Есть ли будущее у курьера после Самоката?

Есть ли будущее у курьера после Самоката?

Сразу предупреждаю, пост ни о чем и о будущем одновременно. Может показаться, что некоторые сюжеты слабо связаны, но это не точно… Предупреждаю заранее всех чувствительных особ, которые пишут комменты из серии “накОй я это прочитал?”.

И хоть вопрос этот риторический, сразу отвечаю - лучше не читайте. Если же отметитесь в таком ключе в комментариях, то искренне посочувствую, утру слезу по потраченными вами зря 7 минутам жизни, и отправлю в бан, в котором можно будет поискать более продуктивные способы проведения своего времени.

  • А что, Брат (так у нас одного курьера все называют), это тема! Возьмем гранту в кредит. Я 12 часов езжу и ты 12 часов ездишь.
  • Зачем?
  • Ну как, зачем? Курьер на машине… платят лучше. Реально поднимемся!

(из разговоров курьеров в курилке)

С интересом слушаю. Последствия реализации “бизнес схемы” из серии “взять в кредит крутую тачку и работать в элитном такси” или “взять газель и пойти в частные грузоперевозки” я в прошлом наблюдал немало. Кстати ребята, в диалог которых я вклинился - именно хорошие добросовестные курьеры с высоким рейтингом. Они не опаздывают с выходом на смены, быстро доставляют заказы и не отвлекаются по мелочам. У них свои способы ускорить доставку… Например, первый в диалоге, наизусть помнит коды открытия всех подъездов наших районов… и это впечатляет, т.к. подъездов на территории несколько сотен. Но вот как бизнесмены, ребята не тянут…

До тех пор, пока агрегаторы такси и перевозки грузов окончательно не вытеснили частников, то низкие цены на различные такого рода услуги держались на таких “бизнесменах”, которые совершенно не умеют считать. Такие частники покупали машины в кредит и выходили на рынок, сбивали цены ниже границ рентабельности, чем по сути, обрушивали рынок.

Во времена, когда занимался продвижением сайтов, у меня много было клиентов по эвакуации автомобилей, прокату автомобилей, частным грузоперевозкам и прочим частным курьерским услугам. Мне безумно нравился тот период жизни, когда я общался с большим количеством предпринимателей и с жадностью впитывал их рассказы, как устроен их бизнес, какие проблемы в нем наблюдаются, как они их решают.

Я наблюдал быстрый рост парка с одного эвакуатора, на котором предприниматель сам катался, до 10 машин с наемными водителями и менеджерами по приему и обработке заявок. Но чаще были ситуации, в которых такие бизнесмены прогорали. Кого-то знал лично, а еще про огромное количество таких случаев рассказывали как раз мои клиенты, наблюдавшие за коллегами по цеху.

Почему я говорю, что люди в бизнесе, которые не умеют считать - это проблема?

Да потому что если вести деятельность и не понимать, какая у тебя на самом деле затратная часть, это гарантированный путь к банкротству. К тому же они по глупости своей, реально “роняют рынок”. Например, когда я занимался продажей кожаных сумок в розницу, в какой-то момент зашло очень много мелких магазинов, которые предлагали кожаные сумки тех же брендов, которые продавал я с наценкой 300..350 рублей от оптовой цены. А еще они предлагали бесплатную доставку. Это был полный трындец. Многие из моих коллег по цеху сдулись, т.к. продажи были тупо нерентабельны. Из того, что зарабатываешь, на рекламу при таком раскладе выделить можно было ровным счетом ни хрена.

Многие удивляются, когда я говорю, что мне моя, относительно новая, и при этом недорогая машина, обходится примерно в 60 т.р. в месяц. Да… мой доход курьера, который сейчас составляет около 14 т.р. в месяц, и близко не может покрыть это. Обычно люди при оценке “стоимость владения автомобилем”, ограничиваются грубым расчетом “на бензин”. В лучшем случае, учтут еще платеж по кредиту, страховкам и налогам.

Моя примерная цифра получена в результате точного ведения дневника расходов по всем статьям в течение полутора лет: налоги, ТО, платеж по кредиту, страховки, амортизация (обычно ее забывают учесть), топливо, штрафы, парковки, резина с учетом периодичности замены и обязательного сезонного шиномонтажа, стеклоомыватели, доп. оборудование (компрессор, водосгон, “вонючка” и т.п. вещи).

У каждого водителя это будет своя уникальная цифра. Например, кто-то делает ТО у “Петровича” в гараже, а кто-то ездит к официалам. Кто-то хранит резину в специальных станциях хранения и просто раз в 6 месяцев приезжает ее сменить. Обычно в таких местах тебе сразу предлагают услугу установки. Мне например, нравится, что это процедура по записи, и я вообще не трачу на это время. Приехал, оставил машину на час, затем зашел забрать машину с резиной по сезону. А другой в своем гараже хранит полные комплекты колес и перекидывает сам, чем экономит деньги на шиномонтаж. По сути, сам отрабатывает эти деньги. У всех разный расход бензина и машина жрет по разному…

Когда у меня был славный постоянно ломающийся выродок отечественного автопрома АЗЛК 2141, то я тоже делал это сам. И не только это… вообще, делал все сам. Несмотря на то, что употребил грубое слово “выродок”, машину все равно считаю хорошей. Хотя бы по аэродинамике, которой в то время не могла похвастаться “классика”. Но это не все. Ведь именно благодаря ей, да и еще отсутствию у меня в то время денег на автосервис, я научился делать хренову кучу всего своими руками… В этой машине за 6 лет моего мучения владения сломалось практически все, что могло поломаться. А некоторые вещи даже не один раз.

