От онлайн-школы до супераппа: история «Кампуса» о развитии проекта и участии в Yandex Cloud Boost

Рассказываем историю одного стартапа в программе Yandex Cloud Boost: как «Кампус» превратился из школы «от студентов для студентов» в экосистему и как он помогает Яндексу в поиске талантов и привлечении молодых специалистов.

От онлайн-школы до супераппа: история «Кампуса» о развитии проекта и участии в Yandex Cloud Boost

«Кампус» предлагает студентам комплексное решение для учёбы и развития карьеры: от расписания занятий и афиши мероприятий, олимпиад и стажировок до помощи в освоении предметов. В будущем появится ИИ-помощник, способный подготовить к занятиям или помочь в решении сложных задач.

В процессе развития команда приняла участие в программе Yandex Cloud Boost и получила не только грантовую поддержку на инфраструктуру и сервисы платформы, но и выход на будущих клиентов.

Как проходила интеграция с облачной платформой Yandex Cloud, какие изменения произошли в проекте за это время и как сотрудничество с Яндексом помогло «Кампусу» монетизировать аудиторию, рассказывает Кирилл Ласкин — сооснователь и CEO компании.

Кирилл Ласкин
Основатель и CEO «Кампуса»

История «Кампуса»: от страданий на сессии до платформы для 200 вузов

Проект родился из личного опыта: готовясь к экзаменам по высшей математике, мы с моим будущим кофаундером Юлией поняли, что не хватает понятных материалов и поддержки. Так появился «Матклаб» — школа от студентов для студентов.

Первое пробное бесплатное занятие провели летом 2020 года в МИСИС. Денег почти не было, поэтому экспериментировали с монетизацией идеи. Пытались внедрить модель «плати сколько хочешь» — не вышло. В итоге остановились на простой подписке в 1000 рублей за семестр.

<i>Так выглядело расписание занятий в «Матклабе» в 2020 году  </i>
Так выглядело расписание занятий в «Матклабе» в 2020 году  

Доходы были более чем скромными: основатели получали по 20 тыс. рублей за семестр, а преподаватель — 30 тыс. рублей. Сложно было назвать это бизнесом, скорее, хобби с очень маленькой финансовой отдачей. Но мы активно думали, как можно превратить нашу идею в полноценный стартап.

Переломный момент наступил в конце 2021 года. Мы запустили первые видеоуроки вместо очных занятий, рискнули заложить в бюджет немного онлайн-маркетинга, до 10 тыс. рублей в неделю, — и это сработало.

<i>А это одна из онлайн-лекций с преподавателем </i>
А это одна из онлайн-лекций с преподавателем 

В 2022 году нас заметили — мы получили первый грант и сразу инвестировали его в развитие: наняли первых штатных сотрудников, сделали сайт и усилили маркетинг.

Именно тогда мы вышли на команду разработчиков из Новосибирска, которая разрабатывала приложение-расписание «Кампус». Сначала просто сотрудничали, а позже выкупили их проект после того, как привлекли инвестиции в размере 10 млн рублей на Дне инвестора в МШУ Сколково. Тогда мы поняли, что будущее проекта — не в отдельных курсах, а в экосистеме для студентов.

С этого момента «Матклаб» начал превращаться в «Кампус». Мы росли не только технологически, но и экспертно. Если на старте преподавали в основном такие же студенты, как и мы, то в 2023 мы стали активно привлекать опытных педагогов через сайты по поиску работы для сложных предметов вроде химии, физики, матстата и высшей математики.

Финансовый рывок случился чуть позже. Осенью 2023 года мы привлекли первые инвестиции от крупных инвесторов из EdTech-индустрии. Благодаря этому удвоили количество подключённых вузов — с 80 до 120, достигли выручки в 5–6 млн рублей за 2024 год и планируем выйти на 25–30 млн рублей к концу 2025 года.

