Студенты — новые футурологи. Как прогнозировать будущее и находить возможности для стартапов?

Карина Наумкина
PR-менеджер Kuznets agency

Привет, меня зовут Карина! Я PR-менеджер брендингового агентства Kuznets.

Сегодня я взяла интервью у нашего генерального директора, Алексея Кузнецова, о том, как он конструировал и читал курс продюсерам ВГИКа, как погрузил студентов в будущее, научил их предотвращать технологических “Черных лебедей” и использовать недоступные в настоящем возможности.

В этой статье Алексей делится информацией об опыте работы, современных методах обучения, вероятном будущем и коммуникациях бренда с человеком.

Алексей Кузнецов
Генеральный директор Kuznets agency

— Добрый день, Алексей! Это ваш первый опыт преподавания?

— Добрый. С передачей знаний я знаком давно. Я формировал систему обучения сотрудников внутри агентства, имею большой опыт публичных выступлений о нашей работе и отрасли. Помимо этого, мы с агентством “Правда” записывали курс для Центра инноваций социальной сферы, где я рассказывал о роли стратегии платформы позиционирования бренда, которая приносит прибыль своим владельцам и пользу людям. Сегодня мы хотим подать этот курс в развернутом виде и повзаимодействовать с разными площадками.

Что касается студентов, то это был мой первый опыт работы в ВУЗе, когда системно целый семестр надо читать достаточно большое количество часов и готовить логичную программу по улучшению знаний. Это интересный опыт, который пойдет во многие сферы моей жизни.

— Как вам удалось попасть во ВГИК? У вас была модель коммуникации?

— В университете Профсоюзов на Всероссийской научно-практической конференции "Реклама и PR в России" я уже третий год рассказываю о самом новом в области брендинга.

В прошлом году во время моего выступления на тему “Пройдет ли бренд тест Тьюринга” о концепции “бренд-личности” в зале присутствовала старший преподаватель кафедры продюсерского мастерства и менеджмента — Ирина Сошникова из ВГИК. Она познакомила меня с Сидоренко Виталием Игнатьевичем — заведующим кафедрой продюсерского мастерства ВГИК. Виталий предложил мне прочитать студентам продюсерского факультета развернутый курс о технологиях в коммуникациях, брендинге и PR. Я согласился.

Так, из одной локальной лекции родился курс. Таких докладов за последние несколько лет выступлений у меня родилось уже около десятка, поэтому из каждого может получиться полноценная программа.

Курс задумывался как погружение в технологические возможности, которые дает современная наука, техника и IT во всех сферах нашей жизни. Я выстроил занятия так, чтобы плавно подвести ребят самостоятельному построению вероятного будущего в коммуникациях и киноиндустрии.

В основу курса я заложил коммуникационную модель между продуктом, брендом и аудиторией . Она основана на человеческой природе и органах чувств — том, что может считать с аудитории бренд и через что сможет вернуть информацию: услышать — сказать, увидеть — показать, уловить запах — дать его почувствовать, считать текстуру и температуру поверхности — дать тактильные ощущения людям, идентифицировать вкус — дать почувствовать вкусовые ощущения человеку. В ходе работы над моделью мы добавили шестое чувство — физико-химическое состояния организма, которое можно считывать и влиять на него через сенсорный комплекс.

Сенсорная модель коммуникации бренда с человеком
Сенсорная модель коммуникации бренда с человеком

Так родилась карта взаимодействия человека и бренда, которую я назвал "Бренд-личность". В течение всего курса мы дополняли и собирали по кусочкам технологии получения и передачи информации. На выходе мы с ребятами создали большую сенсорную модель взаимодействия с каждым конкретным человеком из аудитории бренда, ведь уже сегодня благодаря технологиям можно считывать сиюминутные потребности конкретного человека и тут же предлагать решения, взаимодействовать с каждым в реальном времени.

Технологии коммуникации бренда с человеком
Технологии коммуникации бренда с человеком

Я составил план курса, где постепенно вводил ребят в технологические возможности коммуникаций и вовлекал в создание коммуникаций будущего.

