«Первое интерактивное приложение мы создали всего за 4 дня»: Юрий Слатин о том, как сделать бизнес на VR

Юра Слатин — основатель компании LikeVR — прошел путь от скромных продаж шлема Oculus Rift до создания одного из самых заметных креативных агентств на российском рынке в индустрии VR и AR. Сейчас в портфолио компании лежат кейсы для Сбера, РЖД, Disney, Procter&Gamble и других корпораций.

«Первое интерактивное приложение мы создали всего за 4 дня»: Юрий Слатин о том, как сделать бизнес на VR

Как появилась компания

В 2013 году мы с друзьями развивали антикафе и я совсем ничего не знал об индустрии VR. Мы сдавали часть помещения в субаренду, и однажды его снял мой будущий бизнес-партнер Евгений Карпов: он собирался показывать у нас шлем виртуальной реальности Oculus Rift потенциальным покупателям.

Покупателей было много: оказалось, что в тот момент, когда Палмер Лаки (создатель Oculus Rift) выложил свой проект на Kickstarter, Женя сделал сайт с информацией про шлем на русском языке. И когда из-за Oculus поднялась волна хайпа, сайт вылез в топ 1 Google по России по запросу Oculus Rift. С 2014 по 2016 год сайт ежемесячно посещали примерно 100 тысяч уникальных пользователей, многие из которых хотели посмотреть шлем и приходили на платные тест-драйвы.

Женя сначала просто продавал оборудование, потом сделал из него аттракционные наборы и софт для отслеживания. Когда начали идти корпоративные заказы на аренду, мы решили работать вместе. Изначально я занимался только арендой — ездил по всяким мероприятиям, индустриальным выставкам и форумам, искал клиентов.

VR-аттракционы
VR-аттракционы

О первых продажах

Когда я понял, что есть перспективы, захотелось разрабатывать софт. К разработке ПО я не имел изначально практически никакого отношения, но у меня был богатый опыт использования ПК и некоторое количество реализованных проектов в качестве менеджера.

В мае 2015 года мы продали нашу первую разработку приложения Департаменту спорта города Москвы. Это был VR плеер для предварительной жеребьевки ФИФА, которая проходила в 2015 году в Санкт-Петербурге. Он был достаточно просто устроен: приложение проигрывало панорамные фото и видео, внутри шлема можно было переключаться между панорамами, останавливать и запускать воспроизведение.

А уже в октябре мы создали первое интерактивное приложение для агентства, которое запускало стенд Disney на Comic Con Russia. У них была не очень большая сумма денег, но они хотели не просто взять в аренду оборудование, а сделать что-то свое на тему «Звездных Войн» в VR формате.

VR cтенд на Comic Con Russia в «Крокус Экспо»
VR cтенд на Comic Con Russia в «Крокус Экспо»

Я на тот момент еще ни разу не руководил проектами разработки. И дедлайн поставили жесткий — 2 недели. Но я рискнул, нашел разработчиков и мы слепили им приложение всего за 4 дня. Заказчики остались очень довольны, а я получил свой первый положительный опыт в разработке. Мы также занимались сопровождением этого мероприятия, через наш стенд прошло около 2 тысяч человек. Стало очевидно, что людям очень нравится виртуальная реальность.

Про построение бизнеса через нетворкинг

В 2017 году я проходил тренинг личностного роста и познакомился с Пашей Хегай — технологическим предпринимателем и основателем сообщества по эмоциональному нетворкингу heg.ai. Паша тогда как раз только продал свою Первую Купонную Компанию и искал новые пути развития. Мы выкупили долю Жени и стали работать вместе. Наверное, только с этого момента можно говорить о серьезном бизнесе.

За предыдущие 3 года я уже успел сделать порядка 40 кейсов для крупных корпоративных заказчиков, собрать портфолио, которое вызывает доверие, а в моей команде было больше 60 разработчиков.

Но что касалось бизнес-процессов, менеджмента, продаж и маркетинга — их фактически не было. Клиенты по-прежнему приходили только за счет сайта с органическим трафиком и сарафанного радио.

Паша привел ребят из своей команды, в частности, коммерческого директора Кирилла Посконова и директора по маркетингу Павла Тимошина. Мы перезапустились, переименовали компанию из VR Planet в LikeVR и начали наращивать обороты. Сделали переупаковку кейсов, выкатили сайт, запустили рекламу. Паша Тимошин наладил маркетинговые каналы и эффективную контекстную рекламу.

Интервью с Юрой и Кириллом о создании LikeVR

К 2019 году у нас сформировалась четкая картинка по позиционированию: кто мы есть, что именно мы хотим делать, куда хотим прийти.

О хороших VR разработчиках

80% разработки мы делаем на игровых движках (Unity, Unreal Engine), поэтому наиболее близких по квалификации специалистов надо искать в области геймдева. В целом, базовый порог входа в инструменты для разработчиков сегодня довольно низкий. Разобраться с ними может даже ребенок. Я знаю 14-летних школьников, которые шпарят на Python и вполне могли бы справляться с какими-то простейшими задачами в области виртуальной реальности.