Теперь мы большая экосистема для учащихся вузов. Наше приложение объединяет шесть ключевых направлений, которые делают студенческую жизнь проще и эффективнее:

  1. Умное расписание — доступ к актуальному расписанию группы студента с возможностью делать заметки к каждой паре.
  2. Социальные сети внутри каждого вуза, где можно делиться мыслями, публиковать посты, общаться с однокурсниками в комментариях, оставлять реакции.
  3. Преподавательский рейтинг — коллекция студенческих отзывов и оценок, помогающая заранее узнать специфику работы педагогов и их подход к обучению.
  4. Скидки для студентов — специальные предложения и уникальные скидки от партнёров платформы.
  5. Образовательный центр — курсы по подготовке к сессии и старту карьеры. Помимо 20+ университетских предметов есть программы от работодателей, например от Яндекс Школы и ВТБ.
  6. «Кампус Вакансии» — раздел в приложении, где студент ищет подработку или начинает свой путь в построении карьеры.
<i>У каждого раздела есть отдельная страница с функциями. Например, в расписании можно не только проверить время начала пар, но и оставить к ним заметки </i>
У каждого раздела есть отдельная страница с функциями. Например, в расписании можно не только проверить время начала пар, но и оставить к ним заметки 

Сегодня структура доходов выглядит так: 5–10% выручки приходится на EdTech-направление, а 90–95% формируется за счёт B2B-сегмента, который включает услуги по трудоустройству студентов и рекламные интеграции с крупными компаниями.

На сентябрь 2025 года к «Кампусу» подключено 200 вузов и колледжей из России и Беларуси. Мы не конкурируем с топовыми университетами, у которых есть собственные приложения, а работаем с большинством — региональными вузами, где цифровизация ограничивается расписанием на сайте. «Кампус» даёт им удобный сервис без обязательной регистрации и с дополнительными функциями, включая трудоустройство.

От питча до партнёрства: как выигрывать не только гранты

Рост «Кампуса» потребовал новых ресурсов и партнёров. Чтобы привлечь инвестиции, мы много питчили проект на разных мероприятиях для стартапов — больших и не очень. Это помогло нам:

  • собрать ценную обратную связь от инвесторов и экспертов;
  • отточить навыки презентации;
  • улучшить структуру материала;
  • усилить позиционирование — мы продвигали себя как «самый студенческий проект из студенческих проектов» и «экосистему для студентов»;
  • получить новые полезные контакты и даже выиграть грант от Yandex Cloud Boost.

Одним из таких мероприятий стал онлайн-марафон «Разведки» — это регулярные питч-сессии, где любой стартап может выступить перед приглашёнными инвесторами. Формат напоминает открытый микрофон, но с предварительным отбором проектов. В основном туда приходят стартапы на ранней стадии, чтобы потренироваться в питче, получить обратную связь и, возможно, найти инвестора. Инвесторов мы встретили позже, но с пустыми руками не ушли: команда Yandex Cloud Boost выделила нас среди выступающих проектов и пригласила в программу с расширенным грантом на сумму 400 тыс. рублей на полгода.

Грант помог нам оптимизировать работу с медиаконтентом. В приложении «Кампуса» используется сложная система показа рекламы через истории, баннеры и учебные материалы. Перенос изображений в хранилище Yandex Cloud помог не только сократить расходы на хранение, но и значительно улучшить пользовательский опыт: время загрузки уменьшилось с 2 до 0,45 секунды. Это решение также заложило основу для новых продуктов — например, для ИИ-генератора резюме, который будет частично использовать те же облачные решения.

Сейчас на базе облака дополнительно запускаем HR-проект — платформу для поиска талантливых студентов. Система учитывает важные параметры: учебное заведение, курс и академическую нагрузку. Особое преимущество сервиса — интеграция с ИИ-системой составления резюме, о которой упомянул выше. Такой подход к сотрудничеству выгоден обеим сторонам: мы получаем доступ к мощным инструментам и нетворкингу, а Яндекс и работодатели — перспективных клиентов и партнёров.

Жизнь после гранта: как программа привела к нам клиентов из Яндекса

Yandex Cloud напрямую заинтересован в росте участников программы, ведь если растёт наш продукт, то обычно увеличивается и потребление облачных сервисов в рамках гранта или после его окончания. Поэтому ребята из Yandex Cloud Boost стараются помогать по мере своих возможностей.

Так, мы попросили познакомить нас с Young&&Yandex — командой Яндекса, которая отвечает за образовательные проекты и стажировки для студентов. Важно, что мы сразу подсветили, какую пользу можем принести коллегам, почему им может быть интересно с нами познакомиться — и у нас всё получилось.

