, простое осознание этих этапов может помочь как руководителям, так и сотрудникам лучше понимать процессы, происходящие в организации.

Наблюдая за развитием событий в компаниях, можно заметить, как один этап логично вытекает из другого, создавая замкнутый цикл, который сложно остановить без кардинальных изменений в подходе к управлению и стратегии развития.

Этот анализ — не приговор и не предсказание неизбежного краха, а скорее инструмент для более глубокого понимания процессов роста и упадка в бизнесе. Он может служить предупреждением о возможных рисках и сигналом к действию для тех, кто хочет избежать описанных сценариев.

А возможно однажды — я найду «пациента 0», того самого стратега, который предложил такое развитие организаций

3
Начать дискуссию