«Предприниматель должен разбираться в тысяче разных вещей»: интервью с основателем коммуникационного агентства TrendFox Ольгой Павликовой

«Предприниматель должен разбираться в тысяче разных вещей»: интервью с основателем коммуникационного агентства TrendFox Ольгой Павликовой

В сферу PR и коммуникаций Ольга Павликова пришла из журналистики: окончила журфак МГУ, работала в деловых изданиях «Профиль», «Ежедневная газета» и других, а после – возглавляла пресс-службу и коммуникационный блок «Технополиса Москва». В бытность руководителем коммуникационного блока Технополиса она уходила от написания текстов в различные креативные активности.

С коллегой придумала игру «Технополия», с помощью которой можно было узнать больше о технополисе и привлечь внимание VIP-гостей форума «Открытые инновации». А чтобы облагородить стену бывшего завода АЗЛК «Москвич» к форуму, устроила фестиваль граффити. Так она постепенно перешла из журналистики в PR и коммуникации.

Ольга, с чего начинался этот путь перехода?

В середине 2010-х я увидела на рынке гэп, свободную нишу. С одной стороны, все СМИ уходили в онлайн, при этом увольняли журналистов. Нужно было больше контента, а рекламодатели все чаще размещали рекламу в соцсетях, и бюджеты перетекали туда из медиа. В итоге все СМИ, чтобы найти выход и больше контента, за который не нужно платить в условиях ограниченных ресурсов, дали возможность публиковаться колумнистам. Появились разделы «Мнения», «Авторы» и так далее.

На рынке появились журналисты, было очень много сообщений о поиске работы. Причем это были сотрудники достаточно сильных СМИ. Также я понимала, что самим предпринимателям будет сложно позиционировать себя в медиа. И решила совместить: помочь предпринимателям выйти в ключевых бизнес-СМИ с нативными публикациями – авторскими колонками, которые будут написаны профессиональными журналистами. Трюк сработал, мы одними из первых на рынке начали гарантировать количество публикаций в топовых СМИ.

То есть вы стали классическим PR-агентством?

Да, наверное, лет семь мы развивались в этом сегменте: придумывали инфоповоды, готовили такого рода материалы и развивались по этой схеме. Три года назад мы решили создать Digital-отдел, в котором была бы часть контент-маркетинга. У нас в штате появились дизайнеры и другие специалисты.

Все это привело к тому, что мы стали клиентам оказывать более комплексные услуги и предлагать креативные кейсы. Как раз такими нашими кейсами я особенно горжусь. Для меня они, конечно, связаны прежде всего с благотворительностью, социальными проектами – когда твоя работа помогает людям.

Это началось ещё в «Технополисе Москва». У моей дочери в школе устроили благотворительную ярмарку. И я подумала: в технополисе работает 1200 человек – если мы все устроим такую ярмарку, сколько же денег мы сможем собрать, просто продавая друг другу свои поделки, торты, кофейные напитки… Мне было удивительно, что почти весь «Технополис Москва», сотни людей включились в эту благотворительную акцию и продавали друг другу все, что они делают сами. К нам тогда обратился фонд, и мы смогли собрать около 3 млн рублей буквально за несколько часов.

В агентстве тоже были такие кейсы?

Мы неоднократно делали различные креативные акции в поддержку фондов или в помощь определенным категориям людей. Один из последних кейсов, которым я особо горжусь, – помощь фонду «Гордей» (он помогает детям с неизлечимыми заболеваниями). Режиссером Александром Сёминым была разработана идея и снят социальный ролик, а задача нашего агентства была в том, чтобы об этом ролике, о болезни и ее симптомах узнали как можно больше людей.

Было очевидно, что ресурс СМИ, которые пишут о благотворительности, ограничен –несколько десятков тысяч человек. А мы хотели, чтобы ролик посмотрели миллионы. Тогда мы привлекли в качестве медиапартнеров не СМИ, а более 20 различных компаний. Все они в разной форме – с помощью рассылки в домовых чатах, плакатов в больницах, пластиковых табличек в магазинах – информировали о заболевании, о том, что есть такой фонд, и просили посмотреть ролик.

Акция длилась несколько месяцев, но в итоге ролик посмотрело более 2,5 млн человек. Семьи 56 детей встали на учет фонда, начали получать помощь, более 900 врачей прошли курс профессиональной подготовки. Он вошел в обязательный перечень курсов, которые должны пройти врачи для подтверждения квалификации. Этим кейсом на стыке PR и маркетинга мы особо гордимся.

С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе развития?

Первое, что нужно иметь в виду, – клиент может не заплатить. Да, у вас будет договор, вы внесете предоплату за размещения, посевы, и это могут быть миллионы рублей. А потом у клиента случаются какие-то обстоятельства в жизни или он окажется иностранной компанией, и он может просто не заплатить за твои услуги. Это достаточно суровый урок. Конечно, потом это забывается, приходят другие деньги, но все равно это неприятно. Тем более, когда ты сделал свою работу хорошо.

