И снова IELTS: тонкости и хитрости

Всем привет! Меня зовут Алла, и осенью я сдала IELTS Academic на приличный балл (8.0). В прошлой статье я уже описала основные инсайты, которые мне принесла подготовка к экзамену. В этот раз расскажу об особенностях самого IELTS, его заданий и их отработки.

Проведение экзамена

Здесь тоже есть нюансы, и о них нелишне знать заранее. Это может вам помочь сэкономить и нервы, и время, и деньги.

1. IELTS принимают не везде. Если вы точно знаете, что вы сдаете и для чего, проблем не будет. Если же вы просто хотите сдать какой-то международный экзамен по английскому, то лучше вначале прикинуть, кому бы вы хотели его результаты предъявить.

Да, IELTS довольно востребован: его сертификат признают в 135 странах, включая Великобританию и страны Содружества наций. Но где-то (например, в США) больше любят TOEFL.

Проверить, в каких организациях принимают IELTS, можно на сайте самого экзамена.

2. У IELTS есть два основных варианта (модуля) — общий (General) и академический (Academic). Первый подходит для иммиграции и работы, второй — для учебы. Впрочем, бывает по-разному, и лучше уточнять заранее, какой именно вариант вам нужно сдать. Описание модулей также можно почитать на сайте экзамена.

Есть еще модули IELTS для получения иммиграционной и семейной виз, вида на жительство или гражданства (IELTS Life Skills), но я про них ничего не знаю и не расскажу.

3. IELTS проводится только очно. Даже во время пандемии. Да, вам нужно прийти в специальный центр, аккредитованный для приема IELTS (как правило, один в городе) И там вам нужно провести три часа под неусыпным наблюдением кураторов.

В аудитории, где вы сдаете экзамен, висят камеры. При этом каждые полчаса кураторы подходят к вашему месту и проверяют паспорт. А если вам захочется в туалет в разгар теста, выйти можно только в сопровождении. В общем, расслаблению обстановка не способствует.

4. Раньше экзамен сдавали только на бумаге. С недавних пор появилась возможность сдать и на компьютере. Эта опция дороже и, как я поняла, доступна не во всех городах. Но если она есть в вашем городе и вам позволяют финансы, я рекомендую сдавать экзамен в электронном виде.

Во-первых, самих экзаменуемых в аудитории будет меньше (у нас было всего четыре человека).

Во-вторых, вы сможете прослушивать аудио в наушниках, а не из «проигрывателя» экзаменатора.

В-третьих, это просто удобнее. Я далеко не «цифророжденный» человек, но и меня прогресс испортил: перспектива писать сочинение от руки или соотносить листочки ответов с листочками вопросов не вдохновляла.

Наконец, электронные ответы проверяют значительно быстрее: мне СМС с оценкой прислали уже дня через три. Для сравнения, результаты бумажного теста сообщают в течение двух недель.

5. IELTS недешевый. Бумажная версия стоит 14 000 рублей, электронная — 20 000, независимо от модуля. Если вы не наберете нужного балла по какому-то одному блоку, пересдать только этот блок не получится — придется снова оплачивать и сдавать весь экзамен. Зато делать это можно безлимитное количество раз :).

6. Сертификат IELTS не бессрочный: он действует только два года.

Независимо от модуля, экзамен состоит из четырех блоков: аудирование (Listening), чтение (Reading), письмо (Writing) и речь (Speaking). При этом разница между General и Academic есть только в блоках Reading и Writing.

Я расскажу про каждый блок IELTS Academic. Правда, всеобъемлющего списка хаков и трюков не приведу. Во-первых, у меня его нет, а в интернете есть и много. Во-вторых, на самых всеобъемлющих из них умные люди зарабатывают деньги. Хлеб у них отбирать я не хочу:). Поделюсь только тем, что проверила на себе.

Listening

Мой результат = 8.5.

Вам дается четыре диалога общей длительностью 30 минут. В первом чаще всего беседуют клиент и представитель какого-то сервиса (например, турист звонит в турбюро). Во втором обычно дается описание карты, но могут быть вариации. В третьем мне довелось услышать много веселых студентов, которые обсуждают программу, преподавателей или экзамены. А в четвертом звучит кусок какой-нибудь лекции.

Для успокоения

Сразу поспешу успокоить тех, кто, как и я, всегда плохо воспринимал иностранную речь на слух:

1. Говорящие говорят медленно и четко.

2. У них нет никаких экзотических акцентов, вроде китайского, индийского или испанского. Кажется, во время подготовки мне пару раз попадались спикеры с шотландским или каким-то другим северо-британским акцентом, но на экзамене всё было понятно. К слову, американского произношения вы так же не услышите — все говорят с британским.

3. Большинство вопросов в тесте идут в том же порядке, в котором звучат ответы. Большинство, однако не все.