Молодые специалисты — сейчас норма для индустрии.

Мы в LikeVR много работаем с молодыми разработчиками и верим в них. Они быстро обучаются и легко адаптируются к изменениям, а любая разработка — это история про гибкость и постоянное развитие. Поэтому для меня молодой специалист это совсем не приговор!

Про клиентов и деньги

Если говорить о клиентах, то я могу выделить три средних чека.

Первый — это стартапы, обычно им требуются несложные продукты, допустим, VR каталог. Из этой ниши к нам часто попадают небольшие бизнесы, связанные с интерьерными работами, которым нужно демонстрировать пространство или что-то в нем. Например, недавно мы завершили кейс для компании по остеклению веранд. Последний год из-за пандемии люди не так активно ездят в их шоурум, поэтому мы создали им шоурум в виртуальной реальности.

Но мы также работаем и со средними бизнесами, и с большими заказчиками. Для последних делаем очень большой спектр простых и сложных продуктов, в частности, VR тренажеры и VR симуляторы.

О VR и AR в маркетинге

Одно из наших сильных направлений — маркетинговые проекты. Мы достаточно плотно работаем с Publicis Groupe, за плечами уже шесть совместных историй: для Philip Morris, Mondelēz, Procter&Gamble, Mercedes-Benz и др. Маркетинговые истории очень разнородны, но отдельный тренд, который я могу выделить — это дополненная реальность для упаковки. С этой технологией очень просто привлечь дополнительное внимание к продукту и создать мощный user experience, что на выходе дает более высокую лояльность клиентов. Кроме того, она помогает визуализировать ценность, которую несет бренд.

Мы часто делаем кейсы в формате Web AR. При этом не нужно скачивать приложение, человек просто открывает камеру мобильного телефона, считывает QR код на упаковке и его перекидывает на веб-страницу, где уже открывается дополненная реальность.

Сколько времени требуется на создание проекта

Все, конечно, зависит от объема заказа. Как я уже сказал, на первое интерактивное приложение мы потратили всего четыре дня. Сейчас мы в среднем закладываем на проект около месяца. Мы позиционируем себя на российском рынке как скоростных разработчиков. Часто к нам приходят, когда все остальные уже отказались, а у клиента горят дедлайны.

О трендах в индустрии

Факторы, которые будут играть решающую роль в росте VR и AR рынка — это улучшения в области аппаратного обеспечения, разработка нового контента и снижение стоимости самих девайсов. Раньше шлемы были слишком дорогими: та же гарнитура Oculus Rift стоила почти $600, когда появилась на рынке. Сегодня Oculus Go можно купить за $200, но это все еще недешево как для бизнеса, так и для частного использования.

Удешевление VR систем спровоцирует неминуемый рост продаж.

Если говорить про техническую сторону вопроса, то шлемы и аксессуары должны стать мощнее, технологичнее и удобнее. Уже сейчас последние разработки Oculus и HTC демонстрируют более качественное изображение, ускоренный отклик дисплея и другие улучшения.

«Первое интерактивное приложение мы создали всего за 4 дня»: Юрий Слатин о том, как сделать бизнес на VR

Начинают развиваться технологии, которые позволяют отслеживать движение взгляда и положение тела. В обозримом будущем это выведет пользовательский опыт на совершенно новый уровень. Параллельно начнется движение и в мобильной разработке: производители смартфонов в борьбе за покупателей будут вынуждены интегрировать в свои устройства технологии AR, что, в свою очередь, начнет стимулировать спрос на AR-приложения и игры, а это даст толчок для развития контент-студиям.

Больше статей от участников сообщества читайте в нашей колонке на vc.ru. А также тема нетворкинга, инвестиций и развития продуктов раскрывается в наших блогах в Инстаграм и Телеграм.

2222
31 комментарий

У меня автоматическая негативная реакция на все, что имеет в названии Like. Не знаю, довольны ли сами ребята, что переименовались, но Лайк - это скоростное шоссе в БМ.

6
Ответить

Мы к тому Лайку на имеем отношения)

1
Ответить

минус за эйджизм. Надеюсь, что таких компаний будет поменьше 

6
Ответить

Частная компания имеет право нанимать того кого захочет, руководствуясь любыми принципами, разве нет? Другое дело, что они сами сужают для себя рынок потенциальных кандидатов, руководствуясь довольно спорным стереотипом, но это их бизнес, их деньги, их ответственность. 

1
Ответить

Тут скорее не в эйджизме дело. Просто им можно платить копейки и они будут перерабатывать за идею "какие мы прогрессивные и крутые". Сотрудник за 40 на такое вряд ли поведется. 

Ответить

Минус за эйджизм

5
Ответить

 «Первое интерактивное приложение мы создали всего за 4 дня»Это заметно. Качество проектов большинства наших VR стартапов - где-то на уровне робота Алеши.

5
Ответить