Архитектура курса:

1. Знакомство. В первую очередь, я решил погрузить ребят в контекст курса и вовлечь в совместную работу. Знакомство совместил со сборкой первой картины окружающих нас технологий, делающих жизнь лучше. Каждый представился и рассказал о технологиях, которые видит вокруг. Так появились первые тезисы на карте взаимодействия "Бренд-личность".

Я старался вовлечь студентов, а не просто сухо читать лекции, поэтому заложил много обратной связи и открытых вопросов, чтобы ребята не боялись выражать свою позицию и мнения. Наверное, мне повезло с первым потоком - все легко включались в разговор и всегда давали развернутые ответы.

2. Рассказ. Я представил ребятам сенсорную модель "Бренд-личность", которую нам предстояло наполнить технологиями, рассказал и показал найденные и подготовленные мной самые актуальные примеры использования технологий в рекламе и коммуникациях.

Например:

Искусственный интеллект, воспитанный на «Дожде» и «России-1» РА «Восход», ISD Group и The App Solutions
Промо нового альбома группы «Аукцыон» Рекламная группа "Great"

Раньше коммуникация строилась по гендерному признаку, ролевым моделям принятия решения или жизненным обстоятельствам. Теперь, благодаря технологиям, общение все больше стремится к персональному взаимодействию с каждым отдельным человеком напрямую и в реальном времени, исходя из его сиюминутных потребностей. Передача информации начинает становиться более индивидуальной, а не массовой.

3. Генерация рабочих идей.Технологии в коммуникациях не самоцель, а средство более эффективного решения бизнес-задач. Чтобы обозначить своевременность и место технологий в этом процессе, я рассказал о моей методике генерации идей, которые работают. Эта технология основана на нашем внутреннем агентском проекте — “Могучая тучка”, где мы оттачиваем модель генерации идей, применимых в жизни, которые бы решали конкретную бизнес-задачу, а не писались “в стол”.

4. Что уже придумали фантасты? На этом этапе я дал домашнее задание: выбрать и посмотреть фантастический фильм, насыщенный технологиями. Ребята смотрели фильмы и при просмотре фиксировали тайминг, где есть технологии. Так мы еще дальше продвинулись в наполнении сенсорной модели “Бренд-личность”, дополнив множеством интересных находок.

5. Форсайт. Пришло время самим заглянуть в будущее и сделать его реальностью.

Форсайт — это про то, как создать модель вероятного будущего и оценить это будущее с разных сторон, провести некий SWOT-анализ, который позволит увидеть все сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Я пригласил Валентина Шумовского — опытного человека в области построения моделей вероятного будущего для крупного бизнеса. Он провёл мини-форсайт, где студенты на основе пройденного материала по определенной технологии строили модель будущего в области продюсирования и киноиндустрии.

Наиболее пригодные для использования идеи становились проектной инициативой.Такая работа подразумевает несколько дней по 8 часов, мы с Валентином упаковали эту методику в 12 часов. Это был, пожалуй, самый сложный этап для студентов, который требовал полного погружения и включённости. До реальных проектных инициатив дошли не все, но те, что справились произвели на нас с Валентином сильное впечатление.

Система образования мало работает с подобными инструментами и будущим, а скорость изменения такая, что дисциплины и методы, которые были актуальны всего 3 года назад, сейчас перестают работать и сменяются новыми приёмами и техниками. В ближайшее время все должны будут иметь навык прогнозирования вероятного будущего, чтобы создавать его лучшую версию. Раньше будущее было чем-то недостижимым, теперь мы здесь и сейчас создаем своими руками и головами то, что случится через 3—5 лет.

6. Сравнение. Студенты стали футурологами. Мы вместе сходили в будущее и даже создали чёткий и понятный план по его воплощению. В этот момент я предложил ребятам сравнить наши наработки с великими. Мы сверились с тем куда и когда ходили футурологи и до куда добрались мы. Подробно познакомились с мыслями и трудами футурологов.

Это была вишенка на торте всего курса, когда мы логично и плавно шли к “я футуролог”, чтобы оценить и использовать труды настоящих специалистов. В результате мы получили логичный курс, где можно посмотреть на других и показать себя.

