Как профилировать ребёнка перед школой: мнение психодиагноста
Как психодиагност часто получаю от своих клиентов запрос на диагностику детей. «Меня посмотрели - его посмотрите», примерно так это начинается. Причины запросов разные - от предрасположенности к предпринимательству или другой деятельности до непохожести ребёнка на других. В преддверии начала школьного года решила осветить актуальную тему профилирования детей - как это с делать и с чего в принципе начать.
Беспокойство родителей понятно. На кону многое. Как минимум ментальное здоровье, как максимум жизнь, которая пошла не по тому сценарию. Неправильно выбранный вуз, передоз объемов информации, неподходящая форма донесения/подачи материала могут нанести непоправимый ущерб и пагубно сказаться и на траектории развития во взрослом возрасте.
В этом году я сама отправляю старшую дочь в первый класс, поэтому такие мысли мне близки.
Когда начинать профилирование ребёнка
Начинать профилировать ребёнка стоит НЕ раньше 10 лет. До этого возраста дети склонны выбирать предпочтения, в том числе, профессиональные, на основе фантазий. «Хочу быть доктором/космонавтом или, как у меня, тренером лошадей».
И даже если вам показалось, что ребёнок хороши читает, значит, будет филологом, - вам показалось.
И даже если вам показалось, что ребенок хорошо читает или без ошибок произносит слова по слогам и ему нужно поступать на филологический, - вам показалось.
Оптимальный возраст для начала профилирования - 11-13 лет. Это «период интересов», когда подростки думают о профессиях, опираясь на увлечения: «Люблю анатомию - стану врачом». Вот тут как раз уже можно делать первые замеры и диагностики.
В 13-14 лет наступает «период способностей». Подросток уже может более объективно оценивать свои сильные стороны. Легко даётся математика, может задуматься: «Математика - мое, пойду учиться на IT в технический ВУЗ». Траектория может смениться, но интересы уже выпуклые и при нужной мотивации их можно зафиксировать.
15-17 лет - «период оценки». Подростки пробуют разные профессии, примеряют их к своим ценностям и возможностям. Это время для экспериментов в полях - стажировки, курсы, хобби - все, что поможет сделать осознанный выбор. Сейчас существуют отличные бизнес инкубаторы и образовательные площадки, которые отлично моделируют навыки.
Важно понимать, что для успеха должны присутствовать два компонента: предрасположенность и мотивация.
И что прямо важно! Для успеха должны присутствовать два компонента: предрасположенность и мотивация. И второе, как показывает практика, даже более существенно.
Какие черты и качества можно оценивать у детей в разном возрасте
Ну а для тех, кто хочет "предметно" изучать своего ребёнка с самого раннего возраста, расскажу о каждом этапе и периоде с примерами качеств, которые можно оценивать:
- Раннее детство (0–3 года). В этом возрасте закладываются основы личности и начинают проявляться первые признаки индивидуальности. Здесь с помощью тестов, конечно, ничего не оценить.
Но можно уже кое-что понять с помощью наблюдений:
▪Темперамент и эмоциональная регуляция. Это то, как ребёнок проявляет себя, как он справляется с эмоциями – гневом, радостью, страхом.
▪Любознательность и исследовательское поведение. Насколько активно он проявляет интерес к окружающему миру, как он стремиться изучать новые предметы и явления. Эти качества связаны с развитием когнитивных способностей.
▪Тип привязанности. С какой позиции ребёнок взаимодействует со взрослыми: с безопасной, равнодушной/амбивалентной, избегающей, тревожной.
- Дошкольный возраст (3–6 лет) В этот период дети активно получают социальные навыки и начинают понимать себя как личность, развивая многие качества:
▪Эмпатия. Способность понимать и разделять чувства других.
▪Самооценка. Ребёнок начинает оценивать свои способности и достижения. Положительная самооценка способствует уверенности в себе.
▪Социальные навыки. Умение взаимодействовать со сверстниками, делиться, сотрудничать.
- Младший школьный возраст (6–11 лет)
Что оцениваем:
▪Учебную мотивацию и интересы ребёнка, в том числе, интерес к обучению, стремление к достижениям.
▪Интеллект. Способность делать самостоятельные умозаключения, решать задачи.
- Подростковый возраст (12–16 лет) Этот период характеризуется активным поиском идентичности и формированием собственных взглядов на мир.
Что можно оценить:
▪Самоидентификация. Понимание себя, своих ценностей и целей.
▪Эмоциональная устойчивость. Способность справляться со стрессом и эмоциональными перегрузками.
Все подборки бесплатных валидных методик и тестов собрала вот в этом посте.