Как читать быстро и со смыслом (и не сойти с ума)
Поделюсь парой личных советов о том, как читать быстро и без потери важных смыслов. А вы сами решите, надо оно вам или не надо.
Если верить поисковику, то в среднем взрослый человек читает художку со скоростью 30-50 страниц в час, а учебники со скоростью 10-25 страниц в час. И, конечно, у тренированного человека чтение занимает меньше времени. На мой взгляд, есть несколько трюков, как улучшить свои навыки, не прибегая к специализированным курсам по скорочтению – по-крайней мере, со мной они работают на отлично.
1. Регулярность и понимание.
Самая важная закономерность – чем лучше вы понимаете текст, чем знакомее слова, тем быстрее мозг усваивает информацию. Тем быстрее вы читаете.
Как это работает:
- Художка
Читаете одного и того же автора? Значит, на пятую его книгу, особенно если кряду, уйдет меньше времени, чем на первую. Просто привыкните к оборотам, длине предложений, словечкам и т.п.
Часто читаете классику? Ваш мозг не будет замедляться на словах вроде “голубушка”, “замешательство” или “камердинер”. Сейчас так не говорят, но вы привыкли к этим выражениям.
Собственно, книги, где чаще всего используются разговорные простые слова, читаются гораздо быстрее остальных – мы с полуслова улавливаем смысл. Поэтому они популярны вне зависимости от жанра: их читают, чтобы расслабиться.
- Нонфикшн и учебники
Представьте, что вам очень нужно понять книгу по маркетингу, написанную для начинающих маркетологов. Если вы ничего не знаете о маркетинге, то пройдете 5-10 страниц за час, постоянно узнавая смысл незнакомых понятий, делая для себя пометки и возвращаясь к ранее прочитанному. Если же вы опытный маркетолог, то сможете осилить и 30, и 50 страниц в час – вам просто всё будет понятно. Возможно, вы будете останавливаться на чём-то новом для себя, но это будет маленький % от общего объёма.
То же происходит с учебниками. Грубо сказать, для школьника это новая сложная информация, а для учителя – давно знакомая и лёгкая.
Как в таком случае быстрее усваивать информацию? Послушайте человека, который понятно для вас объясняет тему. Найдите своего учителя. Потратьте час-два на видео или аудио с разъяснением темы, обдумайте информацию, а потом возьмитесь за книгу – поверьте, прочитаете в несколько раз быстрее и усвоите гораздо больше знаний. Именно поэтому обучение проходит легче, если у вас несколько источников информации (чей-то блог, чьи-то лекции, чьи-то книги): вы просто быстрее понимаете, о чём речь.
Вывод: погрузитесь в тему, больше слушайте и читайте в нужном вам направлении. Регулярно освежайте информацию в голове. Читайте больше. Тогда чтение станет быстрым и лёгким.
2. Выделите время только под чтение.
Как это работает:
Вы можете погрузиться в текст только в том случае, когда ничем кроме чтения не занимаетесь. Не проверяете телефон, не разговариваете с людьми, не играете с собакой в мяч – только читаете. Дело в том, что каждое переключение внимания снижает ваш фокус на тексте. Вы отвлеклись, возвращаетесь, и вот мозгу нужно снова напрячься, чтобы вспомнить, что он узнал до этого, привыкнуть к новой деятельности и снова начать усваивать информацию из букв. Высокой скорости с усваиванием смыслов просто не получится в такой обстановке.
Вывод: лучше найти 15 минут только на чтение, чем пытаться в течение часа совмещать чтение и пятьдесят других дел.
3. Читать то, что нравится.
Как это работает:
Думаю, здесь всё очевидно. Если сюжет, герои, стилистика и даже тон в вашей голове при прочтении вызывают отвращение/скуку/нервозность/нужное подставьте сами, то мозг всеми силами будет избегать этот неприятный опыт. Вы будете мееедленно и с потерей смыслов двигаться по тексту, не понимая, зачем это делаете.
Вывод: не бойтесь бросить неправильную книгу.
4. Читайте под настроение.
Как это работает:
- Будем честны, иногда отключить голову и окружающий мир, чтобы сосредоточиться на чтении, просто не получается. Вам всё нравится: и книга, и автор. Вы даже пледик себе принесли для уюта. Но не идёт. Есть другие дела и мысли. Тут два варианта.