Мы получили два пилотных контракта, в рамках которых помогли Яндексу с привлечением студентов на программы Летней школы, а также на ежегодный фестиваль Young Con. Нашей задачей было сделать так, чтобы как можно больше студентов из «Кампуса» узнали об этих событиях, особенно — студенты профильных специальностей для Яндекса.

<i>Мы разместили рекламу мероприятий и наборов Яндекса в приложении — встраивали в интерфейс и рассылали пуш-уведомления с анонсами</i>
Мы разместили рекламу мероприятий и наборов Яндекса в приложении — встраивали в интерфейс и рассылали пуш-уведомления с анонсами

Иногда стоимость одного лида была выше, чем по другим каналам, но решение «Кампуса» помогло нам дотянуться с программами и мероприятиями Яндекса до тех студентов, до которых мы не могли достучаться ранее.

Никита Логачев, менеджер по маркетинговым коммуникациям и бренду Young&&Yandex

Постепенно у нас выстроилась целая сеть контактов внутри Яндекса: одна часть появилась через Yandex Cloud, другая — через личный нетворкинг. Эти связи регулярно помогают в решении рабочих вопросов и поиске новых задач внутри компании. Сейчас мы хотим помочь Яндекс Еде с поиском курьеров в регионах, где у студентов эта роль пользуется популярностью, а также общаемся с другими командами Яндекса.

Вектор развития: куда движется проект и какие цели ставит

В этом году мы ставим амбициозную цель по росту аудитории: выйти на 350–500 тыс. активных пользователей в месяц. Учитывая, что сентябрь — наш пиковый сезон, у нас есть все шансы достичь этих показателей.

Наши ключевые направления развития:

  • Расширение функциональностей расписаний — помимо парсинга существующих расписаний с сайтов университетов, запускаем возможность самостоятельного составления графиков.
  • Выход на рынки СНГ — в приоритете подключение минских вузов, активное развитие в Казахстане.
  • Интеграция ИИ-технологий — разработка встроенных помощников на базе языковых моделей, внедрение функций транскрибирования лекций и автоматического создания заметок, создание инструментов для академической поддержки (поиск материалов, рефератов, статей), запуск сервиса по составлению резюме с помощью ИИ.
  • Масштабирование инфраструктуры для обработки растущего объёма данных.

Что такое Yandex Cloud Boost

Специальная программа для компаний, которые разрабатывают собственные технологические продукты. За время существования к ней присоединилось уже более 1,5 тыс. продуктовых команд.

Программа предоставляет грант на облачные ресурсы, благодаря которому можно пользоваться технологиями Yandex Cloud без лишних затрат. Также участники получают бесплатные консультации с архитекторами платформы: они помогают подобрать оптимальный набор сервисов, повысить отказоустойчивость архитектуры и избежать тупиковых решений в разработке. Кроме того, компаниям доступна PR-поддержка через совместные публикации кейсов и участие в мероприятиях, нетворкинг с командами Яндекса, инвесторами и корпорациями из числа партнёров программы.

Принять участие могут как начинающие, так и опытные команды — разница в размере и сроке гранта: от 50 тыс. до 1 млн рублей на срок от 2 до 6 месяцев. Для резидентов технопарков, выпускников акселераторов и тех, кто уже привлёк инвестиции или гранты, условия программы шире — от 400 тыс. до 5 млн рублей на период от 6 месяцев до года. Всё зависит от стадии бизнеса, продукта или технологии.

А для тех, кто планирует встроить большие языковые модели в свои продукты, есть отдельный грант: 1 млн рублей на сервисы Foundation Models сроком на год.

Наша команда не останавливается на выдаче грантов, а ищет разные инструменты влияния на рост стартапов в контуре или за пределами программы Yandex Cloud Boost. Мы готовы играть вдолгую и поддерживать компании-разработчики, потому что верим в их потенциал роста, ведь в итоге это помогает расти и нашей платформе.

Полина Мещерякова, менеджер программы стартапов Yandex Cloud

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте ещё больше историй о компаниях, которые создают и развивают бизнес вместе с Yandex Cloud.

Другие статьи, которые могут быть полезны для стартапов:

4
Начать дискуссию