Как сделать портфолио полезное Заказчику | НА ФРИЛАНСЕ

Встречают по одежке и по портфолио. В своей прошлой статье “критерии идеального фрилансера” уже касалась темы грамотно оформленного портфолио и зачем это нужно Заказчикам. Здесь хочу поставить вопрос ребром и пошагово разобрать как собрать эффективную презу с работами.

Лень читать?! Посмотри видео версию данной статьи <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FoUk3V2HDhq8&postId=2213476" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по ссылке.</a>
Лень читать?! Посмотри видео версию данной статьи по ссылке.

На основе опыта общения с клиентами и специалистами на фрилансе, сложилось ощущение, что тема важная и нужная. Фрилансеры собирают красивые картинки с кейсами, а Заказчики не понимают по картинкам, что конкретно там делал Исполнитель, какая задача стояла. Ведь ему нужен удобный материал для согласования исполнителя с Лицом, Принимающим решение (далее ЛПР).

Так давайте наконец порвем этот порочный круг.

Зачем Заказчику Ваше портфолио?!

Для начала опишу коротко историю Заказчиков, чтоб было понятно как используется портфолио. Основано на реальных просьбах и отзывах ТОП-менеджеров, бренд менеджеров и специалистов по закупкам в крупных производственных компаниях.

Внутри любой компании, когда прилетает задача, для которой нужен сторонний специалист, обычно это “должно быть сделано вчера”. А согласование внутри компаний обычно долгие и муторные. На поиск подрядчика тоже не вот чтоб тебе много времени выделяют. И вот тут Заказчик начинает писать друзьям, коллегам, спрашивая, есть ли кто на примете. Перебирать в почте, всех кто отправлял письма счастья о сотрудничестве. И некоторые идут в поисковики и биржи фриланса.

Когда специалиста нашли, Заказчику нужны два ответа: смета\сроки на работы и портфолио(в идеале в формате PDF). Потому что менеджер собирает эти материалы у себя в папочку на компе. Потом, чаще всего, печатает и несет на согласование ЛПРу. Там вашего заказчика, как на экзамене спрашивают информацию о проектах исполнителей, что конкретно там сделал специалист, кто был заказчик. Конечно разбирают сметы и обсуждают кого лучше взять.

Деньги не всегда являются критерием выбора Исполнителя, иногда приоритет падает на того специалиста, у кого в портфолио есть кейсы схожие с текущим тех.заданием. Ну и если менеджеру понравился конкретный специалист, то ему нужны аргументы. А берет он ИЗ ВАШЕГО ПОРТФОЛИО И СМЕТЫ. Хорошо если у вас есть правильно оформленная презентация работ с показателями результатов Ваших проектов, то есть каких высоких показателей достигли клиенты с помощью вашего кейса.

А еще отдельная боль Заказчиков- это вес файла презентации. Работая как-то в агентстве, отправила клиенту по имейл ссылку на документ портфолио. Так вот мне тут же позвонил получатель и спросила: “Вы что издеваетесь? Файл презентации весит 60 мегабайт. Что у вас там фильм?!”. Позднее встречались вопросы и просьбы про 10 мегабайт, из-за ограничений корпоративной почты по принятию писем с вложениями до 10 мб. И я поняла, что оптимальный вес- до 7 мегабайт. Конечно, качество изображений должно быть высоким для онлайн выведения на экран или печати на офисном принтере, но не как для печати билборда.

Если быть занудой, то в названии файла тоже предпочтительно прописать вашу специализацию и фамилию. Это нужно для оперативного поиска ваших материалов Заказчиком.

Сбор каталога проектов

Теперь давайте разберемся, как собрать такое супер удобное и полезное портфолио, чтобы заказчики точно понимали на что вы способны. Начнем со сбора каталога проектов. Это так же пригодится Вам для оценки нагрузки и оценки стоимости конкретных проектов.

И не поверите, берем XL табличку или можете скачать мой шаблон по ссылке.

Как сделать портфолио полезное Заказчику | НА ФРИЛАНСЕ

Разделяем таблицу с проектами на столбцы:

  • Название проекта
  • Заказчик (тот кто Вам платил за проект)
  • Клиент (для кого вообще была эта работа)
  • Месяц\Год проекта
  • Локация (где проходил или демонстрировался Ваш проект, если это фестиваль или рекламная компания.)
  • Список работ (этапы, которые Вы выполняли в проекте)
  • Время затраченное на проект
  • Стоимость проекта (сколько Вы получили. это для себя нужно)
  • Краткое описание проекта, идеи, задачи и т.д. Максимум на 200-300 символов.
  • Результаты (если клиент поделился успехами в цифровых показателях.)

Например, Вы делали сайт для фестиваля, в который помог за месяц продать 10 тысяч билетов и занял второе место в конкурсе по креативу.)

Зачем нужно создавать такой список?!

Это поможет Вам понимать сколько проектов вы можете делать комфортно в месяц. Увидеть, как много пользы приносит заказчикам ваши проекты и понимать какая стоимость у того или иного проекта по объему задач и срокам. Возможно понадобится вспомнить какие-то конкретные проекты, если для клиента нужно собрать отдельную презентацию.