Первый – не читайте и займитесь собой. Иногда разгрузиться помогает физическая активность, иногда выписывание проблем и задач на бумагу. Может, лучше просто поспать. Как говорится, всему своё время.
Второй – создайте настрой для чтения. В зависимости от состояния, выберите либо лёгкую понятную книгу либо нечто новенькое. Почему так? Лёгкая позволит отдыхать и не заморачиваться над усвоением, а новенькое отвлечет все мысли на себя – это же что-то непривычное, значит, требующее внимания. И уберите всё то, что это самое внимание у вас крадёт в соответствии с п.2
Чаще всего работает первый вариант. Потому что состояние “нечитун” означает, что есть более приоритетные задачи. Зачем мозгу тратить силы на других персонажей, когда вы сами вполне себя персонаж с важными делами? Читайте, когда есть желание и силы – тогда страницы будут улетать одна за другой.
- Вам хочется детективных интриг, но кто-то посоветовал крутое романтическое фэнтези. Вы обещали прочитать. И вот сидите, книга вроде хорошая, только читать вы себя заставляете. Зачем? Для чего вы давитесь чужими мандаринами, когда хочется черешни? Возьмите уже в руки свой детектив и читайте с удовольствием. Чашка опустеет явно быстрее.
Вывод: выбирайте для чтения то состояние, когда руки сами тянутся к книге. Читайте то, для чего есть настроение. Кстати, переходите в мой тг-канал, там я помогаю подбирать книги под настроение.
5. Сменяемость.
Как это работает:
Смена деятельности творит чудеса. Я замечала, что у каждого человека есть своя точка максимальной эффективности. Кто-то может классно работать над одной и той же задачей 3 часа подряд, кто-то 5 часов, а кто-то 1 час. Затем эффективность идёт на спад. Здесь есть две особенности:
- Если делать регулярные перерывы (допустим, каждые 30 минут прерываться на 10 минут), то ваш ресурс увеличится, и суммарно вы сможете потратить больше времени на один тип задач, не уставая.
- Если у человека есть ресурс на 4 часа работы с документами (например), а его заставить работать с ними 8 часов, то на следующий день его будет слегка подташнивать от упоминания этой задачи. Ресурс снизится. При регулярном повторении случится истощение ресурса и полное отвращение к задаче.
Перевожу на читательский.
- Усваиваете из нонфикшн 15 страниц за раз, а вам нужно 50 за день? Делайте перерыв каждые 5 страниц с подведением итогов усвоенного. Можно прям записывать. Потом размяться, пройтись в другую комнату или на улицу, сменить обстановку хотя бы на 10 минут.
- Можете осмысленно читать в течение часа и потом в голове каша? Закрывайте книгу через час. Идите займитесь чем-нибудь другим, перезагрузитесь. Иначе, если вы уйдёте в несколько часов чтения, то у вас будет перебор неусвоенной информации, и к книгам в ближайшее время вы больше не захотите притрагиваться. Возможно, вы успеете больше за раз, но потом случится более неприятный откат.
Вывод: не утомляйте сами себя, делайте перерывы и смотрите, не появилось ли ощущение мозгов набекрень от прочитанного. В нонфикшн состояние отследить легче, а в художке, например, у меня это проявляется так: я начинаю пропускать целые абзацы “неинтересных” предложений. Значит, пора делать стоп.
Постскриптум
Лично для меня вопрос скорости чтения когда-то был важен только для научной литературы – хотела понять, можно ли быстрее готовиться к занятиям. Художку, как по мне, надо смаковать в удобном для себя темпе: какие-то книги я проглатываю за день, какие-то мне жаль заканчивать быстро: хочется растянуть и насладиться каждым предложением. Однажды я узнавала про скорочтение. Суть была в том, чтобы воспринимать текст в общем и выцеплять только существительные и глаголы. Попробовала. Это оказалось не так сложно. Только вот способ, как по мне, подходит только для чтения буклетов. Ну или в ситуации, когда тебя вызывают к доске, и ты пытаешься из учебника уловить всю возможную информацию, пока поднимаешься со стула) Возможно, в скорочтении учат и чему-то другому, я больше ни разу не узнавала. Для себя лишь сделала вывод, что мне это не нужно.
Надеюсь, мои наблюдения за собой помогут вам быстро воспринимать тексты без потери смыслов. Спасибо за прочтение)
Поделитесь, важна ли для вас скорость чтения?