Как я училась искать клиентов в соцсетях — и нашла 70 клиентов за год, просто написав незнакомцам в личку
Когда я впервые начала искать новых клиентов среди незнакомых людей в соцсетях (вынужденно!) — я столкнулась с одной простой, но огромной проблемой: как вообще начать писать чужому человеку? Что сказать? Как предложить свои услуги?
За год я нашла 70 клиентов — без рекламы, без сложных схем, просто через переписку и понимание того, что действительно важно человеку.
И именно вынуждено — потому что мне совсем не хотелось этого делать.
Если бы у меня были другие способы находить клиентов — я бы ни за что не пошла в холодные переписки.
Например, чтобы клиенты сами мне писали, звонили и становились в очередь. Или чтобы мой блог в соцсетях рос и приводил мне клиентов. Или если я умела настроить таргетинг. Или если бы у меня были деньги на таргетолога или кого-то, кто приведет мне клиентов.
И это при том, что раньше я была директором по маркетингу на фирме. Но лично мне денег и моих навыков не хватило, чтобы развить блог, выстроить очередь клиентов и жить на входящих заявках. Хотя я наснимала ооооочень много видео, написала сотни постов и сделала тысячи сторис.
За полтора года после запуска курсов по эмоциональному интеллекту я исчерпала «своих» клиентов: подписчики, друзья, знакомые, рекомендации. Входящие закончились.
Поэтому пришлось учиться писать незнакомым людям и приглашать их на курсы.
Почему спам — не выход
Первое, что я увидела и отбросила, — это рассылки и спам в директ.
Я каждый раз, когда это вижу, думаю: ну вот реально, кто эти люди, которые выбирают слать длинные бессмысленные сообщения, которые никто не читает, сразу удаляют, после которых тебя банят, приходится заводить по сорок аккаунтов? Ты ненавидишь свою работу, у тебя ноль клиентов… Ну вот серьёзно: есть такие люди, кто купил или кликнул на спам? Напишите мне, кто знает.
Поэтому я искала рабочий способ.
Четыре нерабочих подхода (кроме спама)
1. Прямая продажа «в лоб»
Если я писала людям прямо: «Я предлагаю вам пройти такой-то курс», чаще всего натыкалась на глухую стену — люди не слышали меня, отказывали.
2. Обход, манипуляция, юление
Я пробовала скрывать продажу, намекать, «юлить», чтобы не показаться навязчивой. Но это тоже не работало: люди всё равно задавали прямой вопрос — «Так что вы мне пытаетесь продать?» В этот момент я терялась и чувствовала, что вру и себе, и человеку. И, как правило, диалог заканчивался.
3. Трогательный рассказ о себе
Я писала, как курс помог лично мне и что теперь я помогаю другим. Люди действительно отвечали, потому что слова находили отклик. Но продавать это не помогало.
И тогда я поняла ключевой момент: дело не в том, чтобы «продавать курс», а в том, чтобы сначала понять, чего реально хочет человек, и работать с его запросами.
НО — как задать вопросы человеку, и чтобы он искренне зачем-то (незачем абсолютно) стал отвечать незнакомому человеку о том, что у него болит?
4. И это была четвертая нерабочая стратегия — Вопросы в лоб. А что для вас сейчас важно? Что хотите улучшить? Люди не отвечали. Я даже потом предлагала варианты: что для вас сейчас важнее — доход, отношения, здоровье? Тишина.
Что сработало
Перепробовав десятки сообщений я поняла: дело не в том, чтобы «продавать курс», а в том, чтобы говорить о потребностях человека. Причём не о том, что я делаю («веду уроки», «провожу курсы»), а о том, зачем ему это нужно. И не задавать лишних вопросов.
Я называю это — «потребности верхнего уровня»
Для другого примера (не мои курсы) возьмём репетитора по математике.
Нижний уровень — уроки математики.
Верхний уровень — зачем родители на самом деле ищут репетитора?
И вот здесь открывается целый пласт. Родители редко говорят «Хочу, чтобы он лучше решал квадратные уравнения». Они говорят по-другому:
- «Я хочу, чтобы у ребёнка были шансы поступить в хороший вуз. Пусть у него будет сильное окружение, престижное образование».
- «Я хочу быть уверенной, что мой сын не пропадёт, что у него будет профессия, карьера, стабильность».
- «Я хочу гордиться: мой ребёнок учится в [название вуза]. Чтобы родственники и друзья слышали это, и у меня сердце радовалось».
- «Я хочу знать, что сделала всё возможное. Тогда у меня не будет чувства вины и тревоги, что я упустила шанс».
- «Я хочу, чтобы мой ребёнок не отставал от других. А лучше — был впереди».
- «Я хочу, чтобы он чувствовал себя уверенно, не боялся экзаменов, верил в себя».
- «Я хочу дать ему то, чего не было у меня. Я не поступил, а мой сын поступит».
Вот это и есть «потребности верхнего уровня». И когда репетитор говорит с родителями на этом языке — про будущее, уверенность, спокойствие — он попадает в самое сердце.
Вот как может выглядеть сообщение
В конечном итоге репетитор по математике и любой человек может найти тысячи клиентов в соцсетях, если будет писать простые и честные сообщения. Например:
«Елена, здравствуйте! Я репетитор по математике, готовлю ребят к экзаменам. Обычно ученики приходят с троек, а через пару месяцев уже спокойно пишут на четвёрки и пятёрки. Это снимает огромный стресс и с детей, и с родителей.
У меня сейчас есть несколько мест для пробных занятий — это бесплатно, чтобы ребёнок посмотрел, как всё проходит, и понял, комфортно ли ему. Вам было бы актуально попробовать?»
Главный вывод
Итак, что я сделала.
- Я переписала свои сообщения так, чтобы они были о потребностях высокого уровня.
- Я не юлю, не манипулирую.
- Я говорю с человеком на уровне ценностей.
- Если для него это важно — тогда предлагаю встречу, где рассказываю о своём решении (курс), понимая, что у него есть и другие варианты.
Отклик вырос в разы!
Главный секрет прост: не продавай продукт, говори о том, что важно человеку. Это не единственный, но стратегический нюанс.
Такой подход работает в любой сфере — от репетиторов до тренеров, консультантов и специалистов любых направлений.
Если вам интересны продажи, можете заглянуть в мой ТГ канал — рассказываю простые способы икать клиентов, как справляться с психологическими трудностями и реально увеличивать продажи.
Елена Симончук, предприниматель, интеллект-тренер