Я менял полностью всю систему выпуска отработавших газов от “штанов”, до глушителя. Полностью менял всю систему охлаждения вместе с радиатором и никудышными штатными патрубками. Разбирал двигатель. Мне пришлось разбираться в электрике, менять стартер и генератор и даже полностью разбирать торпедо, чтобы поменять приборную панель, которая однажды просто перестала показывать скорость и остальные жизненно важные показатели. Я с удивлением тогда смотрел на некоторые невероятные по уровню идиотизма конструкторские решения, и начинал верить в инопланетян… Кто еще такое мог имплантировать в мозг стажера конструктора? А еще как так-то, это, полностью минуя контроль опытного главного конструктора, пошло в серию? Надо сказать, серию походу выпускали тоже без ОТК (отдел технического контроля), потому что не верю, чтобы те дефекты, которые я обнаружил, его бы прошли.

Есть ли будущее у курьера после Самоката?

Вообще, в этом плане, наши машины можно считать “супернадежными”. В новостной ленте за последние годы я много раз видел заголовки из серии “Тоyota” отзывает партию из 150 тыс. автомобилей из-за обнаруженного брака в системе впрыска топлива. “Тоyota” - это пример. Подобные новости я видел почти у всех известных брендов.

Однако… Вы хоть раз видели такое у АЗЛК, ВАЗ, УАЗ или других представителей отечественного автопрома? Нет? То-то же! У нас брака нет… Хотя боюсь, что причина как раз в пренебрежении ОТК.

К чему я все это? Что вот такие люди, которые вписываются в эти бизнес схемы, не посчитав как следует экономику, начинают жестко получать по щам уроки от реальности использования транспорта в коммерческих целях. А там прелестей - мама не горюй. Начиная от необходимости делать ТО раз в месяц, и заканчивая списанием в утиль через 3 года. И слив за копейки, т.к. машина уже выработала ресурс. Когда люди берут кредит на 7 лет, а авто через 3 уже выработало свой ресурс, то ни к чему хорошему оно не приводит.

К тому же риски аварий, внезапных поломок, неадекватных людей, с которыми придется иметь дело… Да и тому подобных проблем придется решать внепланово столько, что нервный срыв практически гарантирован.

Но это так, лирическое отступление.

Эволюция курьера

В картинке не хватает еще курьера на легковом автомобиле, курьера на грузовике и дальнобойщика. 
В картинке не хватает еще курьера на легковом автомобиле, курьера на грузовике и дальнобойщика. 

Что по мне, то на автомобилях тоже, все эти люди, так или иначе - курьеры. Т.к. у них у всех есть общий результат трудовой деятельности: получить груз и доставить его получателю в указанные сроки и по указанному адресу. Конечно, можно тут эволюцию и дальше раздуть… приплести ж/д, авиа и даже морские перевозки грузов. Но мы это делать не будем, т.к. там это уже комплексная услуга, которую никто не делает в одиночку. В случае с пешеходным курьером и с некоторыми дальнобоями, есть груз, точки А и Б и он один с каким-то транспортным средством или без онного, его перемещает.

И все же, пеших курьеров и на велосипеде, я бы вынес в отдельную группу, т.к. только они могут рассматриваться как некоторое вложение в здоровье. Самокаты (которые СИМ), автомобили… а тем более грузовые - это путь к болезням. Надо очень много усилий прикладывать, работая на автомобиле, чтобы в возрасте 40 лет не иметь серьезных проблем. Геморрой, простатит, гастрит - обязательны к использованию. Язва и ишемия доступные к выбору опции, в зависимости от пищевых привычек.

Если не выходить размяться каждые три часа из автомобиля, а еще иметь привычку пить кофе и энергетики, то даже очень здоровые от природы люди к 50 годам превращаются в развалину. Вы часто видите, чтобы дальнобойщики и таксисты разминались? Кстати, у таксистов хотя бы такая возможность есть. И то, ее чаще для перекуров используют. А у дальнобоя, который пересекает Москву с юго-востока на северо-запад, может уйти на это 6 часов на эти несчастные 70 км и вряд ли он будет останавливаться… Да и насколько я понимаю, там не менее жесткий тайминг, чем у меня в Самокате.

