Чему бизнес-школы могут научиться у стартапов: уроки из истории EdTech-проекта

На российском рынке EdTech много крупных игроков, однако им свойственны похожие проблемы: устаревшие кейсы, оторванность от реальности, низкая практическая применимость знаний.

Даже самые сильные бизнес-школы нередко работают с материалами десятилетней давности и международными примерами, которые плохо соотносятся с российской действительностью.

Как решить эту проблему? Один из способов есть у Дмитрия Фалалеева — предпринимателя с бэкграундом в медиа и основателя бизнес-школы U Skillz.

  • Его проект начинался как «курсы для себя», но постепенно вырос в полноценную образовательную платформу с фокусом на soft skills и лидерство.
  • Важнее всего подход: как перестраивать образовательные форматы под живой запрос профессионалов.

Опыт Фалалеева показывает, что именно такой формат обучения востребован сегодня на рынке — когда знания сразу можно применить в практике.

И эти выводы могут быть полезны любому, кто задумывается о собственном развитии или строит образовательные продукты для других.

Чему бизнес-школы могут научиться у стартапов: уроки из истории EdTech-проекта

Полный выпуск подкаста «Всевидящее Шоко» с Дмитрием вы можете посмотреть здесь:

Содержание:

Теория — не то же самое, что практика

Классические бизнес-школы часто оперируют кейсами из Гарварда или Йеля, о них десятилетиями рассказывают на лекциях профессора в ведущих университетах мира.

  • Но они плохо применимы в российской экономике: другой рынок, иные правила игры, отличная динамика.

И если за рубежом кейсы формируют общее поле для дискуссии, то в России их приходится буквально «переводить» на язык актуальной реальности для компаний.

Практический урок здесь прост: знания должны быть адаптированы к контексту. Абстрактные теории про стратегию в американском ритейле не имеют смысла — нужны инструменты, которые помогают решать задачи конкретного бизнеса: локального, с его ограничениями и особенностями.

Только в этом случае образование перестает быть красивой надстройкой и становится практикой.

Кто реально учится, а кто нет

Предприниматели редко системно учатся. Они «подхватывают» знания ситуативно, в момент острой задачи или кризиса.

Чаще учеба у них носит точечный характер: послушать лекцию по маркетингу, обменяться опытом с коллегой, пройти короткий курс.

Зато стабильный и осознанный спрос идет со стороны опытных специалистов: людей уровня senior и тех, кто на подходе к этому статусу.

  • Для них повышение компетенций напрямую связано с карьерой и доходом. В их логике «чем больше знаю — тем выше моя ценность на рынке». Именно поэтому такая аудитория составляет ядро U Skillz.

При построении образовательного продукта важно четко понимать, кто ваша аудитория, и зачем она приходит.

Стартаперы и предприниматели ищут вдохновения и быстрые решения, а профессионалы — системных знаний, которые помогут двигаться вверх по карьерной лестнице.

Как рождаются новые форматы

Проект U Skillz появился не как готовая бизнес-модель, а как ответ на личный запрос — после выхода из предыдущего проекта.

Курсы были сделаны «для себя одного», когда не удалось найти ничего подходящего по персональному запросу. Этот эксперимент неожиданно оказался востребован и среди других людей — так из личной инициативы выросла компания.

История показывает: многие сильные образовательные проекты появляются не «по указке», по стратегическому плану инвесторов, а из конкретной потребности.

  • Не всегда нужно выверять идеальную программу, нанимать команду звездных преподавателей или вкладывать огромный бюджет. Иногда достаточно простого эксперимента, который закроет реальную боль.

Вывод следующий: начинать можно с малого. Образовательный продукт имеет шанс вырасти именно тогда, когда он рождается из живого опыта, а не как абстрактный бизнес-план.

Обучение как сообщество (но не вместо него)

U Skillz с самого начала развивался в двух парадигмах. Почти одновременно с первыми программами появилась комьюнити-часть — квартирники.

Первая встреча прошла в Кремниевой долине просто по наитию — чтобы попробовать. Однако на мероприятии собрались интересные люди, и после кемпа их не захотели терять: так родился чат, а затем и полноценное сообщество.

  • Со временем квартирники стали жить собственной жизнью. Они не вошли в продуктовую линейку бизнес-школы, а стали жить своей жизнью внутри комьюнити. Здесь участники получают вдохновение, обмениваются опытом.

Но это не заменяет учебный процесс. В образовательных программах остается структура и системность, а в комьюнити — свободное общение и нетворк.

Поэтому не все запросы стоит вписывать в курс. Иногда они развиваются параллельно — и именно тогда формируется более устойчивая экосистема вокруг проекта.

Чему на самом деле учат бизнес-школы нового типа

U Skillz — это не стартап-школа и не «школа профессий». Это бизнес-школа, которая работает с классическими навыками лидерства и управления, но в практическом ключе.

Это не школа профессий и не стартап-акселератор, сюда приходят за другим — за пониманием, как вести за собой команду, принимать решения в условиях неопределенности, общаться с людьми.

  • Хард-скиллы быстро устаревают. А вот soft skills и предпринимательское мышление остаются универсальными и становятся главным конкурентным преимуществом.

Недаром ядро аудитории составляют опытные профессионалы из IT-корпораций, eCommerce, FinTech и консалтинга: они понимают, что рост компетенций напрямую связан с ростом дохода.

Проще говоря, учеба не всегда сводится исключительно к освоению определенного навыка.

Иногда важнее, как человек думает, общается и выстраивает процессы вокруг себя. Именно это и определяет карьерный рост на длинной дистанции.

Предпринимательское мышление как результат

Бизнес-школа нового типа строится вокруг следующих принципов: адаптация знаний к реальности, понимание своей аудитории и работа с мышлением, а не только с навыками.

Не меньшую роль играет предпринимательское мышление как результат обучения. Оно связано не только со стартапами.

  • С таким подходом можно быть ученым, консультантом, менеджером или руководителем. Это скорее вдумчивый и ответственный способ действовать в любой профессии.

Полезное обучение начинается там, где совпадают личный запрос человека и честная практика, а вовсе не там, где обещают «готовую модель успеха».

Качественное обучение помогает изучить инструменты и применить их под собственные потребности и в парадигме собственного опыта.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Всевидящее Шоко».

Начать дискуссию