Мы выяснили, что идеи и книги футурологов живут и остаются актуальными неожиданно долго. Например, сейчас сборник 2010г. с прикладным материалом уже не актуален, а футурологические книги того же года до сих пор ценны. Всё это потому, что 60-70% находок футурологов еще не произошли. Остальные 30% в момент написания книги были просто моделями вероятного будущего, но зато сейчас мы наблюдаем их в окружающей нас жизни в точном соответствии с описанием футурологов. Это дает основания полагать, что оставшиеся 70% по прежнему остаются актуальными и высоко вероятными событиями. Книги живут.

Для многих футурологи — это просто источник фантазий, инфоповодов и возможность пощекотать мозги. Я постарался привить студентам навык смотреть на футурологов как на источник информации, как предостережение от катастроф и кладезь возможностей для стартапов, брендов и для человечества.

Футурологи — это настольный инструмент для людей, которые работают в активных профессиях, связанных с технологиями, коммуникациями и с массой людей. Все, кто оказывает социологическое влияние, не должны пренебрегать вероятным будущим. Оно помогает в понимании куда двигать продукт, а куда лучше не вмешиваться.

— С какими подводными камнями вы столкнулись?

— Так как основная моя деятельность — управление агентством (для студентов, кстати, было ценно, что я практик), а Kuznets agency развивается и постоянно изменяется к лучшему, то самое сложное было состыковать работу с преподаванием.

Несмотря на то, что это был только один день в неделю, выкроить 4 часа на неделе так, чтобы это не сказалось на качестве преподавания, оказалось непросто.

Помимо нескольких часов чтения лекций, подготовка к ним требовала столько же времени, а обработка материала после занятий занимала еще пару часов. Соответственно, 10 часов в неделю, а это целый рабочий день, но не в рабочее время, приходилось использовать так, чтобы не страдало качество образования и развития агентства.

— Как вы думаете, что из этого поможет в работе агентства?

— Сейчас у меня есть несколько ребят на примете — молодые специалисты в продюсировании. Я создал чат в Telegram со студентами, чтобы всегда оставаться на связи и иметь актив людей. На курсе всегда находится пара человек, которые очень вовлечены и близки по ценностям. Потенциально — это либо люди, с которыми можно работать в партнерстве и взять их в штат, либо это люди, которые через несколько лет будут работать на стороне бизнеса, а у нас уже сформирован высокий уровень доверия.

— После такой масштабной работы планируете ещё преподавать?

— Я получил хорошую обратную связь от руководства, а студенты дали много восторженных отзывов о курсе, поэтому мы с администрацией решили, что продолжим сотрудничество со следующим 4 курсом в новом семестре.

Курс помог обратить внимание на те вещи, которые уже есть вокруг нас, но в которые зачастую не углубляешься, не интересуешься, например, тот же самый искусственный интеллект и технологии. То есть мы о них знаем, они на слуху, но мы никогда их не изучаем, не понимаем как они работают, зачем они нужны и как мы можем их применять.

Николай, Студент

Уже отработав этот курс, я хочу и готов читать его для других площадок. У нас в агентстве накопилась большая база знаний и информация, которую хочется структурировано передавать. Уже сейчас у меня есть много интересных докладов в области сбора информации, брендинга, стратегий, коммуникаций, природы поведения человека и восприятия людьми информации. Есть задумки ряда полезных курсов, поэтому было бы интересно повзаимодействовать с другими ВУЗами и образовательными площадками.

— Спасибо за интервью, Алексей! Надеюсь, что еще не один поток студентов услышит ваши лекции и задумается о будущем. Теперь мы всем агентством во время обеда будем читать не ленту новостей, а футурологов.

P.s. Для тех, кто дочитал до конца, мы приготовили приятный бонус. Ещё несколько захватывающих примера использования технологий в коммуникациях:

Smart Beacons "Estimote"
22
3 комментария

Карина молодец 👍

2

Очень круто! Мы, действительно, не знаем какие же задачи придётся решать студентам в будущем. Обучать их способам мышления и поиска решений - самое правильное. 

2