Если у вас нет проектов от заказчиков, то составьте список ваших проектов студенческих. Возможно ваш проект побеждал в конкурсах. Это тоже плюс в вашу пользу.

Верстаем презентацию

В идеале чтобы портфолио состояло из 15-20 страниц максимум, на один проект(кейс) 1-2 страницы. Чтобы минимум страниц и максимум информации.

Первый слайд портфолио \ Обложка

Поверьте ваша красивая обложка не сдалась заказчикам, поэтому начните презу с информации о себе. Такое CV (от лат. curriculum vitæ — «жизненный путь»), где описаны ключевые точки роста и на чем специализируетесь. Такой текст должен быть не больше 500 символов. Отражать опыт, ключевые проекты, компании-клиенты, победы в конкурсах.

Предоставлено<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Folgae7426c3&postId=2213476" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> Ольгой Егоровой</a> (креативный дизайнер). <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1tHFHV9GSCaYksKe5Y10jiRIrqUn6LNKz%2Fview%3Fusp%3Ddrive_link&postId=2213476" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Это портфолио здесь.</a>
Предоставлено Ольгой Егоровой (креативный дизайнер). Это портфолио здесь.

Если Вы молодой специалист и у вас нет опыта, так и пишите учился там то, курсы такие то, делал проекты в таких-то программах, интересны проекты связанные с тем-то.

Оформление проектов

На первом слайде Вашего проекта должен быть не просто визуал, а визуал + клиент (юридическое лицо) для кого был проект + тезисное описание задачи + список Ваших работ в проекте. Чаще всего только картинки Заказчику вообще ничего не говорят, даже если он обратился к вам как к разработчику, дизайнеру и т.д. И это не потому что он тугой, просто у каждого Заказчика еще есть своя работа и куча информации с разных сторон. А тут вы с картинками….) Что за картинки, для кого вы это делали, что вы там делали, какая задача стояла?!

Предоставлено<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Folgae7426c3&postId=2213476" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> Ольгой Егоровой </a>(креативный дизайнер). Это портфолио <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1tHFHV9GSCaYksKe5Y10jiRIrqUn6LNKz%2Fview&postId=2213476" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь.</a>
Предоставлено Ольгой Егоровой (креативный дизайнер). Это портфолио здесь.

Короче, первый слайд проекта это:

  • Визуал Вашей готовой работы.
  • Заголовок вида работы и название бренда (Например: Разработка сайта магазина одежды с нуля \ Ребрендинг фирменного стиля Банка\ Промо приложение в рамках новогодней акции какого-то бренда и т.д.).

Обратили внимание, что в названии проекта есть ответ на вопросы: что сделали, для чего и для кого. Это помогает Заказчику понять делали ли Вы уже те работы, что ему нужны или по другому на сколько быстро Вы можете помочь ему.

  • Название компании для кого вы выполняли работу.
  • Список того, что вы делали: аналитика конкурентов, разработка прототипа(если сайт или приложение), верстка прототипа, разработка дизайна на Figma, написание кода в JAVA, интеграция с Битрикс24 и т.п. То есть понять список того, что вы реально можете делать. Сама была в шоке, что это важно клиентам.

Еще 1-2 слайда, чтобы показать ДО\ПОСЛЕ и\или коллаж вариаций вашего проекта. Много страниц по одному проекту не стоит делать. Это отвлекает и обычно достаточно иметь один план покрупнее(где у нас описание), второй на носителях\в интерьере. На встречах клиенты меня просили не задерживаться на кейсах. Если заинтересовал проект останавливали во время презентации. Если будет нужно, потом рассмотрят сами, после встречи.

НА КАЖДОЙ СТРАНИЦЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ внизу рекомендую делать сноску с Вашими контактами и ФИО + специализация, так как бывали случаи, когда Заказчик печатает листочки они разлетаются и уже не найдешь, чьи где работы. Это исключение, но такое тоже случается. За 15 лет работы с клиентами в B2B с чем только не сталкивалась.

Финальный слайд

Финальный слайд не принципиален, но там можно оставить еще раз ваши контакты и мотивационную фразу, которая будет приглашать к сотрудничеству. Например, “Спасибо! Увидимся на проектах!” или “Давайте сделаем ваш бренд заметным — обсудим стратегию и сроки?!”. Так как на собраниях Заказчики по инерции пролистывают быстро страницы, а попадая на финальный слайд их может зацепить чем-то неординарным. Использовать нужно все возможности!)

Предоставлено <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Folgae7426c3&postId=2213476" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ольгой Егоровой </a>(креативный дизайнер). Это портфолио <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1tHFHV9GSCaYksKe5Y10jiRIrqUn6LNKz%2Fview&postId=2213476" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь.</a>
Предоставлено Ольгой Егоровой (креативный дизайнер). Это портфолио здесь.

Спасибо, что прочли статью до конца. Надеюсь она будет Вам полезной. Пишите в комментариях, чего не хватает. А еще пишите, какие темы еще хотите увидеть в моих статьях.

Хорошего настроения несмотря ни на что и вопреки!)

1
Начать дискуссию