Для моральной и практической подготовки

Теперь о подводных камнях:

1. Придется повторить алфавит и числительные. В том числе послушать, как они звучат на слух. Особенно жестоки пары 13-30 / 14-40 и т.п. IELTS ведь в том числе проверяет, насколько успешно вы можете общаться с разными службами. А значит, вам нужно уметь диктовать и записывать имена по буквам и телефон по цифрам.

2. Обязательно потренируйтесь понимать на слух описание карт. Это очень быстро нарабатывается, особенно если подучить основные конструкции, которые помогают описывать местность (around the bend, across from, junction, winding road и т.п.) Без подготовки же очень легко растеряться и потерять баллы.

3. Придется вспомнить, как писать без автокорректора и встроенной проверки. Это, пожалуй, самое сложное, и у меня нет совета, как это натренировать. Разве что побольше читать качественной публицистики. Ну и писать без автокорректора и встроенной проверки :).

4. Подучите синонимы к известным вам словам. Чем больше — тем лучше. Никакие ответы не будут звучать так же, как сформулированы вопросы. И чтобы выловить на слух тот самый ответ, нужно понимать, как вопрос могут перефразировать.

5. Ну и основное, о чем нужно помнить: диалоги на экзамене звучат только один раз. А ответы разбросаны по ним с разной степенью «концентрации»: где-то они идут в каждой реплике, а где-то придется вслушиваться подольше. Но, когда ты в течение долгого времени не слышишь ничего, относящегося к делу, можно легко отвлечься, «улететь» — и пропустить половину заданий. Так что будьте внимательны и предельно сосредоточенны.

Reading

Мой результат = 8.5.

Вам дается три больших текста, в основном статей из научных журналов. Все они размером примерно А4. Тексты разной сложности, последний труднее всего. На всё один час.

Все те, кто помогают готовиться к IELTS, в один голос советуют распределять время так: 15-17 минут — на первый текст, 15-17 — на второй и оставшееся время — на третий, а также на проверку предыдущих ответов.

Для успокоения

Больше всего я боялась именно этого блока: я очень медленно читаю и не быстрее думаю. Но всё оказалось не так страшно:

1. Если вы часто читаете исследования и серьезные журналы на английском, сориентироваться в академических текстах вам будет намного проще. Структура, подача, основные глаголы и международные термины будут чуть более знакомыми.

2. Так же, как и в Listening, большинство вопросов идут в том же порядке, что и ответы на них в тексте.

Для моральной и практической подготовки

А теперь о нюансах:

1. Все, кто готовят к IELTS, наперебой учат т.н. Skimming & Scanning — технике быстрого чтения и поиска ключевых слов. Но, увы, она не всегда работает. Да, нужно уметь сканировать текст по диагонали и вычленять из него ключевые слова. Однако вопросы бывают разные. И бывают такие, которые требуют прочитать текст целиком, причем очень вдумчиво. И не один раз.

2. CTRL + F тоже не работает:). Просто к сведению, на всякий случай.

3. Совет из предыдущего раздела: учить больше синонимов. Здесь точно так же, как и в Listening, ответы состоят из перефразированных вопросов. Так что вам не только нужно будет выхватывать ключевые слова из вопроса, но и предполагать, какими синонимами их могли заменить в тексте.

4. Самый коварный тип заданий — выбери True, False или Not Given. Дается утверждение, и нужно определить: повторяет оно по смыслу то, которое написано в тексте, противоречит ему или об этом ничего не сказано.

Коварство здесь в «проклятии знаний»: вы видите какой-то тезис, вы точно знаете, что он правдив или ложен, и вы скорее хотите ответить True/False... Но не спешите! Посмотрите в текст и проверьте, было ли в нем четко написано о том факте, который упомянут в вопросе. Точно было? Если вы не найдете в тексте никакого упоминания, значит, правильным ответом будет Not Given.

Writing

Мой результат = 7.0.

Этот раздел состоит из двух частей. В первой вам нужно описать диаграмму, таблицу, схему или процесс. Размер текста должен быть не больше 150 слов.

Во второй части вам предстоит написать сочинение-рассуждение на заданную тему (250 слов). На всё дается один час. Постарайтесь выполнить первое задание минут за 15 и потратить остальное время на второе эссе, а также вычитку.

Для успокоения

Все сходятся во мнении, что это самый сложный блок. Я, в общем-то, соглашусь, но вначале немного успокою:

1. Вначале мне казалось неподъемной задачей написать два сочинения за час. Моя первая тренировка заняла два часа. Причем я тренировала только второе эссе :). Но на экзамене я справилась с обоими минут за 50. А всё потому, что у сочинений есть очень четкая структура, о которой подробно рассказывают во всех подготовительных материалах.