Второе – предприниматель должен разбираться в тысяче разных вещей, недостаточно просто знать свое дело и быть креативным. Есть огромный пласт аспектов, которые нужно хорошо понимать: как устроены финансы (мы с моим партнером Анастасией Большовой проходили множество курсов, в том числе финансовых), какие существуют юридические аспекты. Также нужно постоянно учиться управлению, внедрять управленческие практики. То есть чтобы расти, нужно все время повышать уровень знаний по огромному количеству предметов, и это может быть не связано с твоей непосредственной работой.

Наконец – авторское агентство очень тяжело масштабировать. У всех должен быть единый креативный подход. Каждое агентство имеет свой отпечаток, единое видение того, как реализуются те или иные кампании. Масштабировать такой бизнес достаточно сложно.

Что мотивирует на этом пути, помогает справиться с трудностями и все равно продолжать?

Очень сложно бросить свое дело. Ты его выращиваешь, зарабатываешь репутацию, кейсы, по крупинкам собираешь команду, компетенции. И вот тебя начинают узнавать, рекомендовать. Вырастить свой бизнес – это как вырастить ребенка. У меня двое детей, и я могу сравнить: это так же сложно, на самом деле.

Ты вкладываешь огромное количество труда, работаешь зачастую даже не по 8 часов, а по 16, всегда на связи – на каникулах, в выходные и так далее. С работы ты можешь уволиться, а это, не знаю, как из семьи уйти, предать. У тебя огромная ответственность за сотрудников, за клиентов (в основном же контракты годовые).

Со временем мы все научились управлять своим состоянием. Ты всегда должен в глазах своих коллег, сотрудников быть примером, в том числе эмоциональным. И ты как никто другой учишься не впадать в уныние, не говорить про выгорание и депрессию, сам себя настраивать и поддерживать все время в рабочем состоянии.

Получается?

Конечно. Ведь все равно есть победы, и ты их отмечаешь. Это может быть выигранный тендер, пришедшие деньги от клиента, похвала, сообщение в чате, сотрудник, который говорит, что на другой работе он работал круглосуточно, а здесь он счастлив. Из этих маленьких моментов тоже строится такое ощущение от работы.

И, наверное, последнее – умение проще воспринимать даже какие-то сложные ситуации, не относиться к ним с какой-то звериной серьезностью, что это конец света. Ну, не заплатил клиент – ничего страшного, значит, будет следующий, значит, придет новый классный клиент.

Этому отношению учишься с годами, раньше так не было. В первый год каждая критика, каждый уход клиента, каждая проблема воспринимались гораздо сложнее. Постепенно учишься воспринимать проблемы с большей легкостью, забывать о проигранных тендерах, даже если вся команда месяц готовилась, ты потратил на это кучу денег, сил, времени, и вообще ты был уверен, что его выиграешь… Учишься все это забывать, идти дальше и всегда надеяться на лучшее, на то, что завтра будет рост и будет лучше. Это дает силы.

Ольга, в чем секрет, что помогает находить такие необычные подходы к решению сложных задач?

Прежде всего – горящие глаза у всей твоей команды. Когда все любят придумывать и реализовывать креативные вещи, когда ты понимаешь, что проекты помогают бизнесу, людям, как бы банально это ни звучало… Искренняя страсть и любовь к тому, что ты делаешь. И это важнее менеджерских навыков, внедренного искусственного интеллекта в бизнесе или что-то еще. Мне кажется, главное в предпринимателе – это страсть и умение заряжать ей других людей: своих клиентов, сотрудников, партнеров и так далее.

Ну и, наверное, немаловажный фактор – любовь к обучению и самосовершенствованию. Я все время учусь на различных курсах, прошла практикум для предпринимателей «Сколково», множество онлайн- и офлайн-курсов. Езжу в разные страны: была в Китае, Вьетнаме, где встречалась с огромным количеством маркетинговых агентств. Изучала их опыт, подходы к тому, как они занимаются пиаром, креативом и так далее. Это дает вдохновение, а также позволяет и клиентов доучивать, и приносить новые практики на наш рынок.

Что о жизни следует знать как можно раньше?

Чтобы расти в какой-либо профессии (не обязательно даже быть предпринимателем) должен быть очень широкий кругозор, насмотренность, желание все время расти, меняться и оставаться актуальным. Я вижу, как меняются поколения, и для любого из них важно все время быть в тренде, понимать, что происходит, читать книги, смотреть сериалы и так далее.

Многие мои коллеги в какой-то момент перестают смотреть TikTok, посещать разные авангардные выставки и так далее. Им гораздо сложнее работать с креативом. Я думаю, это актуально для любых профессий. Нужно, несмотря ни на какой возраст, ни на какую занятость не терять этот мир времени, оставаться актуальным, интересоваться тем, что происходит вокруг.

* * *

Интервью с Ольгой — часть Telegram-проекта "Как вам это удалось". Подписывайтесь, чтобы первыми читать новые интервью и другие интересные материалы.

1
Начать дискуссию