Как Ира научилась флиртовать: создание AI-персонажа с характером
Эта статья впервые опубликована на aipersona.shop — платформе цифровых персонажей с характером и галереями жестов. Там вы найдёте полную коллекцию AI-аватаров и видео-демонстрации их возможностей. Статья подготовлена без сокращений и с небольшими изменениями в духе автора.
Предисловие: Ира, которая флиртует
Когда я создавал Иру — AI-аватара для объяснения блокчейна — я ожидал сухой техничности. Но в одном из тестовых роликов два зрителя написали: «А она что, флиртует?». Я не планировал этого. Не задавал. Но Ира — девочка с характером. И флирт стал частью её образа. Это стало ключом к пониманию: персонаж не создаётся, он проявляется.
Шаг 1. Ира замолкает. Я начинаю говорить
Первая попытка выглядела правильно, но пусто. Голос есть, смысл есть, но кайфа нет. Руки не знали, где быть — как у актёра, который выучил текст, но не понял, зачем его герой появился в кадре. Привычные «продюсерские» жесты (отмерить, показать, подчеркнуть) превращали Иру в диктора. И диктор из неё, с болтающейся кисточкой на академической шапочке, был никудышным.
Тогда начались итерации. Сначала — Ира замолкает. Я молча разговариваю вместо неё. Десять секунд мучительно-освежающего тупняка. Кто она у меня, эта Ира? Почему я её такой придумал?
Шаг 2. Жесты — это не украшение, а глагол
Фраза изменилась. Попробовать вот этот жест. Ага, мысль стала на место, как пазл. А если другой жест? Нет, с ним какая-то фигня. Потуплю ещё. Потупил. Опять: фраза, жест, потупить… Раз сто. Изменяя последовательность действий.
Потом «пришёл» голос. Не громче — глубже. Не «объяснить», а «макнуть в очевидное». Ира чуть опускает тембр, и в нём появляется лукавая уверенность человека, которого забавляет, что он тему изнутри рубит, а тот, кого она «макает» — тупит. Это был уже не рассказ, а подтрунивание. Пришлось вычистить дружелюбную улыбку из голоса и оставить только иронию — как шрам, который не надо прятать.
Шаг 3. Пауза держит дверь нараспашку
Ритм. Обычно, в шестидесяти секундах нет места для суеты. Но нет места и для пулёмётной скороговорки. Если пришла суета — Ира умерла. Поэтому я ломал фразы пополам, выкидывал те, что хрустят громче смысла, придумывал новые. Боже, сколько же смыслов может быть в одной короткой фразе — только дай волю воображению! В результате от абзаца осталась одна строка, когда я просто стал ненавидеть думать эту идею!
И она, идея, наконец перестала поглядывать на часы.
Руки Иры нашли движение не сразу. Любой «сгенерированный» жест превращал мысль в рекламу. Или жестикуляцию светской львицы. Или в пошлятину.
Пришлось вспомнить: жест — это не украшение, а глагол. Ира некоторой механистичностью жестов как будто сдвигает перед собой невидимую плоскость — не «доску», а границу внимания. Сначала ближе к зрителю, потом на себя. Этот микроскопический «маятник» собирает фразу в фокус. С ним слова перестали «сыпаться», как песок со стола.
И ещё — паузы. Пауза не молчит, она держит дверь нараспашку. Лишняя пауза — и зритель уйдёт. Недостаточная — и мысль не успеет прорасти. Тут помогла простая вещь: считать не секунды, а взгляд. Пока взгляд держит — пауза жива. Как только глаза пошли гулять — пора идти дальше.
Шаг 4. Текст исчезает. Остаётся характер
Когда всё сложилось, текст оказался коротким до смешного: одно утверждение, одно сравнение, один образ, один жест. Без метафор, которые любят себя больше смысла. Без «сегодня мы поговорим». Без «представьте себе». Мысль должна была прозвучать так, будто существовала всегда, просто кто-то наконец убрал с неё мусор.
Финальная запись заняла 57 секунд. Да, больше, чем хотелось. Но резать дальше — означало резать Иру. А он, персонаж, сопротивляется хуже любых KPI.
И это правильно. В этой работе интереснее всего момент, когда понимаешь: не ты диктуешь время роли, а роль диктует время мысли. Или наоборот. Я так и не понял. Но, бл@дь, работает! Чума просто. Это — я сделал или она сама?
Самая честная мысль здесь — не техника, а повторяемость
Завтра Ира скажет ту же мысль иначе, но с тем же характером. Те же жесты, тот же тембр, та же ирония, которая не унижает тему, а сдувает с неё вчерашние мысли.
Персонаж — это не «функция воспроизведения», это привычка смысла жить определённым образом. Некоторые идеи (а может — все?) лучше рожать, чем доказывать. Ира умеет становиться повитухой смысла: не давить, не тянуть, а вовремя подставить ладонь. Или тазик.
Для этого ей и нужны эти стопицот попыток — не чтобы «получилось хорошо», а чтобы перестало думаться об этом. Когда перестаёт, минуты вдруг хватает на целую аудиторию.
Тут нет выводов и «как повторить у себя». Если очень надо — можно пересмотреть запись и найти там все технические костыли и сопли. Но важнее другое: Ира — не инструмент, а персонаж. Она — содержание того, что ты вкладываешь в неё из себя. Она объясняет не потому, что «обучающий формат», а потому что у неё так устроена внутренняя честность — она аналогична твоей. И это единственное, что зритель узнаёт мгновенно и принимает без доказательств. 57 секунд живут не на таймере, а в личности того, кто примеряет Иру к своему намерению, как к аватару.
Говорят, тут нужно вставить призыв к действию
Ну, ладно: ЭЙ! НЕ СТРЕЛЯЙ!
Что ещё-то... А!
aipersona.shop — мой сайт. Там 8 уникальных AI-аватаров (Ира, Джунгуо, Нихонсан, Аиша, Захра, Асдис, Арчи, Шива), говорящих на 6 языках. Можешь выбрать, а можешь просто посмотреть - я делал, как считал интересным для себя.
P.S. В статье нет «секретов успеха». Нет того, что мне объясняют, как мою честность. Милые дети, идите вы в жо@у! Мне наплевать на "маркетёлковость" этого мира.
<link rel="canonical" href="https://aipersona.shop/blog-ru-article-1" />