Если кратко, то первое эссе должно начинаться со вступления (что вы видите на изображении и что предстоит сделать), продолжаться — обзором основных закономерностей на графике, а закачиваться — описанием нескольких ключевых трендов. Заключение вымучивать не нужно.

Второе эссе также начинается со вступления. Для него можно перефразировать вопрос, обозначить свою позицию и основные идеи. Есть несколько типов заданий в эссе: вам могут предложить рассмотреть обе стороны, описать решение проблемы, аргументированно поддержать или опровергнуть утверждение, взвесить «за» и «против». От этого будет зависеть, как именно вы будете обозначать свою позицию и представлять идеи.

Дальше вы придумываете 2-3 тезиса в поддержку своей позиции и еще по 2-3 аргумента в пользу этих тезисов. В конце — вывод и CTA.

Звучит сложно, но за 5-6 сочинений руку удается набить, а выбор позиции и генерацию идей сделать молниеносными.

2. Если посмотреть на примеры тем, можно сильно разнервничаться. Ну вот открываешь ты задание и видишь там СИЕ:

  • Some cities create new housing for their growing populations by constructing a smaller number of high-rise buildings. Other cities create more of low-rise buildings. Which solution is better, in your opinion?
  • Computers are now the basis of the modern world. They should therefore be introduced into classrooms, and their programs used for direct teaching purposes. However, dependence on computers in teaching may carry a certain degree of risk to students. Discuss both sides and give your opinion.
  • Pollution of rivers, lakes and seas is a major concern for people who seek to protect the environment. What are the possible causes of water pollution, and what effects does this have on animal life and human society? Give reasons for your answer and include any relevant examples from your own knowledge or experience.

И понимаешь, что у тебя есть полчаса, чтобы составить план, придумать аргументы и сотворить что-то стройное, внятное и грамотное. А подумать? А взвесить? А если ты ничего не знаешь про это? А если ты никогда об этом не задумывался? А если напишешь полную чушь?!

И тут у меня две новости. Плохая новость: у вас не будет времени думать и взвешивать. Хорошая новость: вы можете смело писать полную чушь :).

Экзаменатор проверяет ваш словарный запас и его уместность, ваши грамотность, способность соединять слова в предложения, а предложения — в связный логичный текст (т.н. Coherence & Cohesion). Ну и то, можете ли вы правильно понимать задания и четко их выполнять. А то, насколько ваш текст интеллектуален, искренен и глубоко проработан, никого не волнует.

Для моральной и практической подготовки

Теперь о тонкостях:

1. Снова напомню о синонимах, особенно к базовым словам типа give, take, have. Чем богаче и точнее ваша лексика — тем выше балл.

2. Особенно ответственно подойдите к словам и выражениям-связкам (therefore, moreover, with that in mind, all in all, to sum up, whereas и проч.) Это то, что действительно стоит зазубрить — они помогут вам сэкономить время на экзамене. Достаточно расставить между предложениями 5-6 таких фраз, и текст сразу станет более связным и «продвинутым».

3. Учитесь отличать formal от informal. Когда вы сдаете академический IELTS, ваш текст должен быть, как ни странно, академическим. Не нужно разбрасывать по нему сложные наукообразные термины. Но и сленга с откровенно разговорными словечками тоже нужно избегать.

4. Умение перефразировать — один из козырей во время всего экзамена. Он выручит вас и в этом разделе.

5. Обязательно тренируйтесь на время. Чтобы не получилось, как у меня — два часа на одно эссе :).

6. Странный совет, но придется научиться... думать менее глубоко. Хотя бы иногда :).

Здесь время решает всё, поэтому алгоритм такой: увидели тему, за минуту накидали аргументы за/против, «декомпозировали» и побежали записывать.

Ваши моральные принципы и установки здесь не имеют значения. Берите первое, что придет вам в голову и что вам проще всего обосновать. Если вам легче будет расписать, почему курить это хорошо, — вперед.

7. И сквозная рекомендация: очень-очень внимательно читайте задания.

Если вас просят занять позицию — выберите какое-то однозначное мнение. Проще всего, если это будет категоричное totally agree / totally disagree.

Если же вас просят прокомментировать обе точки зрения, то вам нужно будет подобрать аргументы к обеим позициям, а не высказать «за» и «против» какой-то одной.

Это тонкий момент: в творческом угаре довольно легко уйти в сторону или забыть про вторую точку зрения. Признаюсь честно, это та самая ошибка, которую допустила я во время экзамена. Минус балл.

Speaking

Мой результат = 7.5.

Самый короткий (не дольше 12 минут) и самый хардкорный блок. Вот тут-то и станет понятно, каков ваш реальный уровень: основная задача экзаменатора — проверить, можете ли вы говорить спонтанно, естественно и по теме.

Кстати, это единственная часть экзамена, в которой вы общаетесь с живым человеком. Правда, экзаменатор идет по четкому скрипту, ни шага в сторону, а весь диалог записывает на диктофон.