Хотя кто и зачем идет работать пешим курьером, у меня тоже большой вопрос, т.к. радость от доставки тяжелых рюкзаков на расстояние до 4 км (пример для Яндекс Еды), которые выпадают довольно часто, мне представить сложно. Надо сказать, что если бы у меня 80% заказов не были бы реально легкими до 5 кг, то вероятно, быстро бы потерял энтузиазм. И это на велосипеде в небольшой зоне, где ты с этим грузом на плечах проводишь максимум 15 минут. Пеший курьер, который загрузил себе 15 кг на плечи и отправился за 4 км - это совсем другое дело. Там в конце этой прогулки плечи будут так ныть, что будет хотеться умереть… желательно не мучаясь… во сне… а если твой слот в 8 часов, то можно только с ужасом представить, что все это только начинается.

Электровелосипед и электросамокат (СИМы) - это уже в принципе не про фитнес, а про возможность экономить силы на том, что не надо крутить педали. Сама скорость доставки по факту аналогична велосипедному способу. Особенно сейчас, когда на все СИМы заставили поголовно оснастить устройствами, ограничивающими скорость передвижения. Это так называемый IoT модуль - устройство, обязательное для легальной доставки в Москве. Рекордсмены по количеству заказов в единицу времени конкретно у меня в дарксторе, именно ребята на велосипедах.

А курьерить на своей машине в Москве - ребята, это уже за рамками моего понимания. Держим в уме, что курьерские службы перевесили все риски за любые происшествия на курьера. А херли? Он же самозанятый. Это почти бизнесмен. Должен сам подводить свои балансы и учитывать риски.

В некоторых случаях страхуют груз и жизнь курьера. Но это максимум. 
В некоторых случаях страхуют груз и жизнь курьера. Но это максимум. 

Если ты работаешь на своем транспортном средстве, то все проблемы с ним, твои и только твои. У меня друг, который вел свой бизнес по автоэвакуации, из-за неисправности тормозов на эвакуаторе влетел на дорогостоящий ремонт своего эвакуатора и чужого автомобиля. Ущерб был такой, что его “бизнес” на этом закончился, и он отправился прямиком в уютный найм, отрабатывать деньги, на которые влетел.

Кстати, почему я еще не хочу рассматривать когорту “курьеров на тяжелом транспорте” - необходимость высокой квалификации с длительным обучением, а также опыт решения кучи проблем, которые могут возникнуть с транспортным средством.

Кстати, в плане даже выхода из строя, велосипед и СИМ, решить проблему гораздо проще. Их можно тупо дотолкать/донести до места ремонта. С легковушкой сложнее чуть, но если брать Москву, то за вами за час в любую точку может приехать эвакуатор. Да, дорого, но зато без гемора.

А вот застрять с неисправным грузовиком в 200 км от населенного пункта - это уже испытания совсем другого масштаба. Об этом даже думать не хочется. Тут высокие зарплаты дальнобойщиков очень даже оправданы.

Ребятам из диалога, с которого начал, я сказал, что бизнес “попрет” только в одном случае - если меня возьмут третим, и я буду снимать блог “реалити шоу” об их курьерском бизнесе.

Поржали, сказали, что эта идея гораздо лучше.

Это действительно так. Там никто не знает пока, что я описываю наши диалоги, так что может быть - мое предложение вовсе и не было шуткой.

Вообще, зачем я это пишу?

Дело в том, что очень скоро тема про курьерство закончится и нужна будет еще какая-нибудь интересная тема. Что-то такое, что будет цеплять.

И у меня такая тема есть. Это не значит, что я откажусь от своего фитнеса. Продолжу потихоньку накручивать километры с помощью велосипеда. Дело благое, если вы в Щербинке - то можете меня вызывать ))

Тема, которую я буду освещать дальше - это создание источников дохода. Возможно, бизнеса. Хотя не факт. В любом случае, даже если этим источником в конце концов станет найм, то тоже может оказаться интересно, как искать работу руководителем в IT… Особенно, с курьерской позиции. Рост то впечатляющий должен быть.

А по бизнесу… В моем понимании, нормальный бизнес, это когда ты тратишь очень мало времени на его поддержку. Кстати профессионала, который берет со своих клиентов в пять и более раз выше, чем по рынку, за счет огромного спроса на свои услуги - я бы тоже приравнял к бизнесу. У таких людей обычно хорошие доходы, уйма свободного времени и занимаются они тем, чем им реально нравится заниматься.

У меня сейчас есть некоторые источники дохода, в том числе проект, в котором у меня работает 8 человек наемников. Сам я при этом трачу примерно 4 часа в месяц на этот проект, но бизнесом в полном смысле это назвать язык не поворачивается. Да, у меня есть заказчик, юр. лицо, которому я оказываю услугу и персонал, такие же привлеченные самозанятые бизнесмены (сарказм), которые работают у меня. И работают они, кстати, по ставке в час явно выше, чем я получаю, работая в Самокате ))

В общем, есть небольшая идея, процесс воплощения которой буду описывать. Но это же должна быть серия… стало быть, начну с описания кейсов, что и как мне удавалось делать в прошлом, чтобы создавать дополнительные источники дохода. И это не про доходы с Дзен в прямом смысле.

У меня никогда работа не являлась единственным источником дохода, так что будет интересно.

Также можете добавляться ко мне в телеграм канал - https://t.me/it_marketology

1
Начать дискуссию