Как профилировать ребёнка перед школой: мнение психодиагноста

Как психодиагност часто получаю от своих клиентов запрос на диагностику детей. «Меня посмотрели - его посмотрите», примерно так это начинается. Причины запросов разные - от предрасположенности к предпринимательству или другой деятельности до непохожести ребёнка на других. В преддверии начала школьного года решила осветить актуальную тему профилирования детей - как это с делать и с чего в принципе начать.

Как профилировать ребёнка перед школой: мнение психодиагноста

Беспокойство родителей понятно. На кону многое. Как минимум ментальное здоровье, как максимум жизнь, которая пошла не по тому сценарию. Неправильно выбранный вуз, передоз объемов информации, неподходящая форма донесения/подачи материала могут нанести непоправимый ущерб и пагубно сказаться и на траектории развития во взрослом возрасте.

В этом году я сама отправляю старшую дочь в первый класс, поэтому такие мысли мне близки.

Когда начинать профилирование ребёнка

Начинать профилировать ребёнка стоит НЕ раньше 10 лет. До этого возраста дети склонны выбирать предпочтения, в том числе, профессиональные, на основе фантазий. «Хочу быть доктором/космонавтом или, как у меня, тренером лошадей».

И даже если вам показалось, что ребёнок хороши читает, значит, будет филологом, - вам показалось.

И даже если вам показалось, что ребенок хорошо читает или без ошибок произносит слова по слогам и ему нужно поступать на филологический, - вам показалось.

Оптимальный возраст для начала профилирования - 11-13 лет. Это «период интересов», когда подростки думают о профессиях, опираясь на увлечения: «Люблю анатомию - стану врачом». Вот тут как раз уже можно делать первые замеры и диагностики.

В 13-14 лет наступает «период способностей». Подросток уже может более объективно оценивать свои сильные стороны. Легко даётся математика, может задуматься: «Математика - мое, пойду учиться на IT в технический ВУЗ». Траектория может смениться, но интересы уже выпуклые и при нужной мотивации их можно зафиксировать.

15-17 лет - «период оценки». Подростки пробуют разные профессии, примеряют их к своим ценностям и возможностям. Это время для экспериментов в полях - стажировки, курсы, хобби - все, что поможет сделать осознанный выбор. Сейчас существуют отличные бизнес инкубаторы и образовательные площадки, которые отлично моделируют навыки.

Важно понимать, что для успеха должны присутствовать два компонента: предрасположенность и мотивация.

И что прямо важно! Для успеха должны присутствовать два компонента: предрасположенность и мотивация. И второе, как показывает практика, даже более существенно.

Какие черты и качества можно оценивать у детей в разном возрасте

Ну а для тех, кто хочет "предметно" изучать своего ребёнка с самого раннего возраста, расскажу о каждом этапе и периоде с примерами качеств, которые можно оценивать:

  • Раннее детство (0–3 года). В этом возрасте закладываются основы личности и начинают проявляться первые признаки индивидуальности. Здесь с помощью тестов, конечно, ничего не оценить.

Но можно уже кое-что понять с помощью наблюдений:

▪Темперамент и эмоциональная регуляция. Это то, как ребёнок проявляет себя, как он справляется с эмоциями – гневом, радостью, страхом.

▪Любознательность и исследовательское поведение. Насколько активно он проявляет интерес к окружающему миру, как он стремиться изучать новые предметы и явления. Эти качества связаны с развитием когнитивных способностей.

▪Тип привязанности. С какой позиции ребёнок взаимодействует со взрослыми: с безопасной, равнодушной/амбивалентной, избегающей, тревожной.

  • Дошкольный возраст (3–6 лет) В этот период дети активно получают социальные навыки и начинают понимать себя как личность, развивая многие качества:

▪Эмпатия. Способность понимать и разделять чувства других.

▪Самооценка. Ребёнок начинает оценивать свои способности и достижения. Положительная самооценка способствует уверенности в себе.

▪Социальные навыки. Умение взаимодействовать со сверстниками, делиться, сотрудничать.

  • Младший школьный возраст (6–11 лет)

Что оцениваем:

▪Учебную мотивацию и интересы ребёнка, в том числе, интерес к обучению, стремление к достижениям.

▪Интеллект. Способность делать самостоятельные умозаключения, решать задачи.

  • Подростковый возраст (12–16 лет) Этот период характеризуется активным поиском идентичности и формированием собственных взглядов на мир.

Что можно оценить:

▪Самоидентификация. Понимание себя, своих ценностей и целей.

▪Эмоциональная устойчивость. Способность справляться со стрессом и эмоциональными перегрузками.

Все подборки бесплатных валидных методик и тестов собрала вот в этом посте.

1
Начать дискуссию