Для успокоения

Из того, что поможет успокоиться:

1. Знание структуры ответов выручит вас и здесь. Разговорный блок состоит из трех частей.

Первая — разогрев: здесь вас спросят, кто вы, что вы, откуда, где живете, насколько хорош для детей тот район, в котором вы живете, что вы делали в свой первый рабочий день и часто ли вы едите фрукты. Да, вопросы могут быть самыми нелепыми.

Здесь важно помнить о том, что отвечать на них нужно более или менее развернуто: то есть не одним предложением, а хотя бы двумя-тремя. Например, если вас спросят про фрукты, недостаточно ответить «да» или «нет». Можно еще упомянуть, например, какие именно фрукты вы любите и как часто их едите :).

Вторая часть — история. Вам дают карточку и минуту на размышления. Когда она истечет, у вас будет две минуты на непрерывный складный монолог. На карточке есть наводящие вопросы. Идеально, если вы раскроете их все, но сделаете это аккурат перед тем, как истекут две минуты. Впрочем, ничего страшного, если экзаменатор вас остановит. Хуже, если вы справитесь за полминуты, и дальше вашему визави придется вытаскивать из вас вашу речь дополнительными вопросами.

Звучит устрашающе, но это тоже вопрос тренировки. Поучитесь быстро набрасывать ментальную карту на случайную тему. Потом — добавлять по 2-3 фразы к каждому пункту. И всё, ваша история будет готова. Только не забывайте делать это на время.

Третья часть — рассуждения о глобальном и высоком. Это уже не про вас, а про общество в целом. Вот в таком духе:

  • What are some of the benefits of having a good memory?
  • What is the difference between the reading habits of old people and young people?
  • In your country, what kinds of public buildings do people like to visit?
  • How can children be encouraged to adopt healthy eating habits?
  • The money professional sportsmen earn is significantly higher than that the earning of other professionals. Is it justified?

Говорят, лучше всего придерживаться такой структуры: один вопрос — две точки зрения с примером на каждую.

2. Как и в сочинении, никого не волнует, что вы думаете на самом деле. Равно как и ваши интеллектуальные способности тоже никто оценивать не станет. Вы можете наврать в датах или запутаться в фактах — это не важно. Важно, насколько быстро и легко вы можете подхватить разговор на малознакомую тему.

3. Кстати, насчет темы. Она и правда может быть самой неожиданной и дурацкой. И никаких тут тебе «топиков» для подготовки, как в школе. Тем не менее все темы Speaking можно объединить в пять больших групп: люди, места, события, активности и предметы. И, так или иначе, вы будете рассказывать и рассуждать о чем-то из этого списка.

Для моральной и практической подготовки

Что касается подводных камней и советов, то здесь они точно такие же, как и в Writing: синонимы, перефразирование, конструкции-связки и стилистика.

Впрочем, пару рецептов я все же выделю:

1. Попробуйте перед экзаменом побольше погрузиться в текущую новостную повестку. Чтобы говорить достаточное количество времени, нужно быть в контексте. Но тема может быть совершенно вам не близкой, да и растеряться нетрудно. Тогда вам на помощь придут ассоциации и аналогии. А чтобы суметь быстро привести какой-то пример, нужно, чтобы этот пример в голове жил. И свежие новости — это то, что в таком случае может пригодиться.

2. Фантазируйте:). Самое страшное — это перевернуть карточку с заданием и понять, что в голове пустота.

  • Расскажите о самом необычном предмете, который вы видели недавно.
  • Расскажите о самом веселом приключении из детства.
  • Расскажите, как у вас однажды сломалась машина.

А если у меня никогда не ломалась машина? Или я в упор не могу вспомнить никаких необычных предметов? Да и детство у меня было отнюдь не веселое? Экзаменатору не нужна правда, ему нужна ваша английская речь. Так что просто сочините небылицу :).

Вот теперь я рассказала всё, что помню про IELTS :). Еще раз хочу подчеркнуть, что это личный опыт и на серебряную пулю он не претендует. Просто никогда не знаешь, что найдет у тебя отклик: компетентные дорогостоящие рекомендации опытных коучей или случайный кейс от случайного человека.

Удачи всем, кто готовится к экзамену или только начинает учить язык!

Больше советов и откровений, влючая ссылки на полезные ресурсы, — в прошлой статье.

1313
6 комментариев

В реальности экзамен очень сложный и то как вы его описываете (раз два и всё...) конечно же далеко от истины. 8.0 - это очень высокий бал, который далеко не все учителя английского языка с опытом смогут достичь. По статистике подавляющее большинство сдают этот экзамен на 5-6 баллов в лучшем случае.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

да, может, сейчас не будет такого охвата и живого отклика :)

1
Ответить